№10 (285) октябрь 2016 г.

Владимир Мединский: На государственном уровне культуру стали рассматривать как часть национальной безопасности

Просмотров: 4692

В интервью газете «Ноев Ковчег» министр культуры РФ Владимир Мединский затронул вопросы государственной политики в области культуры, ее значения в современном российском обществе, рассказал о поддержке патриотических проектов, о современных культурных связях России и Армении.

Поддержка проектов во всех сферах культурной жизни страны, активная работа по сохранению историко-культурного наследия, проведение патриотических и гуманитарных акций, в том числе в древней Пальмире в Сирии, – далеко не полный перечень сфер ответственности главного культурного ведомства страны, возглавляемого Владимиром Мединским.

За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания, печати, связи и многолетнюю плодотворную деятельность министр культуры РФ удостоен государственной награды – ордена Почета. «Во внимание к помощи РПЦ» он награжден Русской Православной Церковью орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени, медалью Преподобного Далмата Исетского I степени как «храмоздатель Богоявленского храма в Кургане».

Владимир Мединский руководит Российским военно-историческим обществом, одной из миссий которого является патриотическое воспитание молодежи. Он является обладателем двух докторских ученых степеней, автором научно-популярных и художественных книг.

– Владимир Ростиславович, существует мнение, что сфера культуры финансируется по остаточному принципу, так ли это?

– Скорее, финансировалась. Особенно в последние два десятилетия. И это была одна из главных проблем, с которой я столкнулся, когда пришел работать в Министерство культуры: бюджетных средств не хватало, механизмы привлечения внебюджетных источников работали выборочно и лишь в отдельных регионах страны, а система меценатства действовала малоэффективно. Но в последние несколько лет ситуация поменялась кардинально.

Руководство страны стало уделять большое внимание культуре, формированию государственной культурной политики. Решением президента России 2014 год был объявлен Годом российской культуры. Стали выделяться средства на поддержку различных культурных программ и проектов.

Мы имеем возможность оказывать грантовую поддержку региональным культурным проектам: строить многофункциональные культурные центры, оснащать кинотеатры в малых городах и селах современным оборудованием, развивать гастрольную деятельность. Культура, наконец, стала приходить в регионы. Ситуация, как видите, меняется, но, конечно, нашего бюджета не хватает на все программы. Мы не жалуемся, а ищем приемлемые решения, призываем регионы активнее участвовать в проектах на условиях софинансирования, привлекаем меценатов, небезразличных к судьбе нашего культурного наследия. Важно, что на государственном уровне культуру стали рассматривать как часть национальной безопасности. Нынешний год тоже проходит под знаком культуры. Он объявлен Годом российского кино.

– Мы наблюдаем тенденцию искажения истории, попытки переписать многие ее страницы, выставить Россию в негативном свете. Как Министерство культуры противостоит этому?

– Из имеющихся рычагов влияния у Министерства культуры есть возможность делать государственный заказ на съемки фильмов по интересующим нас темам, в том числе и посвященным отечественной истории. Речь идет как о художественном, так и о документальном кино. Эксперты внимательно изучают сценарии на предмет исторической достоверности, оказывают необходимые научные консультации. Стараемся изучать не только сценарии, но и контролировать конечный продукт, чтобы не получился очередной «шедевр», порочащий нашу историю. Примеры финансирования таких картин из государственного бюджета, увы, были.

Поддерживая качественное, правдивое и патриотичное кино, мы решаем сразу несколько задач – развиваем отечественный кинематограф, популяризируем исторические сюжеты, воспитываем уважение к истории страны и боремся с ее искажением.

Этой работой довольно успешно, на мой взгляд, занимается Российское военно-историческое общество, деятельность которого Министерство культуры всячески поддерживает.

– Как, на Ваш взгляд, развивается российский кинематограф, в нужном ли направлении? По заявлению руководителя «Роскино», из всех кинокартин, вышедших на российские экраны в 2016 году, в прокате окупился только «Экипаж».

– Заявления руководителя «Роскино» – это не официальная статистика, которая есть только у департамента кинематографии Министерства культуры и Фонда кино. Считаю, что намного более плодотворным для российского кино было бы воздержаться от преждевременных громких заявлений, а вместо этого продолжить вместе планомерно трудиться над повышением качества продукции. Мы не заявляем, а работаем и, уверен, движемся в правильном направлении.

Доля российских картин в нашем прокате постоянно растет. Мы начинали работу с предложений об обязательном квотировании мест, порядка 25% от общего потока. Однако на сегодняшний день почти вплотную приблизились к этой цифре без каких-либо ограничений и квот. При поддержке Министерства культуры были созданы фильмы, имевшие колоссальный успех у зрителя. В том числе на военно-историческую тему. «Сталинград», «Битва за Севастополь», «Батальонъ». А вспомните еще «Легенду №17», упомянутый уже «Экипаж», «Солнечный удар» Михалкова! А сколько анимационных фильмов, полюбившихся детям!

Параллельно идет реконструкция киностудий, совершенствование их инфраструктуры, впервые за много лет «Союзмультфильм» переедет в новое современное здание, оборудованное по последнему слову техники. Мы поддерживаем все здравые инициативы, которые исходят непосредственно от участников киноиндустрии, находимся в постоянном диалоге с разными творческими союзами и гильдиями. Но еще нужно понимать важную вещь: государство не пытается исключительно зарабатывать на кино, мы не ищем выгоды, у нас иные задачи. Массовое коммерческое кино – совсем другой жанр. Но мы также способствуем его развитию. Есть еще авторский кинематограф, кстати, очень сильный в России. Есть сугубо фестивальное кино. Конечно, было бы замечательно, если бы все отечественные фильмы имели коммерческий успех, но пока мы таких задач не ставим. Уверен, это придет со временем.

– Считаете ли Вы, что российскому кино не хватает зарубежных наград, например, премии «Оскар»? Как вы поддерживаете отечественных кинематографистов, желающих претендовать на эту награду, и нужно ли это делать?

– Неоднократно говорил, что «Оскар» уже давно не является мерилом успеха или показателем высокого художественного уровня кинофильма. Чтобы получить «Оскара», недостаточно снять просто талантливое кино, главное, чтобы оно соответствовало определенным внутренним правилам, политическим предпочтениям и взглядам американцев на мир. У фильмов о той же Второй мировой, где прямо не говорится, что США в одиночку победили фашизм, мало шансов получить золотую статуэтку.

А вот с другими, не менее именитыми киносмотрами – в Каннах, в Венеции, в Берлине – дело обстоит иначе. Наши кинофильмы и режиссеры не раз получали престижные награды этих фестивалей. Хотя и эти смотры, к сожалению, становятся политизированными. Высоко ценят российское кино в странах Азии, Китае, Индии. Не устану повторять: российское кино – лучшее в мире, и оно вносит достойный вклад в мировое киноискусство.

– Многим не нравится контент российского телевидения, может ли Министерство культуры влиять на выбор закупаемых за рубежом кинолент? Есть ли у Министерства культуры рычаги влияния на ТВ?

– Увы, но телевидение – это вотчина другого ведомства, и мы никак не можем влиять на содержание и программную политику телеканалов. Так же как и диктовать каналам, какие фильмы показывать, какие нет. Наша зона ответственности – государственная поддержка. Мы поддерживаем только качественные и достойные документальные и телевизионные проекты, которые участвуют в открытых конкурсах. И здесь спрос – по максимуму. Должен отметить, что документальные фильмы на «Первом канале», на телеканалах ВГТРК выходят очень достойные. «Первая мировая», «Освобождение Европы», «Ленинград. Номер 7», это только из недавно показанных в эфире. Так же как и телесериалы, к примеру, по мотивам нашей классики. Те же «Бесы» Владимира Хотиненко.

Что касается телевизионного контента, а именно телепередач, рычагов воздействия у нас нет. При этом многие граждане продолжают направлять свои обращения именно в Министерство культуры, жалуясь на программы в стиле «Дома-2». Единственное, что можно сделать – это создавать и поощрять хорошие, добрые, познавательные передачи, сериалы и фильмы, которые способствуют культурному обогащению зрителей, а не служат одному только бездумному развлечению.

– В Спитаке благодаря Вашей поддержке и Военно-историческому обществу установлен замечательный памятник русскому солдату-спасателю. Министерство культуры также выделило средства на создание художественного фильма о первых днях после землетрясения в Армении в 1988 году. Чужой беды не бывает? В Армении с благодарностью и уважением говорят о полковнике Ростиславе Мединском, Вашем отце, и хорошо помнят его. Ростислав Мединский – Почетный гражданин Спитака, военные под его командованием первыми пришли на помощь, спасли Спитак от угрозы санэпидемиологической катастрофы, развернув почти 25-километровый трубопровод для обеспечения водой, установив 5 перекачивающих станций, разгрузили более 10 тыс. тонн груза, развернули десятки палаток и времянок…

– Спасибо за то, что армянский народ помнит об отце и всех советских военных, которые пришли в Спитак с добрыми намерениями помочь людям в их беде. Человечность и отзывчивость всегда отличали наших солдат. В самые страшные и тяжелые годы Великой Отечественной войны у них не атрофировались чувства, они сражались, чтобы защитить свою Родину, и старались проявлять милосердие даже по отношению к своим врагам.

Советский Союз помог Европе освободиться от фашистского ига. Армяне, грузины, русские, украинцы, молдаване вместе завоевали великую Победу. Об этом нельзя забывать. И в мирное время российские солдаты готовы прийти на помощь туда, где случилась беда. Памятник воинам-ликвидаторам последствий землетрясения в 1988 году символизирует дружбу между двумя братскими народами, основанную на уважении к традициям и культуре, на доверии и взаимовыручке.

Наши культурные связи всегда были особыми. Недавно в Государственном Историческом музее с большим успехом прошла выставка «Армения. Легенда бытия». Россияне смогли познакомиться с историей армянского народа через уникальные, богатейшие артефакты, предоставленные ведущими музеями Армении. В сентябре в пяти городах Армении: Гюмри, Ереване, Степанаване, Ехегнадзоре и Абовяне прошли Дни России. Их торжественное открытие состоялось 3 сентября в Ереване в Концертном зале имени Хачатуряна. А завершились Дни России в Армении Неделей российского кино. Мы показали лучшие российские фильмы, снятые за последние несколько лет.

У нас есть совместные проекты в сфере кинематографии, народного творчества, существует программа сотрудничества на несколько лет вперед, и, уверен, культурные связи между нашими странами будут укрепляться и расширяться.

– Какие идеи, мысли Вы хотите донести до читателя в своих книгах?

– Книги – это моя отдушина. Люблю читать, держать их в руках, люблю шелест страниц. Если нет возможности, находясь в командировках, читаю в электронном виде. Могу параллельно читать сразу несколько книг. Но работа практически в круглосуточном режиме не позволяет серьезно заниматься творчеством. Поэтому в последнее время не пишу. Хотя мысли по поводу нескольких книг есть. Но это дело будущего.

Всем своим читателям хочу сказать: любите свою историю, придумывайте образы любимых героев, развивайте воображение, интересуйтесь не только настоящим, но и прошлым, изучайте, делайте выводы и гордитесь своей Родиной.

Мария Кривых, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Противоречивая личность Владимир Мединский,но культура от этого не страдает.
  2. Против Мединского какие-то неизвестные нам силы ведут войну.Хотят его сместить с должности министра культуры.А интервью интересное.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты