№5 (280) май 2016 г.

Музей «ТАПАН». Ковчег Души и Духа

Просмотров: 5733

«Мы все – из ТОГО ковчега», – убежден Ашот Аветисян, скромно именующий себя управляющим музеем «Тапан». Скромно, потому что, по его словам, все заслуги и лавры по созданию и уже целого года насыщенной культурно-духовной жизни музея принадлежат владыке Езрасу, патриаршему?экзарху, главе?Ново-Нахичеванской и Российской епархии?Армянской Апостольской Церкви, чья идея создать в Москве главный центр армянской духовной жизни получила реальное воплощение в 2015 году.

Музей епархии открылся в Московском храмовом комплексе Армянской Апостольской Церкви, расположенном на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы. Сам комплекс поражает своей величественной гармонией, обилием света, заливающего каждый его уголок, легкостью архитектурных решений и истинно армянским национальным колоритом. Удивительный простор неожиданно открывается перед вошедшим, тем более неожиданный в среде плотной городской застройки. И это ощущение словно переносит пришедшего в другое измерение – измерение свободного полета над горами Армении!

Сначала музей имел другое название и внутренние композиции, что естественно при воплощении столь грандиозной и сложной идеи. Строительство протекало при непосредственном и постоянном духовном и физическом участии самого владыки Езраса, который прилагал огромные усилия в скорейшее претворение своего замысла. И музей был открыт 22 апреля 2015 года, к 100-летней годовщине Геноцида армян! В развивающемся формате он просуществовал до сентября прошедшего года, обогащаясь все новыми историческими и духовными ценностями, в том числе и передаваемыми в дар, набирал высоту в художественном наполнении, стремительно расширял общение с городом и миром. В конечном итоге музей с благословения архиепископа Езраса получил свое окончательное название – «Тапан», что наиболее полно выражало изначальную идею владыки по его созданию – чтобы этот музей стал тем ковчегом, куда входят все общечеловеческие ценности. Согласно Библии именно из Ноева ковчега с Арарата началось «второе дыхание» человечества, и армяне могут считать себя первыми причастными к этому великому событию.

«Тапан» как центр духовной жизни готов и считает себя призванным предоставить всему миру все самое ценное в культуре, истории, искусстве и межчеловеческом общении под водительством Церкви», – говорит Ашот Аветисян. Символично, что основные помещения музея находятся под зданием храма Преображения Господня, вместилищем Духа, без чего музей не мыслит своего существования, и именно это осознание подвигает всех причастных к работе «Тапана» ощущать свое дело как миссию, назначенную свыше.

Конечно, в первую очередь, «Тапан» – музей армянский, и теперь, уже в наше время, проступает параллель истории с временами ковчега первоначального. Здесь, в музее, сосредотачивается вся духовная жизнь армян – московской, российских и мировых диаспор. Божественное благословение позволит здесь любому армянину из любого уголка света почувствовать себя на Родине, и эта возвышенная радость подвигает армян передавать в дар музею уникальные реликвии, художественные и духовные, хранившиеся в семьях. Среди них и семья Дашьян, подарившая рукописное Евангелие XVII века, С. Арутюнян – «Книгу историй» архимандрита Аракела Даврижеци 1669 г., Р. М. Кнадян – Евангелие 18 века, А. Гукасян – древнеармянские миниатюры, и многие, многие другие дарители. Именно о таких поступках владыка сказал: «Это является гарантом нашей долговечности. На перекрестках истории мы часто теряли, но благодаря сынам нашей Церкви мы вновь находили, еще раз переоценивая наследие наших предков».

Тем более ценно, что познакомиться с уникальным наследием могут и москвичи, и гости столицы со всего света. Музей распахнут в мир независимо от национальности, вероисповедания и даже возраста своих гостей. Ашот Аветисян, утверждая, что любовь и красота есть божественные проявления человеческого, всю деятельность музея с благословения владыки направляет на всемерное распространение этой идеи. Достаточно пройти по сегодняшним экспозициям, чтобы убедиться в действенной правоте такого подхода. В галерее – фотографии В. Кузьмина, посвященные невероятной красоте армянских храмов, в отдельном зале выставка талантливой армянской художницы Сирануш Геворкян, в следующем зале – выставка потрясающих по своей радостной энергетике объемных гобеленов Ю. Овсепяна и учениц его школы, студенток ДПЦ «Айордеац Тун», открывшаяся к 10-летию этого духовно-просветительского центра. На стенах других залов огромное количество свидетельств – фото и документов – времени Геноцида и других значимых исторических событий. Среди этих материалов находится и бюст российского царя Николая II как знак национальной благодарности за то, что в страшном 1915 году русский монарх открыл границу между Восточной и Западной Арменией, чтобы армяне с западной территории могли уйти от смертельного безумия, творившегося на их земле. Тогда было спасено более трехсот тысяч человек!

23 апреля 2016 года музей планирует большую культурную программу, приуроченную к закрытию года 100-летия Геноцида. Одной из ее составляющих станет выступление студентов ДПЦ «Айордеац Тун» с музыкально-литературной композицией по произведениям русских авторов – современников Геноцида. И в самом музее есть пространство, сразу при входе, посвященное этим авторам и их произведениям. И уже готовится ?выставка «Возрождение», приуроченная к 101-й годовщине Геноцида армян в Османской империи, тема которой – «Возрождение армян после Геноцида 1915 года. Взгляд молодого поколения».

На сегодняшний день у музея нет еще постоянной экспозиции, в планах – завершить ее к 300-летию основания епархии в России в 2017 году. Но можно быть уверенным, что даже при завершенной композиции внутреннее пространство музея не приобретет застывшие черты, потому что «Тапан» задуман как дом для всего человечества, а в каждом доме жизнь кипит и развивается. Сегодня музей – большая и гостеприимная площадка для всех. Постоянно проходят выставки, встречи, конференции, экскурсии. В гости приходят школьники, ветераны, студенты вузов, таких как РУДН, МГИМО и других. Музей «Тапан» ведет постоянную работу со многими московскими музеями, библиотеками, с социальными службами Центрального и Северо-западного административных округов столицы, и круг общения быстро расширяется. Приходят деятели искусства и культуры, представители государственной власти, администрации президента. Отдельно следует сказать об интересе к музею со стороны духовных лиц других конфессий – были и ассирийцы, и копты, и, конечно, православные представители. Плотно сотрудничает «Тапан» с Московским домом национальностей.

Культурное и духовное поле музея «Тапан» разрастается с каждым днем, тем более что музей старается осветить наиболее значимые события в жизни и истории армян. Так, к празднику Светлой Пасхи приурочено открытие выставки «Наследие Воскресения», состоящее из двух экспозиций. Одна из них – шедевры древней армянской миниатюры, изображающие главные события земной жизни Христа, Его искупительную жертву и Светлое Воскресение. Вторая экспозиция – керамические скульптуры замечательного мастера, профессора, доктора изобразительного искусства, члена Союза художников Товмаса Тамразяна. Он – наш современник. Скульптуры, представленные на выставке «Наследие Воскресения», созданы Товмасом Тамразяном в России, но все его работы посвящены истории Армении, воплощают ее душу, ее красоту, ее мужество. Талантливый мастер, чьи работы высоко ценят не только зрители, но и специалисты, принимал участие во многих выставках, в культурных и благотворительных мероприятиях, организовывал керамические школы, в том числе для молодежи, и не собирается останавливаться. В работах Тамразяна очевидно тесное сплетение российской и армянской художественно-исторических традиций, и такое взаимообогащение культур позволяет скульптору, оставаясь армянином, быть прозрачно-понятным для русского человека.

Хачкары – кресты, вырезанные из камня – в армянской традиции изображаются без распятия и украшаются национальными орнаментами. У Тамразяна все хачкары цветут! В этом штрихе – смысл его личного ощущения духовности, все, что несет вера – это радость, надежда, гармония души, посвященной Господу. Тем более Воскресение Господне – одна из работ называется «Утро Воскресения» – представлено не просто цветущим хачкаром, на котором стоит чаша с кровью Господней, но и двумя маленькими фигурками петухов, символами, присущими скорее русской изобразительной традиции, словно свидетельствующими, что это Великое утро настало и так будет всегда! Так же и православный крест цветет в национальном армянском орнаменте (работа «Цветущий крест»)!

Сильное впечатление оставляет композиция «Молчание. 1915» – на черной, растрескавшейся от прошедшего огня земле, у ног фигуры, растерянно замершей над этой пустотой, валяется разбитый колокол с вырванным языком. Это одновременно и скорбное молчание в пустоте души, и предупреждение о последствиях молчания о трагедии.

И настоящим предостережением миру смотрится скульптура «Посвящение. 24.04.1915 г.», выполненная в виде пробитого во многих местах, почерневшего от горя земного шара. И сквозь эти пробоины проглядывает другой, меньший шар, на котором пробоин еще нет, но уже видны красные, словно кровоточащие, раны. Это предупреждение всем, кто может забыть, кто боится знать, кто хочет замолчать вечную рану на живом теле народа Армении и опасность бездуховности сегодня. И относится ли этот символ-крик только лишь к армянам?

Очень точный и символичный выбор для выставки «Наследие Воскресения» сделал музей «Тапан». Тем более что эти работы теперь войдут в постоянную экспозицию, потому что все десять работ художник преподносит в дар церкви и музею.

27 марта, в день Святого Воскресения Христова, музей «Тапан» посетили более 10 тысяч человек! Этот праздник является важнейшим событием в году для армянского народа и несет в себе силу национального и духовного единения. Чувства Любви, Преданности, Терпения и Добрососедства – именно те чувства, с которыми человек выходит из ковчега в мир, и музей «Тапан» – живое тому подтверждение.

Наталья Кузнецова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо организаторам Музеи выставки и армянской церкви особенно Ашот Аветисян за Великолепный организаторский талант ИЗО тонкое знание армянской культуры из за Пропаганду чтобы наша нация Не забыла свои корни удачи и почаще Какие прекрасные выставки Спасибо за выставку Анатолия Аветяна Почаще бы так наши благодарности
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты