Музей «Тапан» – форпост памяти
В истории Армении далекий апрель 1915 г. оседал черной гарью в сердцах многих и многих людей, волею судьбы оказавшихся на землях, где время остановилось, чтобы скорбеть вместе с ними. И потому каждый армянин, свято чтя память предков, до сих пор ощущает их боль как свою. И потому день 24 апреля – день памяти жертв Геноцида – день, когда склоняют головы от мала до велика все армяне и все те, кто неравнодушен к попранию человеческой жизни и достоинства.
Историческая наука имеет документальные обоснования того, что уничтожение армян носило системный характер и управлялось известными турецкими лидерами. Турецкие архивы не предоставляют ни одного документа в подтверждение целенаправленности истребления армян как нации, но им противостоят известные всему миру свидетельства очевидцев нетурецкого происхождения – консулов, военных, медсестер, миссионеров, интеллигенции. Известная книга австрийского писателя Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага» рассказывает о событии 1915?г. – обороне горы Муса-даг, но значение ее неизмеримо шире и важно не только для армян, для которых она стала документом памяти, но и для всего мира. Сам Верфель говорил в одном интервью: «Оборона Муса-дага так впечатлила меня, что я хотел помочь армянам, написав свой роман и рассказав об этих событиях всему миру». Судьба этой книги удивительна еще и тем, что в еврейских гетто времен Второй мировой войны евреи считали ее настоящим пособием по организации сопротивления!
Польский, а затем американский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин много занимался вопросами юридической ответственности за уничтожение этнических групп и еще в начале 30-х годов стал лоббировать этот вопрос в международном праве. Именно ему принадлежит авторство термина «геноцид», который он ввел в юриспруденцию в 1944?г., опираясь прежде всего на Геноцид армян в 1915 г. Этот термин получил международный?правовой статус после принятия Генеральной ассамблеей ООН в декабре?1948?г. «Конвенции о предупреждении преступления Геноцида и наказании за него».
Ныне многие страны мира признали и осудили Геноцид армян, но есть еще государства, общественные организации, кто отказывается от юридического признания Геноцида и его последствий, что несет в себе однозначную угрозу возможности повторения подобного злодеяния в любой точке планеты. И многие ученые и общественные деятели в мире не прекращают работы по всемерному признанию Геноцида как тяжелейшего преступления по отношению к армянам.
Одним из таких ученых ныне является Яир Орон, еврей по национальности, историк, доктор философии, известный геноцидовед. Ученый много ездил по миру, исследуя явления геноцида и предпосылки к нему, побывал в Армении на презентации своей книги «Необъяснимое равнодушие: сионизм и Геноцид армян», вышедшей в 2013 г. на армянском языке. В октябре 2015 г. Яир Орон принял участие в научной конференции «Геноцид как духовно-нравственное преступление против человечества», которая прошла в армянском храмовом комплексе в Москве по инициативе Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, на которой присутствовали также ученые-армяноведы и специалисты по геноцидологии из разных стран мира. В дни 101-й годовщины Геноцида Яир Орон также посетил Москву и в музее «Тапан» дал небольшое интервью газете «Ноев Ковчег».
– Как Вы пришли к теме Геноцида?
– И в Израиле, и в диаспоре я изучал Холокост, который является очень важным компонентом национальной идентификации евреев по всему миру, и понял, что это общая тема как для евреев, так и для армян. Во второй половине 80-х гг. я прочитал в газете, как Израиль поддерживает армян в США в их стремлении установить День памяти Геноцида армян. И этот вопрос поднимался несколько раз и в сенате, и в конгрессе США, и только влиянием Турции на президента США подписание официального документа отменялось. К сожалению, по сей день США не признали Геноцид. И мне было интересно, почему Израиль поддерживает Турцию в столь категорической позиции, ведь мы, евреи, должны первыми признать и поддерживать это признание Геноцида армян. И тогда я вплотную занялся изучением этой темы в самом широком временном охвате. Результатом моих исследований стала книга «Необъяснимое равнодушие: сионизм и Геноцид армян», где особое внимание я уделяю подходу израильского народа к этому вопросу до образования независимого государства Израиль, то есть до 1948 г.
– Почему сейчас Израиль не признает Геноцид?
– Сначала я планировал изучать этот вопрос на академическом уровне в течение нескольких лет, но понял, что Геноцид стал моим личным моральным вопросом. Я критикую позицию Израиля и везде, где мне приходится выступать, выражаю свое отношение к позиции моей страны по этой теме. Мое стремление бороться с государственной позицией – мой личный моральный призыв, тогда как Израиль руководствуется политическими причинами, в частности отношениями с Турцией и Азербайджаном, отрицая понятие геноцида, оставляя только определение трагедии армян, как в декларации Ш. Переса в 2000?г. С тех пор вопрос Израилем не поднимается вообще. Мне лично стыдно за своих лидеров, и я продолжаю писать десятки писем лидерам государств и общественным организациям с призывом признания и с научным обоснованием своей позиции. В Израиле же развивают теорию уникальности Холокоста. Я считаю по-научному некорректным разделять понятия Геноцида армян и Холокоста евреев, а также ряда других аналогичных событий, таких как в Руанде, и я борюсь за это с научными кругами в Израиле в том числе.
– Есть ли у Вас единомышленники в Израиле в научных и политических кругах?
– Есть очень много ученых в Израиле, которые не согласны со мной, но они уважают мой моральный выбор и мое моральное сражение по поводу Геноцида армян. Может быть, парламент Израиля все же признает Геноцид. Нынешний президент Израиля Реувен Ривлин, ранее бывший председателем парламента, очень близок армянскому народу и высказывал свое мнение об однозначном признании Геноцида. И сейчас, я думаю, большинство в парламенте за признание.
– Каковы результаты Вашей деятельности по признанию Геноцида в мире?
– В Израиле есть подвижки, есть много сторонников признания, и я – только часть этого процесса. Взрослое поколение хорошо знает о Геноциде, особенно по книге Франца Верфеля. А с 2007 г. я преподаю геноцидоведение молодым слушателям. Две с половиной тысячи человек каждый год заканчивают этот курс, пишется много статей и научных работ по всему миру. Если Израиль признает Геноцид, то и у США не останется другого выбора, как тоже признать, тем более Б. Обама не раз высказывался в пользу такого признания. Пока же на правительственном уровне определяющими для Израиля являются политические причины.
– Какова, по-Вашему, роль церкви, в частности Армянской Апостольской Церкви, в деле продвижения признания Геноцида?
– Я был очень впечатлен той атмосферой, которая царила на прошлогодней конференции, посвященной 100-летию Геноцида, что проходила здесь, в храмовом комплексе. Я считаю, что Армянская церковь очень открыта в вопросах обсуждения и понимания этого вопроса. Жизнь армян накрепко связана с церковью, с верой, у нас в Израиле – почти так же, хотя еврейская религия гораздо более закрытая. И в ситуации, когда государство Израиль отвергает Геноцид, я считаю, что мы предаем память жертв не только армянского, но и еврейского народа. Ни у кого, кроме самой жертвы, нет права отрицать геноцид!
Далее в храмовом комплексе состоялась публичная лекция Яира Орона, которую он закончил мыслью, что Геноцид – не вопрос прошлого и наши усилия направлены на то, чтобы, признав его, тем самым люди не допускали повторения чудовищного злодеяния, потому что ни у кого нет права отнимать жизнь у человека.
Музей епархии «Тапан» поражает своим живым и непосредственным откликом на каждую памятную дату армянской истории, на каждое событие в армянской жизни Москвы. Происходящее в его стенах привлекает не только армян, но и всех, кто неравнодушен к прошлому и настоящему героического народа Армении. Тому свидетельства – многочисленные выставки, непрерывно сменяющие друг друга в музее, конференции, научная и просветительская работа. Результат этой работы – количество посетителей музея, среди которых огромное количество гостей как из Москвы, так и из разных уголков России и зарубежья. Обилие интереснейшей информации, которой музей щедро делится с посетителями, не только потрясает воображение, но и служит углублению гуманитарных познаний об Армении и диаспоре, их жизни и роли в современном мире.
Особенно приятно видеть множество молодых людей не только среди посетителей музея, но и среди участников всех музейных событий. Эта наглядная преемственность поколений служит хорошим примером для молодежи любой национальности.
24 апреля в выставочном зале музея открылась выставка «Взгляд поколений», где художники самых разных возрастов представили свои произведения, объединенные идеей сохранить память о страшных событиях Геноцида и современный взгляд на возрождение армянского народа после разрушительной трагедии. А накануне, 23 апреля, студенты Духовно-просветительского центра «Айордеац Тун» представили великолепную по чистоте и силе историко-литературно-музыкальную композицию «Российская интеллигенция и Геноцид армян». Эта тема очень ценна в армянской истории, так как является по сути комплексом документальных и художественных свидетельств со стороны тех представителей российской интеллигенции, кто не считал возможным молчать, когда в, кажется, далекой Армении совершались массовые преступления против человечности. На представлении композиции присутствовали глава епархии архиепископ Езрас Нерсисян и израильский ученый-геноцидовед Яир Орон, а также, как обычно, многочисленные гости музея.
Автором и режиссером всего действа стала преподаватель ДПЦ «Айордеац Тун» Сильва Гюлишян, тонкий и по-хорошему пристрастный человек, трепетно стремящийся приложить любые усилия в сохранении памяти.
Юноши и девушки в строгих одеждах читали документальные и поэтические строки очевидцев и современников кровавого безумия, творившегося на исторической армянской земле.
Архиепископ Езрас Нерсисян благословил юных участников, подойдя к ним после окончания действия, говорил он негромко, но надо было видеть, с каким почтением и вниманием слушали его молодые люди, потому что именно им, потомкам людей, переживших Геноцид, хранить память о тех днях и требовать справедливого суда, как отметил владыка.
Многие великие и мудрые прошлого так или иначе выражали мысль, что без прошлого нет будущего. Можно утверждать, что Армения будет жить вечно, сильная прежде всего своей памятью и мужеством людей, эту память поддерживающих. В этом ряду все армяне, Армянская Апостольская Церковь, музей «Тапан» и просто люди разных национальностей с разных континентов, для которых истины великих есть их собственные истины. И каждый следующий апрель армяне и те, кто с ними, склонят головы перед Вечной Памятью, а потом поднимут глаза к чистому весеннему небу как к простому, но неизменному символу возрождения.
Наталья Кузнецова
Оставьте свои комментарии