№11 (286) ноябрь 2016 г.

Главы государств – участников ОДКБ встретились в Ереване на фоне усиливающейся международной напряженности

Просмотров: 3177

В октябре Ереван вновь оказался в фокусе региональной и отчасти глобальной внешнеполитической «повестки дня». 14 октября в армянской столице состоялся очередной саммит глав государств Организации Договора о коллективной безопасности.

В мероприятии приняли участие лидеры всех входящих в ОДКБ государств, за исключением внезапно приболевшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Заметим при этом, что посещение армянской столицы логично вписалось в предельно насыщенный октябрьский график внешнеполитических визитов главы Российского государства Владимира Путина. Ранее он посетил Стамбул, где принял участие в Международном энергетическом форуме и провел переговоры с Реджепом Эрдоганом, а по завершении саммита в Ереване отправился в Индию для участия в саммите БРИКС и двусторонних переговорах с главами государств, входящих в эту организацию.

По мнению генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, глобальные системы безопасности оказались разрушенными по причине отсутствия между крупными игроками нормального диалога.

Отношения между странами НАТО и Россией, в частности из-за ситуации вокруг Сирии и Крыма и Украины, серьезно обострились. 14 октября в ходе круглого стола «Роль ОДКБ в евразийской безопасности» Н. Бордюжа, в частности, заявил: «Мы живем в непростой период, который не поддается анализу. И довольно трудно выбрать алгоритм действий в сфере безопасности. По большому счету, на сегодняшний день разрушены глобальные системы безопасности. Между ведущими мировыми игроками приостановлены любые контакты и сотрудничество в таких сферах, как борьба с терроризмом, нелегальным оборотом наркотиков и прочими вызовами и угрозами». По его словам, в мире наблюдаются парадоксальные ситуации, при которых какое-либо государство призывает к борьбе с терроризмом, но в то же время поставляет оружие террористическим группировкам. От себя добавим, что в такого рода операциях были замечены вовсе не только США, хотя, конечно, роль этой страны в сирийской трагедии переоценить сложно. В немалой мере разжиганию конфликта способствовали такие, казалось бы, противоположные (в том числе и в своих подходах к Армении и «армянскому вопросу») страны, как Турция и Франция, что является ярким свидетельством общей хаотизации международных отношений, размывания граней традиционного восприятия противников и друзей.

Кстати говоря, это является хорошей иллюстрацией степени адекватности призывов некоторых базирующихся в Армении авторов к кардинальной смене системы безопасности страны, к отказу от российских гарантий и форсированной интеграции в сторону «евроатлантических ценностей». Ценностей, проповедуемых центрами силы, несущими, в том числе, и прямую ответственность за истребление сирийских христиан, в том числе армян. Как отмечает политолог, выпускник Колумбийского университета Арман Григорян, нет никаких предпосылок к тому, что Запад в вопросе карабахского конфликта занимает более проармянскую позицию, нежели Россия: «Если бы, исходя из какого-то заявления, можно было хотя бы сделать вывод о готовности Запада или какой-нибудь из стран Запада признать Карабах или о готовности занять проармянскую позицию, я бы начал серьезно относиться к призывам наших западников».

Тесные армяно-российские связи в военной сфере способствуют сохранению баланса сил в регионе бывшего советского Закавказья. И, как свидетельствует военный парад 21 сентября 2016 года, медийный эффект они могут произвести немалый, хотя многие их детали по понятным причинам закрыты для СМИ. Основные преимущества ОДКБ заключаются не просто в особой налаженной системе военно-технического сотрудничества, а в функционировании сложившегося регионального рынка вооружений по внутрироссийским ценам с льготными для стран-членов условиями поставок, отмечает юрист и политолог Армен Айрапетян. И здесь за последний год были достигнуты большие успехи: помимо появления в армянской армии «Искандеров», речь идет о формировании объединенной системы ПВО, о развитии армяно-российской группировки, о 200-миллионном российском кредите на приобретение новых образцов вооружений.

К этому следует добавить подготовку кадров (о чем мы еще упомянем ниже), а также повышение боевой выучки личного состава вооруженных сил и иных воинских формирований стран – членов ОДКБ в ходе учений, таких как «Рубеж», «Взаимодействие», «Нерушимое братство».

ОДКБ критикуют, и во многом справедливо, указывая на разнонаправленные и во многом несовпадающие интересы государств, его составляющих. Однако признаем, что такая ситуация, наличие внутри организации своеобразных «клубов по интересам» имеет во многом объективный характер – для этого достаточно посмотреть на карту. В то же время общие угрозы, внешние и внутренние, которые порой сложно различить, будут способствовать выработке единых подходов государств – участников ОДКБ, по крайней мере, к некоторым международным проблемам. А это в нынешних условиях уже немало.

Именно об этом свидетельствует перечень подписанных в Ереване документов, среди которых отметим общее заявление, отражающее подходы организации к международным вызовам и угрозам. Главы государств подтвердили, что ОДКБ является «важнейшим документом, способствующим поддержанию мира, стабильности и обеспечения безопасности, независимости и суверенитета ее государств-членов».

Отметим принятие ежегодного доклада генерального секретаря ОДКБ, согласование отчета об исполнении бюджета организации, учреждена медаль «За укрепление коллективной безопасности». Впрочем, более важное значение призван сыграть документ, регламентирующий деятельность Объединенного штаба ОДКБ. В случае успешной реализации он укрепит совместную военную безопасность, как и пакет документов, касающихся развития совместной подготовки военных кадров и стандартизации военной техники. Не секрет, что сотрудничество в военно-образовательной сфере между Россией и участниками ОДКБ в условиях экспансии американской «мягкой силы» представляется чрезвычайно важным. Не говоря уж о том, что оно содействует постоянному повышению боеспособности армянской армии по сравнению с соседями. По словам бывшего министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна, «наши офицеры обучаются в России, и техника российская. А у них часть техники российская, другая часть – израильская, третья – турецкая. Они обучаются в Турции. Чему их могут научить в Турции, когда техника российская? Именно поэтому уровень подготовленности их офицеров низкий». Обоснованность данного утверждения продемонстрировала, по-видимому, апрельская эскалация в зоне нагорно-карабахского конфликта, со времени которой минуло полгода.

Конечно, в Ереване с интересом ждали соответствующего заявления СКО ОДКБ по Нагорному Карабаху, тем более что информация здесь первоначально была противоречивой. В принятом документе была выражена поддержка договоренностей, достигнутых на саммитах по нагорно-карабахской проблеме 16 мая в Вене и 20 июня в Санкт-Петербурге и направленных на недопущение эскалации ситуации в зоне конфликта, стабилизацию обстановки и создание условий для продвижения мирного процесса.

Лидеры стран ОДКБ обсуждали карабахскую проблему в контексте необходимости поиска компромисса, подтвердил в ходе итоговой пресс-конференции президент России Владимир Путин: «ОДКБ создавалась для купирования угроз внешнего характера. Мы как-то должны реагировать на то, что происходит и рядом с нами, но должны стремиться к тому, чтобы все проблемы, которые достались нам из прошлого, решались бы мирным путем и на основе компромиссов. Именно компромисса, на который готова пойти и та, и другая сторона. В этом контексте мы обсуждали и карабахскую проблему».

Внимание к карабахскому вопросу, конечно, не случайно. Если до последнего времени боевая активность на границах Нагорно-Карабахской Республики и Армении оставалась относительно невысокой, то после конституционного референдума в Азербайджане ситуация вновь начала накаляться. Вновь участились и стали более интенсивными обстрелы, активизировались снайперы, использующие современные образцы вооружений. Пиком огневой активности азербайджанских подразделений стала ночь на 5 октября, когда было произведено более 4000 выстрелов. Все это не позволяет должным образом расследовать инциденты, возникающие по инициативе официального Баку, по-прежнему не скрывающего намерений решить карабахский вопрос силой. Систематические нарушения режима прекращения огня делают угрозу очередной эскалации конфликта более чем вероятной. Соответственно, вооруженным силам противоборствующих сторон не остается ничего иного, как совершенствовать уровень боевой подготовки и постоянно находиться на достаточно высоком уровне боеготовности. Согласно информации из открытых источников, предполагаемые общие военные расходы Армении на 2017 год составят 439,7 млн долларов, в то время как соответствующие расходы Азербайджана достигнут почти 1 млрд долл. (что, впрочем, на 27% меньше, чем в текущем году). Неблагоприятные тенденции в социально-экономическом развитии прикаспийской страны, необходимость дальнейшей консолидации общества перед лицом «внешнего врага» могут негативно сказаться на ситуации вокруг Нагорного Карабаха, провоцируя новые риски военного обострения.

Можно говорить о том, что военно-политическое руководство в Ереване и Степанакерте рассматривает ситуацию на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и армяно-азербайджанской границе как потенциально взрывоопасную. В этой связи повышение уровня боевой подготовки Вооруженных сил Армении и Армии обороны Нагорного Карабаха, участившиеся учения, иные учебно-тренировочные мероприятия, боевые стрельбы, проверки ключевых сегментов военной организации выглядят более чем оправданными. В частности, в ходе одного из таких мероприятий в начале сентября отрабатывалась «организация взаимодействия между органами государственного территориального управления, территориальными органами самоуправления, средствами массовой информации и территориальными отделами военной полиции МО в условиях боевых действий». А спустя месяц, 8 октября, на высокогорном полигоне «Алагяз» под общим руководством командующего объединенной группировкой войск Армении и России генерал-майора Андраника Макаряна состоялись совместные батальонные тактические учения с этапом боевой стрельбы военнослужащих 102-й российской базы и военнослужащих 4-го корпуса Вооруженных сил Армении.

Все это более чем понятно российским гражданам и наблюдателям, которые с тревогой фиксируют качественный рост воинственной антироссийской риторики и враждебных действий со стороны такого мощного глобального игрока, как Соединенные Штаты Америки. В частности, заявление начальника американских сухопутных войск Марка Милли о практической неизбежности в будущем масштабной войны следует рассматривать как крайне опасный симптом – ведь его сложно списать на предвыборную риторику или на истерию СМИ (которые, кстати, также не следует сбрасывать со счетов). В настоящее время Вооруженные силы России также проходят интенсивный этап тренировок и совершенствования боевого слаживания (можно упомянуть хотя бы о недавних учениях «Кавказ-2016»). Многочисленные утечки относительно планов нанесения Пентагоном ракетно-бомбовых ударов по объектам правительственных сил в Сирии, размещение в этой стране зенитно-ракетных комплексов

С-300 свидетельствуют о высокой вероятности непосредственного столкновения США и России на удаленном театре военных действий (где, по некоторым данным, количество одних только американцев превышает численность российского контингента).

Сирийская проблематика, крайне болезненная для армянского социума (во многом разрушена одна из влиятельных и некогда процветавших общин Ближнего Востока), также тесно связана и с российско-турецкими отношениями, признаки дальнейшей частичной нормализации которых наблюдались в ходе Стамбульского энергетического саммита с участием Владимира Путина. Впрочем, несмотря на подписание соглашений о реализации проекта «Турецкий поток», его судьба представляется далеко не очевидной, равно как и перспективы российско-турецких отношений в целом. Посол США в Анкаре многоопытный Джон Басс рассуждает о необходимости совместных действий Вашингтона и Анкары в третьих странах, и экономическая вроде бы привязка соответствующего интервью вряд ли кого-либо может ввести в заблуждение. Роль Турции для будущей администрации США, нацеленной на «сдерживание» России и Ирана, будет только возрастать.

Турецкая тема нашла отзвук и в ходе саммита ОДКБ в Ереване. В связи с нагорно-карабахским конфликтом глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что Анкара способна оказать положительное воздействие на урегулирование конфликта. Такое заявление (возможно, отражающее некоторую сугубо тактическую конъюнктуру момента) российский министр сделал после совместного заседания глав Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности государств – членов ОДКБ еще до встречи глав государств. В ответ последовало недвусмысленное заявление МИД Армении о том, что официальный Ереван, как и прежде, считает, что Анкару необходимо держать от карабахского урегулирования как можно дальше. Здесь все логично – ведь Турция, формально входя в Минскую группу ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, с 1993 года блокирует сухопутную границу с Арменией. Кроме того, во время апрельской эскалации Анкара, наряду с официальным Киевом, открыто поддержала силовые действия официального Баку. Между Арменией и Турцией до сих пор нет дипломатических отношений, а попытка навести мосты посредством так называемой «футбольной дипломатии» закончилась в 2009 году предсказуемым провалом. Добавим к этому, что «лагеря смерти» для террористов, представляющие несомненную угрозу для постсоветских стран, согласно сообщениям некоторых СМИ, функционируют в том числе на территории Турции. И вряд ли частичная нормализация отношений между Москвой и Анкарой приведет к прекращению их деятельности.

Согласно первоначальной повестке дня, на Ереванском саммите ОДКБ должен был быть рассмотрен персональный вопрос об избрании нового генерального секретаря организации. Он должен представлять Армению – страну, слагающую с себя председательство в блоке в конце 2016 года в пользу Белоруссии. Согласно имеющимся договоренностям, представитель Армении должен был занять пост генерального секретаря ОДКБ еще год назад, однако тогда было принято решение о пролонгации полномочий Николая Бордюжи еще на один год. Официально внесенная армянской стороной кандидатура не разглашалась, однако по одной из кулуарных утечек таковой мог стать бывший глава генерального штаба Вооруженных сил Армении, нынешний секретарь Совета национальной безопасности Армении Юрий Хачатуров.

По итогам саммита было объявлено, что вопрос о назначении генерального секретаря ОДКБ будет рассмотрен на заседании в Санкт-Петербурге в декабре. Данное решение было воспринято в Армении в целом спокойно, хотя вопрос содержал некоторую внутреннюю интригу. Предполагалось, что среди кандидатов на пост генерального секретаря ОДКБ могли быть экс-министры обороны Армении генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян и генерал-полковник Сейран Оганян.

Параллельно с саммитом ОДКБ в Ереване прошел Первый международный форум евразийского партнерства, а также и Пятый армяно-российский межрегиональный форум. В присутствии премьер-министра Армении Карена Карапетяна и министра транспорта и связи РФ, сопредседателя Армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Максима Соколова было подписано соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах между правительством Армении и Ростовской областью. Губернаторы Гегаркуника и Омской области подписали документ о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и социальной сферах. Между Российско-Армянским (Славянским) университетом и Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» заключен договор о создании международных образовательных ресурсов в сфере биологических технологий. Директор Фонда инноваций и промышленного развития Армении и глава Российской ассоциации кластеров и технопарков также подписали межведомственное соглашение о сотрудничестве между своими ведомствами.

Целью Первого международного форума евразийского партнерства является развитие интеграционных процессов двустороннего и многостороннего торгово-экономического партнерства с участием Евразийского экономического союза, Китая, Индии, Ирана, СНГ, ШОС, БРИКС и других заинтересованных государств и интеграционных структур. Подобная повестка дня полностью вписывается в «восточный вектор» российской внешней политики. Особый интерес специалистов вызвала первая международная выставка вооружений и технологий ArmHiTec-2016, состоявшаяся в армянской столице в рамках плана мероприятий по проведению сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. На выставке были представлены экспозиции военного, двойного и специального назначения и технологий предприятий ОПК Республики Армения и Российской Федерации.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 31 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Вообще то,если бы в Армении правили не национальные предатели как сейчас,то таких друзей врагов как Лукашенко и Назарбаев на порог в Армению не пустили бы нормальные лидеры нации!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты