Выборы в Грузии. Будет второй тур
Когда-то президент США Джордж Буш-младший назвал Грузию «маяком демократии» в регионе, и он был прав.
Тогда на него обрушились с резкой критикой, однако критики не понимали, что разница между маяком демократии и демократической страной примерно такая же, как между каналом и канализацией.
То есть можно быть лидером по уровню развития гражданских и демократических институтов в конкретном регионе, но это вовсе не означает высоких стандартов, так как все относительно и смотря с чем сравнивать.
То, что демократические институты в Грузии слабы, факт, который не требует особых доказательств. В 2012 году у нас случилась демократия. Релевантные настроениям в обществе выборы у нас были в 2004-м, а до этого в 1990-м и в 1992 году.
Тут следует сразу оговориться – в 1990 году это произошло на фоне разваливающейся коммунистической системы, в 1992 году – после военного путча, а в 2004-м – после «революции роз». Дальше крутилось чертово колесо грузинской истории, партия, получившая власть от народа, на следующих выборах добивалась абсолютной власти, после чего резко теряла доверие людей. Впрочем, отвлечемся от истории и вернемся к дню нынешнему.
Какими были эти выборы.
Можно однозначно сказать, что успех правящей партии на этих выборах был обеспечен использованием, причем, надо признать, филигранным, всего набора политтехнологий.
Международные наблюдатели признали выборы конкурентными, но единственное, что я могу сказать по этому поводу: видимо, у международных наблюдателей слишком низкая планка для Грузии.
Судите сами.
Во время избирательной кампании на лидеров главной оппозиционной партии постоянно выбрасывались компроматы в виде подслушанных, а иногда и смонтированных телефонных разговоров, членов оппозиционной партии таскали в прокуратуру, обвиняя в подготовке государственного переворота, в кандидата в депутаты Ираклия Окруашвили стреляли, ранив при этом двух лиц, сопровождавших его на встрече с избирателями.
И, наконец, вечером перед завершающим кампанию националов митингом была взорвана машина депутата от «Единого национального движения» Гиви Таргамадзе. В результате взрыва пострадало пять человек, а сам депутат буквально чудом остался жив. Все это время по всем телеканалам, которые контролировала власть, население буквально пичкали страшными историями о том, как Михаил Саакашвили приедет в Грузию и устроит тут кровавую баню.
Идем дальше. В день выборов уже после подсчета голосов было разгромлено несколько избирательных участков, в том числе и в том округе, где баллотировалась супруга Саакашвили Сандра Рулофс, и тем самым у нее практически украли победу. Центральная избирательная комиссия до половины четвертого утра не оглашала первые результаты выборов, тогда как на прошлых выборах уже в 23:00 были известны первые результаты, а к трем часам ночи Михаил Саакашвили признал поражение своей партии и объявил о переходе в оппозицию.
Но не это главное. На всех избирательных участках стояли «счетоводы» из «Грузинской мечты», проверяя, кто из бюджетников пришел на выборы. Их показывали все телекомпании, при этом подчеркивая, что формально это не является нарушением закона. А дальше пошли сообщения о фальсификациях и вбросах.
Носили ли они массовый характер по всей стране, сказать не могу. Зато в Аджарии это было действительно массовым, и на пресс-конференции лидер «Нацдвижения» Аджарии Леван Варшаломидзе представил журналистам доказательства массовых фальсификаций.
Только по Аджарии было признано недействительными более двадцати четырех тысяч бюллетеней. Это огромная цифра, учитывая, что реальное число избирателей в Аджарии не превышает двухсот тысяч, а проголосовало только около ста тысяч. Крайне сомнительными были результаты выборов и в районах компактного проживания этнических меньшинств.
Вообще с избирателями у нас особая картина. В?стране с населением 3,7 миллиона человек в списках избирателей 3,5 миллиона человек.
В?Грузии официально 565 тысяч школьников. Число детсадовцев по всей Грузии я не нашел, зато есть число детей, которые ходят в государственные детские сады в Тбилиси – 58,6 тысячи, еще есть частные и дети до детсадовского возраста, не говоря о том, что Тбилиси – это не вся Грузия.?На консульском учете в посольствах Грузии состоит чуть более 48 тысяч избирателей.
Интересная математика, не правда ли? ?По официальным данным, участие в выборах приняла половина от списочного состава избирателей, хотя все опросы предсказывали достаточно низкую активность.
Итоги выборов таковы.
Даже по официальным данным, правящая партия, получившая 48% голосов избирателей, скорее всего (зависит от второго тура мажоритариев, но думаю, там все ясно) будет контролировать более 75 процентов парламента и иметь конституционное большинство. Чем вам не гримаса демократии.
Тут надо хорошо понимать, что по факту «Грузинская мечта» скорее всего победила бы на этих выборах и без описываемых выше фактов, с очень небольшим отрывом, но победила бы. Однако желание абсолютной власти пересилило возможность твердой легитимации и еще важного шага по пути развития демократической традиции. Тут интересно другое: ни одна из оппозиционных партий особо таким итогам не сопротивлялась. Практически все ограничились дежурными комментариями о фальсификациях, и только.
Кстати, авторитетные международные организации признали выборы конкурентными, ну а то, что двух международных наблюдателей во время погрома участка в селе Джихашкари избили и отобрали у них мобильные телефоны, а представитель Ассоциации молодых юристов выпрыгнул в окно, спасаясь от погромщиков, признали частным эпизодом.
Так что Грузия продолжает оставаться маяком демократии, жаль, конечно, что только маяком.
Гела Васадзе, Информационное агентство Black Sea Press
Оставьте свои комментарии