№10 (285) октябрь 2016 г.

Императив территориальной целостности Нагорного Карабаха

Просмотров: 3414

Одним из важнейших принципов урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является необходимость восстановления территориальной целостности именно Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах (Арцах) является в географическом и историческом аспекте более широким понятием, чем бывшая НКАО (31,5% от территории исторического Нагорного Карабаха) и современная НКР.

Исторически и географически площадь Нагорного Карабаха составляет 15 тысяч квадратных километров и включает в себя не только территорию Нагорно-Карабахской Республики вместе с 7 реинтегрированными районами – Лачинским (Кашатагским), Кельбаджарским (Карвачарским), Агдамским (входил в состав армянской провинции Ути-Арандзнак), Физулинским (часть области Дизак исторического Арцаха), Джебраильским (часть области Дизак исторического Арцаха), Зангеланским (армянская провинция Ковсакан) и Кубатлинским (исторический армянский Бахк, позднее Кашуник), – но и оккупированный Азербайджаном Шаумянский район, части Мартакертского и Мартунинского районов НКР, значительные территории Северного Нагорного Карабаха – Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского, Кедабекского районов бывшей Азербайджанской ССР, на которых до депортации 1988-1992 годов компактно проживали коренные жители-армяне.

В 1923 году большинство населения Нагорного Карабаха составляли его коренные жители – армяне. В протоколе заседания пленума Заккрайкома РКП(б) от 25 июня 1923 года зафиксировано: «Цифровые данные о населении Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах состоит из 3 уездов и имеет народонаселения до 175.000 душ, из коих 158.000 падает на армян, 11.000 на тюрок и 6.000 на курдов». (РГАСПИ. Ф. 85. Оп. 24. Д. 272. Л. 31). В 1923 году речь шла о трех уездах Нагорного Карабаха: Шушинском, Джеванширском и Карягинском, которые составляли территорию не только будущей АОНК, созданной 7 июля 1923 года лишь из части этих уездов, но и территории Кельбаджара, Лачина, Джебраила, Физули, Агдама, частично Зангеланского и Кубатлинского районов (за исключением городов Кубатлы и Зангелан, входивших ранее в Зангезурский уезд Армении). Таким образом, не только на территории АОНК, но и на ныне реинтегрированных в НКР вышеперечисленных карабахских землях в 1923 году большинство населения (90%) составляли армяне.

В Южном Нагорном Карабахе и Лачино-Кельбаджарском регионе Нагорного Карабаха находится более 1600 армянских памятников, первые из которых датированы античной эпохой, и только около 80 памятников не армянской культуры, начиная с XIX века.

Согласно международному праву, Нагорный Карабах имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно оккупирован и аннексирован Азербайджаном в 1921 году. Согласно нормам международного права, последующий раздел властями Азербайджана аннексированного Нагорного Карабаха на территории с разным административным статусом не меняет статус всего Нагорного Карабаха как оккупированной и аннексированной территории. К примеру, решения нацистской Германии по разделу оккупированных стран Европы на территории с разным административным статусом и аннексии ряда территорий квалифицируются как юридически ничтожные.

Международным прецедентом может служить самоопределение Намибии. В мае 1987 года Совет ООН по Намибии принял Луандскую декларацию, в которой подтвердил неотъемлемое право народа Намибии на самоопределение и независимость именно в единой Намибии с сохранением ее полной территориальной целостности, включая Уолфиш-Бей и остров Пенгуин. Ранее эти территории административно не входили в состав Намибии, а принадлежали ЮАР, но исторически и географически находились в Намибии.

Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» подчеркивает: «Все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостности их национальной территории... Целостность их национальной территории должна уважаться».

Руководство Азербайджана систематически делает заявления с требованиями передать Азербайджану разные реинтегрированные районы Нагорно-Карабахской Республики, а также и весь Нагорный Карабах, разрастаются и территориальные претензии на земли Республики Армения, которые бакинские власти называют «Западным Азербайджаном». Все эти архаичные территориальные претензии Азербайджана напоминают требования лидеров «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (запрещено в РФ) к Испании вывести свои войска из 7 регионов Южной и Центральной Испании (районы Толедо, Гранады, Севильи, Кордовы, Кадиса, Валенсии, Сарагосы) и передать им больше половины испанской земли.

Раздувая абсурдные территориальные претензии, Азербайджан пытается предпринять еще одну попытку оправдать свою политику аннексии карабахских земель и скрыть тот факт, что согласно нормам международного права именно Азербайджан должен вывести свои войска с оккупированных земель Нагорного Карабаха.

Удовлетворение территориальных претензий Азербайджана на земли НКР приведет к очевидному резкому ослаблению не только НКР, но и, несомненно, Республики Армения, единственных надежных союзников России. Одновременно серьезно расширятся возможности для антироссийской политики тандема Турции и Азербайджана, имеющих тесные контакты с террористическим «Исламским государством».

Азербайджан в своих ничем не обоснованных территориальных претензиях на 7 реинтегрированных районов Нагорно-Карабахской Республики не имеет никакой юридической аргументации, кроме угроз возобновления войны. Все это весьма напоминает германский ультиматум в Мюнхене в 1938 году по разделу Чехословакии. Руководство Азербайджана предпринимает попытку повторить дурной опыт нацистской Германии, навязавшей Мюнхенское соглашение 1938 года по расчленению Чехословакии на первом этапе и захвату всей страны на втором этапе в 1939 году. Именно расчленение Чехословакии фактически стало началом Второй мировой войны. Аналогично и расчленение НКР путем захвата Азербайджаном реинтегрированных карабахских районов – это уже фактическое начало 3-й широкомасштабной азербайджано-карабахской войны с очень удобных для Азербайджана новых плацдармов.

Нарушение территориальной целостности Нагорного Карабаха не только противоречит международному праву, но и ведет к серьезному качественному ослаблению обороноспособности НКР, нарушению глубоко эшелонированной, инженерно-укрепленной линии обороны Нагорного Карабаха, изменению конфигурации фронта и удлинению его в 2 раза, что, несомненно, приведет к новой неизбежной интервенции Азербайджана с весьма выгодных для наступательных операций позиций.

В результате отражения азербайджанской агрессии 1991-1994 гг. конфигурация линии фронта для НКР стала наиболее выгодной для эффективной обороны. На юге была восстановлена государственная граница Нагорного Карабаха с Ираном. Северный фланг прикрыт труднодоступным Мравским горным хребтом. На восточном направлении создана укрепленная в инженерном отношении, глубоко эшелонированная оборонительная линия.

В случае расчленения Нагорно-Карабахской Республики будет нарушена глубина обороны. Азербайджан сможет намного более эффективно использовать имеющиеся у него на вооружении установки РСЗО «Смерч» и ракеты «Точка-У». Намного увеличится досягаемость для обстрелов населенных пунктов НКР и пограничных районов Армении. Новая линия фронта будет проходить на расстоянии всего 5 км от районных центров Мартакерт, Аскеран и Гадрут, и 18 км от столицы НКР Степанакерта. В случае внезапного вероломного нападения Азербайджана обстрел городов приведет к большим жертвам среди гражданского населения, нарушению мобилизационных планов, сокращению территории, необходимой для развертывания резервных соединений, разрушению инфраструктуры НКР. Районы сосредоточения формирующихся частей Армии обороны НКР окажутся под непосредственным огневым воздействием противника.

Будут нарушены транспортные коммуникации НКР, в т.ч. жизненно важные дороги на Армению и рокадные дороги, идущие параллельно фронту. У НКР останется из 4 дорог на Армению только одна, а из двух рокадных дорог – одна.

Важнейшее значение имеет деблокада НКР, в том числе восстановление железнодорожной ветки Горадиз-Минджеван-Кафан, проходящей по южным реинтегрированным районам Нагорно-Карабахской Республики, на которые предъявляет территориальные претензии Азербайджан.

Азербайджан, как государство-агрессор, должен нести ответственность. В международной практике есть немало случаев лишения государства территорий, как форма ответственности государства-агрессора за тягчайшее международное преступление – агрессию и в качестве меры, направленной против ее повторения. После Первой мировой войны Германия лишилась территорий Эйпин и Мальмеди, которые были переданы Бельгии в качестве наказания за германскую агрессию. Лишение Турции ее колоний (арабских и Западной Армении) по Севрскому договору 1920 года обосновывалось международным сообществом теми же причинами, а также турецкими зверствами и геноцидом против армян. Прецедентом служит решение стран антигитлеровской коалиции (на основании Потсдамской декларации 1945 года) о ликвидации бывших германских территорий Восточной Пруссии, Силезии и Померании и передачи их в состав СССР и Польши в качестве наказания Германии за развязывание войны, систематическое использование данного региона в качестве удобного плацдарма для нападения и преступлений против человечества.

Ответственность государства-агрессора по международному праву включает, как отмечает авторитетный юрист-международник Г. Тункин, такие меры в отношении агрессора, «которые могут выражаться, в частности, в отторжении части его территории с целью предотвращения агрессии в будущем» (Тункин Г.И. Теория международного права. М. 1970. С. 469).

Другим современным международным прецедентом может служить наказание Ирака за агрессию против Кувейта. Волей мирового сообщества часть территории Ирака была передана Кувейту. В соответствии с резолюцией № 687 Совета Безопасности ООН, в мае 1991 года была создана Международная комиссия по демаркации ирако-кувейтской границы. Кувейту были переданы часть города Умм-Каср, участки иракской территории в районах Румейлы и Кхор-Зубейр. Комиссия руководствовалась в своем решении двумя аргументами: во-первых, необходимостью обеспечения безопасности Кувейта перед лицом возможной новой агрессии Ирака, во-вторых, фактором доступности судоходства по пограничным рекам для обоих государств, что должно было служить важной предпосылкой стабильности и мира в регионе. 27 мая 1993 года Совет Безопасности ООН одобрил решение комиссии по переносу границы в пользу Кувейта. В 1994 году Ирак признал отторжение части своей территории в пользу Кувейта. Помимо территориальных потерь, Ирак должен был осуществить переселение своих граждан, проживавших на территориях, отошедших к Кувейту.

Необходимо учитывать и тот факт, что в случае расчленения Нагорно-Карабахской Республики на захваченных карабахских землях Азербайджан вновь расположит базы международных террористических организаций, как это было до 1994 года. О связях Азербайджана с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» неоднократно писали СМИ разных стран.

В случае удовлетворения территориальных претензий Азербайджана к НКР, несомненно, будут уничтожены, как это уже сделано на остальных территориях под контролем Азербайджана, памятники цивилизационного и культурного наследия армянского народа. В результате карабахской реконкисты (исп. Reconquista в переводе – «отвоевание», «возвращение») были спасены для мировой культуры памятники Кашатагского (Лачинского) и Карвачарского (Кельбаджарского) районов НКР: многочисленные руины древних армянских поселений, множество армянских монастырей (Дадиванк – IV век, Варазгомаванк – VII век, Цицернаванк – IV-VI век, Сурб Аствацацин – XII век, Гетамичиванк – XIV век), крепостей (Аканаберд, Левонаберд, Авакахагац, Бердакар, Хожаберд), хачкаров, армянские кладбища. Карабахская реконкиста – это освобождение Нагорного Карабаха от иностранного порабощения, отвоевание Нагорным Карабахом своих исторических земель у властей Азербайджана и возвращение коренного армянского населения на свою карабахскую Родину. В Испании господство мавров продолжалось 700 лет, а в Нагорном Карабахе господство Азербайджана – в десять раз меньше – 70 лет. В ходе отражения широкомасштабной агрессии Азербайджана 1991-1994 гг. и проведения операции по принуждению Азербайджана к миру Нагорным Карабахом были освобождены исторические армянские земли: в 1992 году освобожден Лачин, а в 1993 году – Кельбаджар, Агдам, Кубатлы, Физули, Джебраил, Зангелан. На окраине Мартакертского района НКР, на территории древней армянской провинции Ути-Арандзнак, расположен античный город Тигранакерт I века до н.э., являющийся одним из четырех городов с данным названием, возведенных в разных провинциях Армянского Царства и названных в честь основавшего их царя Армении Тиграна II Великого (95-55 гг. до н.э.). Американские газеты сравнивают обнаружение Тигранакерта с открытием Трои. Все эти исторические памятники будут стерты с лица земли азербайджанскими властями так же, как и в оккупированном Северном Нагорном Карабахе и Нахичеване.

Поскольку с территории Азербайджана неоднократно начиналась агрессия, то было бы целесообразно создать буферную зону между НКР и Азербайджаном, в которой будет запрещено размещение азербайджанских войск и других силовых структур Азербайджана. Эта зона должна быть создана в результате отвода азербайджанских войск с контролируемых ими территорий. Международным аналогом может служить Рейнская демилитаризованная зона Германии с 1920 по 1936 г. При этом должно быть юридически зафиксировано, что территория буферной зоны «никогда не должна быть использована в военных целях». Подобная формулировка существует в статье № 9 Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года. Введение данного положения запретит любые действия, направленные на использование этой территории Азербайджаном в военных целях.

Отдел политики «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты