Верхний Ларс «поднял цены» на авиабилеты в Армению
Произошедший 23 июня на Военно-Грузинской дороге природный катаклизм вновь заявил о ненадежности единственной дороги, которая соединяет Армению с внешним миром по наземному путепроводу. Из-за разлива реки Терек, повлекшего за собой существенное обрушение определенного участка горной трассы, КПП Верхний Ларс был закрыт для ремонтных работ на 15-20 дней.
В результате заблокированными оказались более 200 грузовых и 40 легковых автомашин, а также около 300 человек. Последние, кстати, представляют в основном категорию рядовых трудяг, для которых приезд на родину даже колесным автотранспортом обходится в немалую копеечку. А тем временем освоившие армянское небо авиакомпании «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Ютэйр», «S7» в тот же день резко подняли и без того высокие цены на авиабилеты в Армению на заоблачную высоту. Этот факт отмечали не только потенциальные пассажиры, но и туроператоры, работающие по российским направлениям. По заявлению представителей туристических агентств, в летний период цены на авиабилеты действительно имеют тенденцию к повышению, однако не столь резко и не на такой уровень.
В связи с создавшейся ситуацией депутат НС РА Эдмон Марукян обратился с заявлением в Государственную комиссию по защите экономической конкуренции, где, в частности, отмечал: «Пользуясь тем, что КПП Верхний Ларс был вынужденно закрыт, российские авиакомпании почти втрое подняли цены на авиабилеты (особенно в сторону Москвы, Краснодара и Сочи) для получения сверхприбыли за счет нарушения прав граждан. Есть основания полагать, что все авиакомпании договорились относительно одновременного повышения цен, поскольку в настоящее время объективных причин для подобных действий нет. Предлагаю возбудить производство для принятия неотложных мер по восстановлению справедливых цен, а также привлечению правонарушителей к ответственности». И хотя министр экономики Армении Арцвик Минасян отметил, что текущая проблема уже инициирована к обсуждению в рамках заседания Консультативного комитета по вопросам предпринимательства Евразийской экономической комиссии в защиту прав армянских потребителей, тем не менее конкретных выводов, а тем более результатов по выявлению зачинщиков сговора пока нет. «Очевидно, что возможные демпинговые действия российских авиакомпаний должны находиться в центре внимания государственных структур», – осторожно заметил он, при этом не пояснив, о каких конкретно государствах и структурах идет речь.
В принципе такая позиция понятна. Российские авиаперевозчики по факту не являются резидентами Армении и соответственно безбоязненно строят свой бизнес в «открытом небе» нашей страны, исходя из собственных интересов. Кстати, аналогичная ситуация сложилась несколько лет назад при уходе с армянского рынка отечественных авиакомпаний «Армавиа» и «Эйр Армения». Тогда цены на билеты по российским направлениям за один день также быстро взлетели до запредельного уровня. Но возвращаясь к периоду «золотого века» отечественной «Армавиа», помнится, многие упрекали ее в монопольном владении армянским авиационным рынком, хотя в тот период сюда летали с не меньшей частотой такое же количество российских компаний. Но именно присутствие национального перевозчика и конкуренция с ним не давали возможности повышать цены иностранным авиакомпаниям в случае наземных форс-мажоров, происходивших в том числе и на КПП Верхний Ларс. Правда, в этот раз, со слов пресс-секретаря армянской Антимонопольной комиссии Гаяне Саакян, Армения все-таки обратилась в Федеральную антимонопольную службу России и Коллегию по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК для совместного расследования сложившейся ситуации. Но, к сожалению, решение подобных вопросов в соответствии с процессуальным регламентом проходит довольно долго. Так что надеяться на «разбор полетов» в ближайшее время особенно не приходится.
Между тем очередное закрытие КПП Верхний Ларс на Военно-Грузинской дороге вновь со всей очевидностью показало не только уязвимость, но и зависимость нашей страны от единственного сухопутного пути, который связывает Армению с Россией, а по большому счету – с внешним миром. Проблемы на этом участке дороги возникают круглогодично, вне сезонной зависимости: то из-за подвижного грунта, то по причине постоянного схода селевых потоков или снежных лавин. «Опасность закрытия перевала Верхний Ларс на грузино-российской границе нужно учитывать всегда, – подтвердил на заседании правительства РА неблагоприятный прогноз министр транспорта и связи Гагик Бегларян, напомнив многолетний печальный опыт, когда разгул стихии оборачивался риском закрытия дороги даже после сильного дождя. – Наши коллеги думают о том, чтобы в будущем построить надземный тоннель, но это связано с большими расходами». О необходимости возрождения отечественной авиации как реальной альтернативы ненадежной наземной проходке с ее постоянными природными форс-мажорами государственные мужи дружно промолчали.
О том, что в «открытом армянском небе» сегодня не все благополучно, известно давно, причем не только экспертам. Политика open skies не оправдала себя, поскольку совершенно неэффективна в маленькой Армении. При этом доминирующее положение российских перевозчиков, обслуживающих в общем объеме до 70 процентов пассажиропотока, позволяет им в любой момент создавать искусственный дефицит, формируя цены по собственному усмотрению.
«У российских авиакомпаний имеется монополия фактически по всем активным рейсам в направлении Российской Федерации, что приводит к преступному сговору между ними, – считает экс-начальник ГУГА РА Шаген Петросян. – Наше правительство обязано проявить волю и сделать все для того, чтобы у нас наконец появился собственный национальный авиаперевозчик, что в свою очередь должно положить конец подобному беспределу. В противном случае при малейшей возможности грабеж граждан Армении и иностранных туристов будет продолжаться дальше». С этим выводом практически полностью совпадает мнение члена подкомиссии по воздушному транспорту Общественного совета Армении, основателя одной из первых частных авиакомпаний Армении «Феникс Авиа» Акопа Чагаряна. «Чтобы влиять на цены российских авиакомпаний, в Армении обязательно должен быть собственный перевозчик. Вместе с тем нашему правительству необходимо предпринять антидемпинговые шаги, как это сделали в Тбилиси. Например, из шести российских авиакомпаний правительство Грузии оставило только три, лимитировав количество их рейсов до 10 в неделю», – отметил он, одновременно сравнив ситуацию в Армении, где только в направлении Москва – Ереван – Москва в неделю осуществляется 21 полет. Естественно, при таких привилегиях и отсутствии контроля со стороны государства иностранный бизнес может позволить себе диктовать ценовую политику по своему усмотрению, что соответственно сказывается на стоимости билетов авиапассажиров. Вдобавок именно этот фактор становится дополнительным тормозом для развития армянской туриндустрии, объявленной несколько лет назад одним из главных приоритетов отечественной экономики.
Впрочем, кроме интересов в защиту собственного кармана, речь должна идти и о государственной стратегии. Наша газета неоднократно писала о том, насколько для блокадной Армении в условиях геополитических и геологических разломов важна собственная авиация, которая будет выступать гарантом национальной безопасности. На совершенно свежем примере поведения иностранного авиабизнеса не составляет труда спрогнозировать действия зарубежных авиакомпаний в случае более серьезных катастроф. Но правительство нашей республики, внедрив под присмотром американских «советчиков» политику «открытого неба», предпочитает демонстративно не замечать назревшую проблему. А потому приход конкурентных местных авиакомпаний на армянский авиарынок без государственной поддержки вряд ли будет иметь хоть какую-то реальную перспективу, что недавно подтвердил новый начальник ГУГА РА Сергей Аветисян. То есть надежду о серьезном отечественном игроке в армянском небе нам предлагают попросту похоронить. Хотя говорят, что она умирает последней…
Как сообщил в начале июля нынешнего года заместитель генерального директора авиакомпании «Армения» Геворк Хачатрян, перевозчик в середине лета приступает к реализации регулярных рейсов по маршруту Ереван – Минводы – Ереван. По словам ее владельцев, остается лишь получить лицензии на реализацию полетов, и тогда для блокадной Армении вновь откроется собственный воздушный коридор. Заявленная как очередная местная авиакомпания, «Армения» пообещала в перспективе освоение и загруженного направления в сторону Москвы. Впрочем, здесь нелишне напомнить, что анонсированный несколько месяцев назад ее дебютный вылет в Тель-Авив так и не состоялся ни 21 апреля, ни 2 июня. Хотя справедливости ради стоит отметить, что 14 июля рейс в Минводы все же был осуществлен. Но судя по табло аэропорта – самолетами грузинской Georgian Airways. Получается, что в Армении так и не появился собственный авиаперевозчик, а потому армянские пассажиры по-прежнему остаются заложниками капризов иностранных авиакомпаний.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии