Александр Соколов: Консерватория – это на всю жизнь
В этом году Московская Государственная Консерватория имени Петра Ильича Чайковского отмечает свой юбилей – 150-летие со дня основания. Каждый год восемь факультетов одного из самых знаменитых музыкальных вузов мира выпускают не только будущих больших музыкантов и композиторов, но и лучших специалистов в самых различных музыкальных областях.
«Возвысить значение русской музыки и русских исполнителей» – так выразил главную идею создания высшего музыкального учебного заведения основатель и первый ректор Московской Консерватории Николай Рубинштейн. С первых дней к преподаванию были привлечены лучшие отечественные и зарубежные музыканты, среди которых Чайковский, Венявский, Минкус.
В Московской Консерватории учились Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович. Среди ее выпускников – Генрих Нейгауз и Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер и Михаил Плетнев, Арам Хачатурян и Арно Бабаджанян, Давид Ойстрах и Леонид Коган, Виктор Третьяков и Наталия Гутман, Евгений Светланов и Зураб Соткилава, Ирина Архипова и Елена Образцова.
Кабинет ректора Московской Государственной Консерватории им. П.И.Чайковского Александра Соколова. Бюст Бетховена у окна, бюст Шопена у большого рабочего стола, покрытого зеленым сукном. На стенах портреты Чайковского, Николая Рубинштейна, Танеева, Ипполитова-Иванова. Строгая красота, благородство обстановки в полной мере соответствуют облику владельца. Александр Соколов вырос в семье известного русского писателя, талантливого художника, графика, путешественника и знатока природы Ивана Соколова-Микитова.
Ректор Московской Консерватории – известный музыковед и педагог, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории музыки, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Член Союза композиторов России, Экспертного совета Министерства культуры РФ, Патриаршего совета по культуре, председатель Совета ректоров консерваторий РФ, Совета ректоров консерваторий стран СНГ. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2004–2008 годах занимал пост министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Время для беседы ограничено, после нее у ректора еще одна деловая встреча, хотя рабочий день давно закончен.
– Александр Сергеевич, Московская Консерватория отметила свой 150-летний юбилей, как он прошел?
–Мы продолжаем его отмечать, юбилейными объявлены два сезона – тот, который уже прошел, и тот, который только что начался. Празднование 150-летия Консерватории мы организовали в формате фестиваля, который включал четыре концерта. На них выступили мэтры Консерватории, идущие им на смену молодые мастера, подрастающее поколение музыкантов и наши лауреаты. Мы смогли показать широкой публике преемственность традиций Консерватории, продемонстрировать эстафету поколений.
Кульминацией празднования стал концерт в Большом зале Консерватории 13 сентября 2016 года. На сцену Большого зала вышли народные артисты Советского Союза Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Маквала Касрашвили, молодые мастера, завоевавшие безукоризненную художественную репутацию, среди которых Николай Луганский, Александр Рудин. Вместе со своим камерным ансамблем «Солисты Москвы» Юрий Башмет в ансамбле с Виктором Третьяковым исполнили концертную симфонию Моцарта. Выбор произведения не был случайным, симфония исполнялась на сцене Большого зала многими большими музыкантами. Юрий Башмет, альтист, каких в мире немного, играл ее с Олегом Каганом и Владимиром Спиваковым. Публика всегда заинтригована и ждет нового исполнения симфонии.
После концерта в Гостином дворе состоялся банкет, на котором присутствовали первые лица мира музыки и культуры разных стран. Для этого события наши студенты подготовили необычную программу. Дело в том, что в Консерватории есть хореографическая студия и мы ежегодно проводим Весенние студенческие балы. Так вот для торжественного банкета студенты подготовили танцевальную программу, которая включала всю панораму классических бальных танцев, которые исполнялись в белоснежных платьях и фраках. Царила удивительная атмосфера.
Интрадой же юбилейного фестиваля стал концерт, на котором выступили «свежие кавалеры» Консерватории. Ежегодно осенью Консерватория собирает «урожай» лауреатов, которые на летних международных музыкальных конкурсах всегда добиваются успехов. Нынешним летом прошли два престижных фортепианных конкурса – в Сиднее и Кливленде, и на обоих первые премии завоевали наши выпускники. На международном конкурсе пианистов в Сиднее победил Андрей Гугнин, а в Кливленде лучшим стал Никита Мндоянц. Оба победителя исполнили с консерваторским симфоническим оркестром 1-ый концерт П.И.Чайковского, «поделив» между собой. Мы уже не раз это практиковали – первую часть концерта играет один пианист, а вторую и третью – другой. В этот вечер прозвучала также сюита для оркестра Игоря Стравинского «Жар-Птица».
Третий концерт в рамках юбилейного марафона мы назвали концертом «питомника», нашего будущего, на котором выступили ученики Центральной музыкальной школы, музыкального училища при Консерватории, а также студенты бывшего военно-дирижерского факультета, теперь это уже Институт военных дирижеров Военного университета Министерства обороны.
В заключение фестиваля в Большом зале состоялся гала-концерт лауреатов – сегодняшних студентов и аспирантов.
Начавшийся сезон также насыщен важными событиями, мы чествуем юбиляров Консерватории. Ближайший юбилей – 85-летие профессора Сергея Леонидовича Доренского, которое мы будем отмечать в декабре. На концерте в честь прославленного педагога выступят его ученики.
Изюминка предстоящего сезона – завершение реставрации органа Большого зала. В настоящее время идет интонировка инструмента, и мы рассчитываем, что в декабре пройдет первый сольный концерт. Орган уже звучал, у нас была возможность опробовать инструмент – на расширенном заседании ученого совета, который проходил на сцене Большого зала, наш гость, ректор Казанской Консерватории Рубин Абдуллин, великолепный органист, первым прикоснулся к отреставрированному органу и показал, что он уже «живет».
– Выпускники Московской Консерватории демонстрируют во всем мире достижения отечественной исполнительской школы по всем специальностям. В чем ее секрет?
– Прежде всего, в глубинности традиции. Изначально она опиралась на европейский опыт, все профессора Петербургской Консерватории были приглашены ее основателем Антоном Рубинштейном из Европы – немцы, французы, итальянцы, поляки, чехи. Синтез европейских музыкальных традиций составил фундамент русской национальной школы, своеобразие которой давно оценено по достоинству. И Московская Консерватория, созданная четырьмя годами позднее Николаем Рубинштейном, продемонстрировала это. Достаточно сказать, что одним из первых профессоров Московской Консерватории был Петр Ильич Чайковский, который, окончив Консерваторию в Петербурге, пересел со студенческой скамьи в профессорское кресло.
Русская музыкальная школа возникла с началом консерваторского периода. Перед Консерваториями была поставлена задача взрастить плеяду профессиональных музыкантов на синтезе европейских музыкальных традиций и отечественной культуры. Ведь все великие русские композиторы были дилетантами, если понимать это слово в его первоначальном значении, а не в нынешнем, пренебрежительном. Дилетант – авторитетный в профессиональном смысле человек, который не зарабатывает деньги своим искусством. И Глинка, и все композиторы «Могучей кучки» не учились в консерваториях, они сами набрали ту художественную высоту, которая их сделала теми, кем они являются для нас сегодня.
Отечественную школу отличают преемственность, передача тонких граней мастерства, выражающихся в культуре звука, интерпретации, понимании контекста исполняемого произведения. А это очень важный момент, потому что сам Николай Рубинштейн подчеркивал, и мы по сей день исповедуем этот принцип, что музыка – не только ремесло, это еще и широкая культура.
Широкая культура – обязательное требование к тем, кто учится в российских консерваториях. Отсюда и весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин, которые являются уже элементами образования университетского. Они органично и естественно включены в профессиональную канву музыкального вуза.
Такой подход оценен во всем мире, и его пытаются копировать. Усредненность наблюдается практически во всех странах, играют более или менее похоже. Конечно, среди исполнителей в мире есть исключительные индивидуальности. Русская школа эту индивидуальность воспитывает.
– По Вашей инициативе в Консерватории введены многие новшества, которые затронули и учебный, и творческий процессы, издательское дело, расскажите, пожалуйста, об этом.
– Статус университета был присвоен нам заслуженно. Сегодня этот статус согласно реформе высшего образования упразднен, но у нас его никто не отбирал, и мы неоднократно его подтверждали при аттестации. А университет предполагает широкий спектр функций, куда входит и издательское дело, и научная деятельность, и многое
другое.
За последнюю четверть века в Консерватории введено много нового, притом что традиционная направленность сохранена и никоим образом не поколеблена. Консерватория по понятным причинам всегда была ориентирована на классическое, а точнее, классико-романтическое искусство, и дальше Прокофьева и Шостаковича репертуар не простирался. Первое, что надо было сделать и что было хорошо воспринято, это шаг в сторону современной музыки. Когда исчезли все препоны в духе борьбы с формализмом, авангардом, а сам авангард оценен как великое достижение русской культуры, такая задача была поставлена. Простая по замыслу и непростая по реализации, потому что в этой области мы отставали.
Пришлось многое осваивать и с чистого листа. Но был выбран очень верный путь – мы создали аспирантуру современной музыки. Молодые музыканты, которые входили в мир современной музыки, уже имели диплом Московской Консерватории, были лауреатами, в совершенстве владели инструментом. И вот на этом фундаменте они начинали открывать для себя инструмент заново и в тесном контакте с композиторами. И родилось то творческое содружество, которым мы сегодня гордимся: композиторы имеют возможность проверить на сцене свой художественный замысел, а исполнитель во взаимодействии с автором музыки – глубже его понять. Так возник ансамбль, который называется «Студия новой музыки». Сегодня этот коллектив известен всему миру, он много гастролирует и является одним из лучших ансамблей такого рода в Европе.
Следующий шаг, который мы сделали – двинулись от классического искусства не вперед, а назад, вглубь истории. И создали факультет аутентичного исполнительства, то есть исполнения старинной музыки с соблюдением принципов времени ее создания. И здесь нам также пришлось многое наверстывать. Эти два вектора – вперед и вглубь истории – основные новшества последних лет.
Мы создали в Консерватории новые структурные подразделения, которые занимаются наукой в теснейшем взаимодействии с композиторской и исполнительской практикой. Была также образована кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов. Таким образом, возникло мощное научное подкрепление нашей деятельности. Московская Консерватория объединила все эти направления в одно целое, что создало уникальную возможность для взаимообогащения.
В западной практике такого нет.
За эти годы в Консерватории были созданы новые творческие коллективы. Это в том числе камерный хор, основанный профессором Борисом Григорьевичем Тевлиным. Коллектив выступает на самых престижных международных конкурсах и всегда возвращается с первой премией или Гран-при. Это тот уровень исполнения, который является мерилом мастерства. Но при этом надо помнить, что в хоре поют студенты и в нем постоянно происходит ротация, что это не отшлифованный годами один и тот же коллектив и ежегодно в него вливаются новые студенты. Сохранять этот высочайший уровень исполнительского мастерства непросто. И отрадно, что ученики Бориса Григорьевича приняли эстафету и не снизили планку.
Мы создали также профессиональный симфонический оркестр, это не студенческий оркестр, который у нас, естественно, есть, а штатный оркестр Консерватории, в котором играют ее воспитанники. Симфонический оркестр исполняет сочинения наших композиторов, дает возможность проводить государственные экзамены на композиторском факультете на сцене Большого зала Консерватории, о чем в других консерваториях можно только мечтать, а у нас это уже утвердившаяся практика. Оркестр много гастролирует, выступает в Москве и других городах. В прошлом сезоне в честь юбилея Консерватории оркестром дирижировали Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Владимир Спиваков, Александр Лазарев. Эти имена – ареопаг дирижерского искусства наших дней. Выступления с великими дирижерами стали для музыкантов оркестра большой школой, потому что они не только выступали вместе на концерте, но и репетировали, совместно готовили программу.
– Как продвигается проект по созданию оперного театра Московской Консерватории?
– Оперный театр у нас существует давно, но он пока лишен «театральных условий жизни». У нас нет оркестровой ямы, оперной сцены, и спектакли идут на сцене Большого зала в концертном исполнении. Сегодня здание оперного театра уже спроектировано, и проект проходит экспертизу. Это будет суперсовременное здание, в котором предусмотрено все – проведение традиционных спектаклей, организация постановок с мультимедийным сопровождением и фестивалей. Театр на 500 мест должен появиться в центре Москвы. Здание будет углублено, так как нельзя превышать лимит этажности в центре города. Непосредственно к его созданию мы перейдем, когда завершится строительство студенческого комплекса – современного общежития на 1000 мест. В его здании на Малой Грузинской улице уже ведутся отделочные работы. Наряду с общежитием студенты получат современные актовый и киноконцертный залы, кафе и столовую, медицинский блок, спортивный зал и бассейн, репетитории.
– Благодаря созданному при Консерватории научно-творческому центру «Музыкальные культуры мира» реализуются музыкальные программы, многие из которых уникальны, расскажите о нем.
– Центр «Музыкальные культуры мира» – пример синтеза художественного, творческого и научного подходов, связей музыкальных истоков и незамутненных традиций народной музыки. Благодаря деятельности центра и его необычным программам классические музыкальные традиции стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Дальнего Востока вошли в репертуар Большого зала Консерватории. Межкультурным связям мы придаем большое значение.
Центр был основан Дживани Константиновичем Михайловым, крупным, авторитетным искусствоведом, занимавшимся неевропейскими культурами. Маргарита Каратыгина переняла эстафету и благодаря своему энтузиазму двинула дело вперед. Центр получил международное признание и установил творческие и научные связи со многими такими центрами в других странах, а договоры о сотрудничестве стали основной для конкретных совместных проектов.
На концертах центра выступают истинные носители народных музыкальных традиций и культуры. Это не эстрадные аранжировки, а фольклорное искусство, которое передается зачастую устно из поколения в поколение. На сцене Большого зала выступают музыканты из Индии, Вьетнама, Турции, Ирана, Японии. Кстати, в Консерватории уже несколько лет существует ансамбль национальной японской музыки «Дувон». Пению и игре на японских инструментах обучают японские учителя – сэнсэй. Его участники – консерваторские юноши и девушки – говорят по-японски, стажировались в Японии и хорошо знают культуру страны.
В рамках центра действует фестиваль под названием «Собираем друзей», который проходит в летние месяцы.
– Как Вы оцениваете состояние музыкальной культуры в наши дни? Не наносят ли вреда авангардные постановки, разного рода музыкальные эксперименты?
– В музыкальных театрах по всему миру всегда имели место эксперименты, вокруг которых разгорались дискуссии. И наши театры в этом отношении не исключение. Надо признать, что и штампов в оперном жанре немало. Все дело в чувстве вкуса тех, кто решается на эксперимент. Те, кто претендует на замену «старого» на «новое», чтобы быть замеченными и оцененными, не должны ни в коем случае пренебрегать «хранилищем ценностей».
Экспериментальные сцены должны быть. Если брать Большой театр, например, то пространство новой сцены допускает постановки даже эпатажного характера, потому что атмосфера уже другая. А вот историческая сцена должна быть хранилищем того, что унаследовал театр. К сожалению, смешение происходит, некоторые спектакли Большого вызывают недоумение, в том числе еще и потому, что люди, которые приходят на спектакли, ждут другой встречи с искусством. Возьмем, например, постановку оперы «Евгений Онегин» на старой сцене. Досадно то, что на нее часто приводят школьников, которые только прочли Пушкина и ждут откровения от встречи с музыкой Чайковского. И начинать знакомство молодого поколения с искусством в такой трактовке оперы и самого произведения – большой грех. И я думаю, что художественному руководству театра следует четко отделять эксперимент от того, что является «хранилищем ценностей». Конечно, и сама музыка, и драматургия развиваются, но разрушать то, что является безусловным наследием, ни в коем случае нельзя.
– 25 сентября в дар Консерватории был передан бронзовый бюст Дмитрия Шостаковича скульптора Ваге Согояна, заслуженного художника России, инициатором проекта выступил Микаэль Согоян, заслуженный художник Армении. Армяне вносят свой вклад в российскую музыкальную культуру?
– И внушительный. На кафедре теории музыки, например, которой я руковожу, работают Рубен Затикян, Татьяна Кюрегян и Маргарита Катунян. Мои коллеги по Консерватории: профессор по классу кларнета Рафаэль Оганесович Багдасарян, удивительный музыкант и человек, профессор кафедры специального фортепиано Юрий Суренович Айрапетян, профессор кафедры скрипки Ара Грачикович Богданян, профессора Сурен Ахназарян и Александр Мндоянц, представители следующего поколения – талантливый скрипач, лауреат многих музыкальных конкурсов Гайк Казазян, удивительный художник фортепианного звука Павел Нерсесьян, который работает в настоящее время в Бостоне, но не прерывает связь с Консерваторией. На ХIV Международным конкурсе им. Чайковского по специальности виолончель первой премии был удостоен Нарек Ахназарян, который выступал от Армении и вместе с тем представлял Московскую Консерваторию, потому что учился в ней. Нарек не теряет с нами связь и часто выступает в Большом зале.
С Арменией у нас давняя, естественная и взаимообогащающая связь культур. Яркий пример русско-армянского культурного взаимодействия – ансамбль-долгожитель Квартет имени Комитаса. В его первый состав входили Габриэлян, Оганджанян, Териан и Асламазян, и на первых афишах 20-х годов было написано «Квартет выдвиженцев Московской консерватории». Только в 1932 году квартет был переименован и назван в честь классика армянской музыки Комитаса. Квартет Комитаса – гордость музыкальной культуры Армении, постоянный участник концертных программ Московской Консерватории и музыкальной жизни столицы.
Другой пример музыкального и культурного взаимодействия – ежегодные концерты армянской музыки «Тайны Армении» в рамках популярного фестиваля «Вселенная звука», который проводит Консерватория. В 2014 году армянские музыканты представили программу «Комитас 145», в 2015 году концерт был приурочен к 100-летию памяти жертв геноцида 1915 года, в нынешнем году вечер армянской музыки был посвящен 145-летию Спендиарова и 95-летию Арно Бабаджаняна. В 2017 году будет звучать музыка Арама Хачатуряна и Аро Степаняна.
–Вы не оставляли научную и педагогическую деятельность и на посту министра культуры…
– Министр – не профессия, а временно исполняемое поручение президента. Отработав в правительстве полный срок – 4 года, я вернулся в Консерваторию с приобретенным опытом администрирования, который очень пригодился.
Я ни на минуту не прерывал связь с Консерваторией и без Консерватории не мыслил иного своего дальнейшего пути, Консерватория – это на всю жизнь. Будучи министром культуры, продолжал заведовать кафедрой, был председателем диссертационного совета, читал лекции, занимался со студентами, аспирантами, правда, в более жестком режиме, что вполне понятно.
Во взаимодействии с новыми руководителями министерства удалось многое сделать, у нас установился плодотворный контакт, я хорошо понимаю позицию министерства, и оно все больше проникается жизнью музыкального учреждения.
– Свой юбилей Консерватория встретила после капитальной реконструкции обновленной, как никогда красивой – восстановлены первоначальный вид и уникальная акустика Большого зала, отремонтированы учебный корпус, Малый и Рахманиновский залы…
– Программа, которая была профинансирована государством в полном объеме, содержала четыре слова – ремонт, реставрация, строительство и приспособление. Каждое направление представляло совершенно самостоятельную область работ. Мы учли в том числе потребности людей с ограниченными физическими возможностями. В Консерватории никогда не было пандусов, отдельного лифта для колясочников. А теперь самый престижный ряд Большого зала, это 6-й ряд, обустроен таким образом, что в нем снимаются несколько кресел и можно поставить коляски. Слушатели, которые по пандусу попадают в лифт, из лифта прямо в партер, размещаются на самых почетных местах.
Беседу вела Мария Григорьянц
Оставьте свои комментарии