№10 (285) октябрь 2016 г.

Армения: поддержим отечественного товаропроизводителя? Или турецкого?

Просмотров: 2173

Некогда популярный лозунг «Поддержим отечественного товаропроизводителя» вновь стал актуальным в Армении, где представителям малого и среднего бизнеса пока трудно конкурировать с дешевым турецким или китайским ширпотребом. На этом фоне весьма показательным остается тот факт, что в продовольственном секторе наши потребители уже долгие годы отдают предпочтение местным продуктам питания. Причем не только из патриотических соображений, но и из уверенности в их экологической безопасности.

Кстати, это мнение подтвердил и торговый представитель РФ в Армении Андрей Бабко, отметивший в одном из интервью высокие вкусовые качества армянских продуктов. «Мне трудно говорить о предпочтениях ваших соотечественников, но на своем примере могу сказать, что мне очень нравятся местные фрукты и овощи, а также изделия из мяса и птицы. Из собственного опыта могу сказать, что супруга случайно купила импортную курицу. Я ничего не имею против заморских фермеров, но признаюсь, что вкус приготовленного блюда значительно уступал по всем показателям», – подчеркнул он. А ведь еще лет 20 назад наше население усердно травили рекламируемыми тогда всевозможными иностранными суррогатами в ярких упаковках. Те, кто пережил энергетическую блокаду 90-х, до сих пор вспоминают о завозимом из-за рубежа дешевом печенье «ПикВик». Осознание того, что это не десерт, а отрава из ядовитых эфирных масел, придет значительно позже, когда на армянских прилавках наряду с зарубежными генными мутантами появится широкий ассортимент высококачественных продуктов питания местных производителей.

Но если пищевая продукция уже приобрела авторитет среди местного населения, то ситуация с изделиями легкой промышленности в течение последней четверти века практически не претерпела серьезных изменений. Мобильные отряды индивидуальных предпринимателей, невзирая на закрытые границы недружественного государства, продолжают безбоязненно осуществлять товарообмен на уровне «челночной дипломатии». В общем объеме импорта их доля представлена более чем 6 процентами, из которых 2,4 процента завозится непосредственно из Турции, а 3,9 процента попадает через страны-посредники. И хотя бойкот этих товаров (на сумму примерно в 5 млн долларов в год) вряд ли вызовет коллапс турецкой экономики, тем не менее весной нынешнего года в парламенте Армении был инициирован вопрос о целесообразности присутствия турецкой продукции на армянском рынке. При этом некоторые депутаты даже озвучили такие версии, как «бактериологическое оружие» и финансирование ИГИЛ. Впрочем, если говорить о последнем факторе, то наши туристы в Анталье способствуют этому куда больше…

Естественно, на страницы местной прессы сразу же был выплеснут многогранный «плюрализм мнений». Экономист Татул Манасерян демонстративно пришел на профильную пресс-конференцию в одежде местного производства. А вот экс-премьер Грант Багратян назвал такой подход к существующей проблеме ура-патриотизмом. Кстати, многие отечественные экономисты тоже считают категоричный запрет на ввоз турецких товаров в Армению неудачным решением, пока не будет разработана альтернативная формула развития местного рынка. «Если все же будет принято решение о запрете импорта товаров из Турции, то необходимо сначала найти им замену. Это может быть Грузия, Иран, Китай. Но самое главное – необходимо создать условия для налаживания местного производства», – считает экономист Вилен Хачатрян. Однако правительство пока не собирается рассматривать данный вопрос. По словам министра экономики РА Арцвика Минасяна, «после подробных обсуждений о механизмах ограничения в рамках действующего законодательства и проведенных исследований будут опубликованы результаты». При этом о ближайших перспективах развития отечественной легкой промышленности, о помощи малому и среднему предпринимательству законодатели и министры вновь дружно промолчали. Оно и понятно, ведь тогда нужно ломать голову над изысканием дополнительных инвестиций или государственных дотаций. В этой связи вспоминается эпизод примерно десятилетней давности, когда китайская делегация промышленников посетила бывший индустриальный гигант «Разданмаш» для создания совместного производства по выпуску тракторов. Предполагалось, что на основе имеющихся технических разработок площади и рабочую силу предоставит армянская сторона, а финансовые вливания – Китай. Несмотря на то, что бизнес-план был утвержден, тем не менее иностранцы вскоре отказались от проекта по причине «маленьких объемов местного рынка и неплатежеспособности населения». Хотя вполне возможно, что, найди тогда при государственной поддержке китайские и армянские чиновники общие точки соприкосновения, отечественная сельхозтехника могла бы стать неплохим подспорьем для наших фермеров средней руки. Но не случилось, а потому на сегодняшний день прилавки продуктовых магазинов представлены в основном продукцией крупных монополий и лишь малая часть принадлежит небольшим предприятиям.

Тема «Турецкие товары и рынок Армении» стала главной на бизнес-форуме «День бренда», где предусматривалось участие не только деловых людей, но и представителей заинтересованных государственных организаций и ведомств. Однако последние прийти на мероприятие так и не удосужились. Между тем проблемы, которыми поделились армянские товаропроизводители, вполне решаемы, если к ним прислушается государство. По мнению президента Центра содействия потребителям, координатора партнерской системы «Армбренд» Ашота Мирзояна, сегодня необходимо постепенное вытеснение с рынка турецких товаров и замещение их отечественными. «В конечном итоге наша главная цель – помочь армянским производителям выпускать аналогичную качественную и конкурентную продукцию, – отметил он. – Например, представленные на недавней выставке нашими соотечественниками из Сирии модельная обувь, прекрасная трикотажная и швейная продукция по качеству и цене ни в чем не уступали ввозимым из Турции товарам, что в очередной раз свидетельствует о том, что при желании мы вполне можем организовать импортозамещение».

Казалось бы, ключевым в этом контексте должно стать словосочетание – «при желании можем организовать». Однако проблема в том, что этого желания нет ни у правительства, ни у производителей. Последние, к слову, жалуются, и не без основания, на высокие налоги и непомерные банковские проценты по кредитам, что в итоге оборачивается высокой себестоимостью производимой продукции, а зачастую и банкротством малых предприятий. В этих условиях очень сложно говорить не только об импортозамещении, но даже о конкуренции с турецкой продукцией, изготовленной, кстати, в основном из вредоносного сырья. Стройматериалы, фурнитура, бытовая химия, одежда и игрушки (всего около 750 наименований) завозятся к нам без сертификата качества или экспертных проверок на безопасность. Комментарии в данной ситуации, как говорится, излишни.

А ведь когда-то армянская обувь и трикотаж традиционно пользовались большим спросом в советских республиках. Но разворованные в начале 90-х отечественные предприятия сегодня выглядят надгробными памятниками былой славе местных текстильщиков и обувщиков. Справедливости ради стоит отметить, что в течение последних двадцати лет об их возрождении периодически все же говорится. Но лишь в декларативной форме, да и то в сослагательном наклонении. К реальным проблемам промышленников никто не прислушивается, а потому турецкий ширпотреб продолжает полномасштабно заполнять прилавки выносных лотков и «элитных» бутиков. «На мой взгляд, нужно ввести высокие таможенные пошлины на ту продукцию, которая вполне может производиться у нас в стране. Именно это обстоятельство позволит постепенно отказаться от импорта, вытеснить его с наших прилавков. Подобные меры применяются во многих странах и содействуют развитию местных производств», – говорит руководитель компании «Оникс» Гагик Киракосян. По мнению предпринимателей, кроме технических аспектов, весьма ощутимым остается и психологический фактор, а именно – недоверчивое отношение местных покупателей к изделиям отечественного производства. И если к китайской продукции давно сложилось весьма и весьма пренебрежительное отношение, то турецкий товар в кричащей упаковке у нас почему-то остается в фаворе. Возможно, эта ментальная черта сохранилась еще с тех далеких советских времен, когда престижным считался красочный (неважно, какой страны) лейбл, якобы подтверждающий «фирменность» вещи. Учитывая анекдотичность данной ситуации, некоторые армянские предприниматели пошли на хитрый маркетинговый ход, «шифруя» свои компании под звучными иностранными словечками. Вот почему многим нашим модникам невдомек, что красивый «прикид в тренде» сшит не за кордоном, а на армянской фабрике. Причем зачастую даже не в столице, а где-то на периферии.

О хорошем качестве отечественного товара можно судить по недавнему московскому фестивалю «Снова в школу», где детская одежда армянских производителей получила высокую оценку столичных покупателей и была раскуплена практически мгновенно. Весьма оптимистичными можно назвать данные Таможенной службы Комитета по госдоходам РА: в первом полугодии 2016 года экспорт мужской одежды в страны ЕС и Россию составил 9,58 млн долларов, а женской – 4,7 млн долларов. Причем в последнем случае цифра выросла многократно, поскольку еще в прошлом году едва переваливала за планку в 200 тысяч. Однако в родном отечестве разбросанные в основном по спальным районам Еревана редкие магазины местного трикотажа продолжают оставаться пустыми… не от товаров, а от посетителей. Возможно, сказывается отсутствие хорошего пиара. Например, в престижных бизнес-моллах нет ни одного отечественного бутика. А ведь эти крупные торговые комплексы растут в столице, как грибы. Но по всей вероятности, дорогие площади под павильоны недоступны для местных товаропроизводителей. С другой стороны, тот же ереванский Вернисаж круглогодично приносит неплохой доход местным умельцам, промышляющим продажей туристам различных поделок с национальным колоритом и надписью «Made in Armenia». Помнится, лет десять назад на государственном уровне был разработан проект «Армянский мир», когда через сеть международного телевещания предполагалось продвигать армянский продукт среди наших соотечественников по всему миру. Но со временем национальная идея оздоровления и усиления армянского бизнеса сошла на нет. То ли зарубежные армяне предпочли товары «мэйд ин страны проживания», то ли у нас на более широкомасштабные маневры, как всегда, не хватило должного финансирования. Да и в собственной стране товары с надписью «Сделано в Армении», к сожалению, остаются невостребованными. Несмотря на хорошее качество. Как считают сторонники запрета ввоза турецкого ширпотреба в Армению, настало время, когда поддержка отечественного товаропроизводителя должна воспитываться на понятии патриотизм, особенно если речь заходит о турецких товарах.

Сегодня продукция местных производителей покрывает всего 10 процентов внутреннего спроса, но даже эти единичные показатели уже можно назвать удачными примерами импортозамещения. Так, в строительной отрасли удалось обеспечить местный рынок на 80 процентов такой «мелочью», как пластмассовые дюбели. Значит, преломить негативное отношение наших покупателей к отечественной продукции все-таки можно. Однако, по словам бизнесмена Ваника Багдасаряна, в прошлом руководителя единственного в стране по выпуску led-ламп предприятия «Sky Howk», данная проблема носит системный характер. Компания, некогда осуществившая ряд крупных договоров по производству энергосберегающей продукции, могла бы превратиться в перспективную отрасль нашей экономики. Но без господдержки через несколько лет оказалась неэффективной. Хотя данная продукция до сих пор остается востребованной. Например, в столичной мэрии отметили, что «в течение ближайших нескольких лет для экономии электроэнергии улицы Еревана планируется оснастить led-лампами», которые сокращают потребление электроэнергии примерно в 10 раз. Но судя по ситуации, их скорее всего будут закупать опять-таки в Турции…

Вместо послесловия

Между тем 19 сентября в ереванском центре «Меридиан» открылась выставка под названием «Сделано в Армении-2016», которую посетил президент РА Серж Саргсян. Как отметили организаторы, она посвящена 25-летию независимости Республики Армения, а главной целью стало представление промышленного потенциала республики для выявления инвесторов и новых рынков сбыта. Для участия были приглашены иностранные бизнес-делегации, дистрибьюторы из Евразийского экономического союза, ЕС, Ирана, ОАЭ, США. «Это хороший повод, чтобы местные производители наконец начали сотрудничать друг с другом», – считает исполнительный директор Фонда развития Армении Карен Мкртчян, видимо, подразумевая утерянные связи по кооперации. «Накануне 25-летия провозглашения независимости Армении нынешнее событие можно назвать своеобразным парадом экономики. Демонстрируя возможности нашего производителя, мы выступаем с несколькими посланиями. Первое: какие бы внешние и внутренние вызовы ни формировались, наши производители в состоянии создавать конкурентоспособную продукцию. Второе послание касается нас всех, в том числе представителей диаспоры: приобретение и использование качественной армянской продукции дает возможность укреплять экономику нашей страны», – отметил исполняющий обязанности (на тот момент) министра экономики РА Арцвик Минасян. Действительно, для 300 компаний из Армении и Арцаха, которые в течение четырех дней представляли продукцию в сфере продовольствия, ювелирного дела, алкогольных напитков, легкой промышленности, бытовой химии, фармацевтики, горнодобывающей промышленности, стройматериалов, точного машиностроения и информационных технологий, ярмарка стала неплохой площадкой для совместных диалогов между собой, а также с потребителями. После долгого периода промышленного застоя явно чувствуется, что местные товаропроизводители ищут новые эффективные направления для производства современной продукции, одновременно «прощупывая» возможности выхода на новые рынки сбыта. Кстати, согласно статистике, в последнее время наблюдается некоторое оживление экспорта из Армении. В основном на российский рынок благодаря налаживанию не совсем забытых былых связей и соответственно возобновлению старых контрактов. Правда, у многих предпринимателей вхождение на рынки ЕАЭС затрудняется транспортными проблемами, особенно на фоне перебоев в Верхнем Ларсе. Однако, по словам самих промышленников, занятых в производстве непищевой продукции, это обстоятельство не может быть помехой. Было бы желание.

Наталья Оганова, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Будет ли новый премьер министр поддерживать отечественного производителя на деле,а не на бумажке? Эта статья поможет узнать более предметно проблему и её нужно прочесть Карену Карапетяну.
  2. Наличие турецких товаров на прилавках Армении недопустимо. Ни с экономической, ни с нравственной стороны.
  3. Турция выиграла процесс века у Армении 15 Октября 2015, 14:30 Сегодня в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге состоялось заседание Большой палаты Суда, на котором был зачитан окончательный вердикт по апелляции правительства Швейцарии против решения ЕСПЧ от 17 декабря 2013 года по иску «Догу Перинчек против Швейцарии». Тогда Швейцария, против которой судился турецкий политик Догу Перинчек, начисто проиграла дело, однако армянская диаспора заставила официальный Берн подать апелляцию. Сегодня же, как сообщает АзерТАдж, Большая палата ЕСПЧ отвергла апелляцию Швейцарии и оставила прежнее решение неизменным. Отныне «геноцид армян» является не историческим фактом, а мнением, и любое уголовное преследование за высказывание противоположного мнения является нарушением статьи 10 Европейской конвенции о правах человека. Со своей стороны отметим, что заседанию Большой палаты Евросуда не помешало присутствие в Страсбурге внушительной делегации из Армении, которую возглавлял генпрокурор Геворг Костанян. Незадолго до вынесения вердикта Большой палаты Костанян заявил журналистам, что ожидает от ЕСПЧ решения, в котором не будет формулировок, ставящих под сомнение «геноцид армян». Заявление Костаняна смехотворно и смахивает на попытку спасти от позора мировое армянство. Дело в том, что ЕСПЧ и не просили рассматривать вопрос о «геноциде», это не входило в круг вопросов, которые рассматривал суд. ЕСПЧ ясно подтвердил свое прежнее решение, гласящее, что армянский нарратив о «геноциде 1915 года» нельзя рассматривать как факт и между событиями 1915 года и Холокостом нет ничего общего. Два года назад ЕСПЧ постановил, что нарратив о «геноциде 1915 года» - это всего лишь мнение (одно из многих, включая противоположные), а не факт, и дискуссии по этому вопросу, продолжающиеся среди ученых, к консенсусу пока так и не привели. Поэтому то, о каком «неподверженном сомнению факте геноцида армян» говорит Костанян, знают, видимо, только он и его малоопытные спичрайтеры. Не помогло армянам даже то, что их интересы в ЕСПЧ защищали известные адвокаты Джеффри Робертсон, Амаль Рамзи Клуни, Тоби Колис.
  4. Удивительно,почему азеры с пеной у рта хотят доказать больше чем сами турки,обратное правде,т.е.что Геноцида армян в Османской Турции не было. А что было? Война? Скоро придет время расплачиваться и вместе с потомками турков и вы- азеры будете гореть синим пламенем.Это произойдёт ещё во время жизни нынешнего поколения.А продажные европейцы могут принимать или отрицать резолюции.Не имеет значения.Гореть вам всем.Ждите.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты