Джордж Клуни: Нельзя постоянно оборачиваться назад – надо научиться смотреть вперед
Все началось с того, что два успешных армянских бизнесмена – Рубен Варданян и Нубар Афеян – стали обсуждать, как они могут применить свои деловые навыки во благо Армении. Они понимали, что надо помочь Армении перейти от модели выживания к процветанию. Фактически намечалась своего рода революция, но революция в умах – ведь армяне впредь должны не только принимать помощь извне, но и сами помогать тем, кто этого заслуживает. «Армения стала независимым государством всего лишь 25 лет назад, но как нация армяне существуют уже пять тысяч лет. Мы должны использовать это преимущество. Нам пора преодолеть синдром жертвы и начать думать о будущем», – говорил Рубен Варданян.
Для начала надо было обратиться к какой-нибудь знаковой дате. И тут они задумались о том, каким образом столетие Геноцида сможет помочь привлечь всеобщее внимание к Армении и таким образом послужить толчком к переменам. Так возник проект «100 Жизней» благотворительного фонда «Инициативы развития Армении», призванного способствовать социально-экономическому развитию Армении путем инвестирования в долгосрочные некоммерческие проекты. Его идея – привлечь внимание человечества к мировым трагедиям и воздать должное настоящим героям, бескорыстно помогающим людям в самые тяжелые времена.
Посему было решено создать премию «Аврора». Основателями ее стали трое армян – Рубен Варданян, Нубар Афеян и Вардан Грегорян. Но комиссия, которая отбирает финалистов и называет победителя, международная, и в нее входят двое нобелевских лауреатов. А это значит, что она представляет не «армяноцентричный» подход, а международный. И это чрезвычайно для нас важно. Мы должны научиться смотреть на мир шире, воспринимать его как единое целое и нас как часть единого мира.
Название премии имеет свою историю – это имя армянской девушки Авроры Мардиганян, которой своими глазами пришлось увидеть весь ужас Геноцида. Он отнял у нее братьев и отца, а вот самой Авроре чудом удалось спастись и бежать из Армении. Всю свою жизнь девушка посвятила помощи нуждающимся и распространению правды о Геноциде армян. Она даже снялась в фильме 1919 года «Растерзанная Армения», посвященном той трагедии.
Этой международной премией, которая впредь будет вручаться ежегодно 24 апреля в столице Армении Ереване, будут награждать тех, кто на сегодняшний день альтруистически спасает чужие жизни, рискуя собственными. Победитель должен был получить грант в размере 100 тыс. долларов, а также возможность продолжить благотворительную эстафету, номинировав вдохновившую его самого компанию на валютную награду в объеме 1 млн долларов. «Гуманность, щедрость, сила и жертвенность, проявленные теми, кто спас такое огромное количество армян, обязывают нас рассказать эти истории миру. Настало время пролить свет на эти выдающиеся личности, извлечь для себя соответствующие уроки и выразить нашу благодарность за героические поступки этих людей», – говорил Рубен Варданян еще на запуске проекта год назад.
На этот раз победителем должен был стать один из четырех финалистов, определенных комиссией: Маргерит Баранкитс из «Дома Шалом» и госпиталя REMA в Бурунди; доктор Том Катена из больницы Mother of Mercy, расположенной в Нубийских горах в Судане; Седа Гулам Фатима, генеральный секретарь группы «Пакистанский фронт освобождения от кабального труда» и отец Бернар Кинви, католический священник из Боссемптеля, Центрально-Африканская республика.
Вечером 24 апреля стало известно, что из четырех финалистов лауреатом первой премии «Аврора» стала Маргерит Баранкитс из «Дома Шалом» и госпиталя REMA в Бурунди. В годы гражданской войны она сама спасла около 30 тысяч детей, а в 2008 году открыла больницу, где на сегодняшний день медицинскую помощь получили более 80 тысяч пациентов. Маргерит Баранкитс планирует разделить награду между тремя организациями для поддержки и реабилитации детей, ставших беженцами и сиротами, а также для борьбы с детской бедностью. Вот эти организации: Фонд Великого Герцога и Великой Герцогини Люксембурга, Фонд Жан-Франсуа Петерброка (Фонд JFP) и Фонд Bridderlech Deelen, Люксембург. Она сказала, что выбрала именно эти организации, так как даже в самые трудные времена их сотрудники неизменно поддерживали и никогда не покидали ее. «Любовь остановить невозможно!» – такими были последние слова приветствия Баранкитс.
Будучи сопредседателем отборочной комиссии, знаменитый киноактер Джордж Клуни, который известен в Америке еще и как бизнесмен-филантроп, под общие аплодисменты присутствующих вручил Маргерит премию «Аврора».
Приехав в Ереван, прямо с трапа самолета Клуни, неожиданно для всех, заговорил по-армянски. Это только после Рубен Варданян рассказал о том, как его компаньон внимательно вслушивался в его армянскую речь, по несколько раз повторяя произнесенные слова, чтобы в точности воспроизвести их. И он добился своего: заговоривший на армянском Клуни сразу же метаморфозировал в армянина и уже через час-другой, как с юмором заметил Рубен Варданян, стал не Клуни, а Клунян… Голливудский актер с неподдельной готовностью фотографировался со всеми, кто даже не просил его об этом. Но главное, что он был в тонусе и любвеобилен, совершенно уверенный в том, что все к нему испытывают те же чувства. Тут уж грех было не вызваться на интервью с ним, пусть хоть и небольшое:
– Что сподвигло Вас на эту акцию?
– Я воспитан на убеждении, что люди должны бороться за свои права, за правду. Но однажды я прочитал статьи о Геноциде в Дарфуре, тогда я понял, что должен использовать свою известность во благо людей, пострадавших от мировых катастроф, и в частности от геноцидов. Потому что если ты успешен и богат, то обязан делиться. Очень важно, когда люди судят об успешности человека через его духовную составляющую.
Я никак не пойму – как можно отрицать то, что произошло?! Мы слышим горячие речи о том, что такой трагедии в мире больше никогда не будет, потому что мы не позволим этого. Но не успеваем мы очухаться от сказанного, как вдруг вновь узнаем об очередной трагедии. По Армении я знаю одно: нельзя забывать, что то, что произошло в этой древней стране – это часть ее истории, которая является и мировой историей. Но нельзя постоянно оборачиваться назад – надо научиться смотреть вперед.
– Недавно в Европейском суде по правам человека состоялось заседание, на котором Ваша супруга, Амаль Клуни, выступила в качестве адвоката по делам прав человека и представляла интересы армянской стороны. Ей удалось обнаружить какие-то неточности по ходу дела…
– Дело в том, что годы назад суд Швейцарии вынес осуждающий вердикт в отношении лидера Рабочей партии Турции Догу Перинчека за отрицание Геноцида армян. Перинчек обратился в ЕСПЧ, и в прошлом году иск был удовлетворен. Швейцария обжаловала решение. Армения и Турция здесь представляли третью сторону, где интересы Армении представляла адвокатская группа, в составе которой находится и Амаль Клуни. По словам Амаль, главная ошибка в том, что ЕСПЧ подобным решением ставит под сомнение факт Геноцида армян. К тому же решение принято было без экспертизы, исследования документов и опроса свидетелей, без участия армянской стороны. Вместо этого суд постановил, что Геноцид не доказан и не доказуем. Пришлось напомнить суду свидетельства о зверствах в отношении армян, что напрямую доказывает точность термина «геноцид». Амаль назвала решение нижней палаты ЕСПЧ неуважительным к столетней памяти погибших в османской Турции армян. Моя супруга могла бы подробнее рассказать вам об этом, но, к сожалению, она вынуждена была изменить планы из-за работы в Вашингтоне, и я приехал в Армению один.
– На церемонии вручения премии «Аврора» Вы произнесли тост, упомянув любовь армян к застольям. Какой тост Вы бы еще произнесли, но уже вне торжественных церемоний, в привычной обстановке?
– Когда вместе с Рубеном Варданяном мы посетили международный колледж-пансион в Дилижане и я смог пообщаться с учениками этого учреждения, я поразился их эрудиции и, что главное, их скромности. Эрудиция со скромностью – сочетание подчас несочетаемое. А тут на меня смотрят молодые горячие глаза, и кажется, что они ни перед чем не остановятся, всего добьются. Я поверил – у армянских детей большое будущее.
– И еще. Вопрос на посошок: если вдруг Вы решите сами приехать в Ереван, без провожатых, с тем чтобы просто отдохнуть, куда Вы в первую очередь пойдете?
– Найду самую высокую точку в городе и оттуда крикну: «Барев, Айастан!».
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии