№11 (286) ноябрь 2016 г.

Восстановление Армянского научного центра РАЕН как прототип Армянской академии естественных наук

Армянский научный центр Российской академии естественных наук (далее АНЦ РАЕН) является творческим объединением выдающихся ученых и специалистов Российской Федерации, Республики Армения и зарубежных стран, работающих в области естественных наук, воссоздан и восстановлен на основе Армянского филиала РАЕН (далее АФ РАЕН), созданного в 1997 году по поручению президиума РАЕН и по инициативе академика, доктора химических наук Рафаэля Гегамовича Мелик-Оганджаняна.

В свое время филиал состоял из секций: медицинских, химических, биологических, технических, физико-математических и военных наук, имел свои отделения в разных регионах Армении и субъектах международного права с компактно проживающим армянским населением. Помимо всего прочего, АФ РАЕН выпускал международный научный журнал «Глобус науки», участвовал в выпуске двух книг генерала армии Валентина Ивановича Варенникова «Гражданский долг солдата» и «Жизнь в строю». Почетными президентами были советский и армянский ученый, государственный деятель (председатель Совета министров Армянской ССР, президент Национальной академии наук Армении) Фадей Тачатович Саркисян и всемирно известный художник Тадаси Гоино.

В наши дни воссозданный Армянский научный центр как подразделение научной общественной организации РАЕН стал первым и единственным армянским научным представительством России в Армении, в армянской диаспоре и мире в целом, объединяющим армянских ученых и экспертов-специалистов профессионального и творческого сообщества в области естественных, общественных и гуманитарных наук, заинтересованных в научно-техническом, творческом, профессиональном и производственном сотрудничестве с РАЕН, как Армянская академия естественных наук.

Деятельность Армянского научного центра как творческого научно-технического объединения ученых-специалистов и экспертов профессиональных творческих сообществ придает новый импульс развитию многовековых дружеских добрососедских отношений армянского и российского народов.

В настоящее время почетными президентами АНЦ РАЕН являются всемирно известные личности науки и творчества России и Армении, за ее пределами, в армянской диаспоре:

Валерий Самсонович ПЕТРОСЯН, профессор кафедры органической химии, заведующий лабораторией физической органической химии химического факультета, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик, председатель секции химии, член президиума РАЕН; иностранный член НАН Республики Армения, эксперт ООН по химической безопасности, член редколлегий журналов «Вестник Московского университета. Серия «Химия», «Экологическая химия», Applied Organometallic Chemistry, член Европейского комитета «Химия и окружающая среда», член совета Европейского общества по химии и токсикологии окружающей среды; Фридон Суренович АСЛАНЯН, знаменитый в мире живописец, автор многочисленных проектов, график, действительный член РАЕН по отделению дизайна и архитектуры по секции гуманитарных наук и творчества, почетный член Российской академии художеств, член Европейской академии наук, искусств и литературы (ЕАНИЛ?– Academie Europeenne des Sciences, des Arts et des Lettres, AESAL), член Французской?академии?изящных?искусств (Acadеmie des Beaux-Arts), профессор академии МААМ Евразия?(МААМ/IAAM, International Academy of Architecture, Moscow Branch, Eurasia (UN), член Союза архитекторов, Союза художников, Союза дизайнеров Армении, СССР, России и ЮНЕСКО, член Союза московских архитекторов, член творческого союза профессиональных художников, член международной ассоциации писателей и публицистов.

Действительными членами научного центра стали и могут стать ученые и специалисты, в том числе академики, лауреаты Государственных премий, доктора и профессора ведущих научно-исследовательских организаций, высших учебный заведений, выдающиеся представители профессиональных и творческих сообществ.

Сегодня основными целями АНЦ РАЕН являются содействие развитию науки, техники, технологий, образования, просвещения, творчества и культуры, осуществление научных и творческих контактов между армянскими учеными всего мира и учеными Российской Федерации; консолидация усилий по возрождению, сохранению, взаимному обогащению национальных культур, гармонизация межнациональных отношений; осуществление независимой общественной технико-экономической и экологической экспертизы важнейших программ и проектов; поддержка исследований по ведущим направлениям естественных и гуманитарных наук, содействие внедрению их результатов в практику.

Главными принципами, положенными в основу формирования и деятельности АНЦ РАЕН, являются демократичность, самоуправляемость и независимость науки; отказ от монопольности и бюрократичности в управлении наукой; альтернативность решения научных проблем; преодоление разрыва между наукой и образованием, между научно-исследовательской деятельностью и практическим внедрением научных разработок.

Исходя из изложенных принципов и целей, АНЦ РАЕН выбрал в качестве стратегических направлений деятельности организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований в области естественных и гуманитарных наук, разработку и реализацию приоритетных исследовательских программ и внедрение их результатов в практику, содействие международному сотрудничеству в области науки, образования и культуры, интеграцию армянских и российских ученых в мировое научное сообщество, защиту законных прав и интересов ученых – членов академии в государственных и негосударственных структурах, возрождение и развитие национальной культуры, гармонизацию межгосударственных отношений, способствование оптимизации системы образования, подготовку высококвалифицированных научных кадров и создание условий для их научного творчества.

АНЦ РАЕН также могут присуждаться почетные звания, памятные знаки, медали и дипломы, которые вручаются за выдающиеся успехи в научной и общественной деятельности.

АНЦ РАЕН уже начал активно работать. Одним из первых проектов, проводимых в рамках АНЦ РАЕН, стало сотрудничество с одним из основоположников квалиметрии (научной области и отрасли, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы), нашим соотечественником Гарри (Гаруном) Гайковичем Азгальдовым, который изъявил желание на основе его трудов издать учебник или учебное пособие по квалиметрии на армянском языке с использованием конкретных практических примеров из различных сфер деятельности Армении.

Учебное пособие позволит получить знания о качестве продукции, о свойствах продуктов труда и их соотношении с потребностями и возможностями общественного воспроизводства, изучить конкретные методики и математические модели для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения.

В результате изучения книги «Квалиметрия» пользователи узнают:

– номенклатуру показателей, характеризующих качество продукции и услуг;

– методы определения показателей качества объектов при проектировании;

– принципы построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

– экономические проблемы, связанные с изменением качества продукции;

– социальные аспекты проблемы качества продукции.

Выход книги «Квалиметрия» на армянском и преподавание данной дисциплины в отечественных образовательных заведениях даст возможность студентам, аспирантам, специалистам, ученым и экспертам профессиональной среды изучать и осваивать проблематику и методологию не только количественного (что уже является прошлым веком анализа информации), но и качественного оценивания всех процессов, что позволит кардинально качественно модернизировать все сферы жизнедеятельности общества, в первую очередь экономическую, политическую и социальную.

Одновременно АНЦ РАЕН начал работу по написанию методологии квалиметрической оценки культурного наследия Армении, утраты и ущерба достояния армянского народа от последствий геноцида (культуроцида) для репараций и реституций, которая будет презентована на международной конференции НАН Армении.

Другой важный вопрос, который как краеугольный стоит в основе деятельности АНЦ РАЕН и на данный момент активно стал реализовываться, – это научная работа по борьбе с присвоением исторического, архитектурного, культурного наследия, культурных ценностей, предметов художества, искусства, литературы, музыки армянского народа со стороны лжеспециалистов.

Одним из наиболее актуальных примеров является недавний инцидент в одном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев не только России, но и мира – Государственном Эрмитаже России. 26 – 29 сентября в стенах известного музея проходила II Международная конференция по восточной нумизматике ICON II.

Конференция поистине имела важное значение, в первую очередь в связи с большим интересом к изучению истории монет в наши дни.

Однако чисто научное, казалось бы, мероприятие, еще не начавшись, ознаменовалось скандалом. Согласно программе, 29 сентября на конференции должна была быть представлена работа московского и казанского ученых (А. Акопяна и П. Петрова соответственно) с названием «Монетное дело Восточной Армении (Ереван, Нахичеван, Карабах, Гянджа) (1747-1827)». В Баку это название было воспринято в штыки, и был подготовлен официальный протест от имени Национального музея истории, в котором выражено негодование по поводу того, что Ереван, Нахиджеван и Карабах упоминаются в качестве территорий, входящих в Восточную Армению, а монеты, находившиеся в обращении в этот период, названы армянскими, а не азербайджанскими. И хотя авторы протестного послания незнакомы с содержанием доклада, это не мешает им априори назвать работу российских ученых «антинаучной и провокационной», связать научный доклад с карабахским конфликтом и обвинить А. Акопяна и П. Петрова в «усилении конфронтации» и «выдвижении очередных притязаний на историю и территориальную целостность Азербайджана».

К сожалению, 27 сентября Государственный Эрмитаж России немедленно удовлетворил официальный протест Национального музея истории Азербайджана и убрал из доклада А. Акопяна и П. Петрова словосочетание «Восточная Армения», присвоив новое название: «Монетное дело Ереванского, Нахичеванского, Гянджинского и Карабахского ханств в 1747–1827 гг.»

Не приходится сомневаться в том, что решение было обусловлено исключительно политическими соображениями, поскольку любой грамотный специалист может без труда доказать абсурдность претензий Баку. Однако история нам напоминает совсем о других страницах в жизни Государственного Эрмитажа: даже в самые тяжелые годы, во время и после Великой Отечественной войны (Нюрнбергского процесса), директор Государственного Эрмитажа академик И.А. Орбели не шел на поводу политиков, защищая до последнего понятия научности. Помимо чисто научного аспекта, неприглядного и недостойного поведения руководства Эрмитажа, для нас важнее очередное проявление полного бездействия.

Хотя и в связи со случившимся инцидентом три академических института Национальной академии наук Армении: Институт истории, Институт востоковедения и Институт археологии и этнографии – должны были направить совместный протест на имя директора Государственного Эрмитажа, АНЦ РАЕН 29 сентября 2016 года инициировал и выразил свой протест и возмущение таким попустительским и антинаучным шагом.

В своем протесте АНЦ РАЕН одновременно представил двухтомник «Присоединение Восточной Армении к России», вышедший в свет в 1972 году в Академии наук. Материалы в работе взяты в основном из фондов Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА), Архива внешней политики России (АВПР), Центрального государственного военно-исторического архива (ЦГВИА), Центрального государственного исторического архива СССР (ЦГИА СССР), Центрального государственного исторического архива Грузинской ССР (ЦГИА Груз. ССР), архивного фонда Научно-исследовательского института древних рукописей при Совете министров Армянской ССР «Матенадаран» и др.

Сборник документов отражает историческое событие, сыгравшее огромную роль в жизни армянского народа – присоединение Восточной Армении к России. Документы освещают политическое и социально-экономическое положение Восточной Армении в 1-й четверти XIX в., освободительные чаяния армянского народа и его борьбу за избавление от персидского ига, вековую приверженность армянского народа к России. В сборник вошли документы о русско-персидской (1826-1828) и русско-турецкой (1828-1829) войнах, закончившихся присоединением к России Восточной Армении. Содержатся также материалы, отражающие состояние экономики Восточной Армении, первые шаги по экономическому освоению края и другие вопросы.

АНЦ РАЕН выразил недовольство тем, что эти исторически бесценные данные не учитываются уважаемым директором Эрмитажа в письме на имя директора Национального музея истории Азербайджана Наиле Велиханлы, в котором произошедшее называют «мелким недоразумением», призывают быть «аккуратными в разделении науки и публицистики», соответствуя тем самым «традициям отечественного востоковедения». В упомянутом письме также говорится о «серьезной болезни нашего общества». Наверное, имеется в виду, что мы должны призывать ученых, особенно молодых, не болеть «синдромом Пиотровского-младшего» и забыть о существовании первоисточников! Наверное, кому-то нужно, чтобы современная ученая молодежь не была инновационной, а стала частью «пушечного мяса» из пророчества Генри Киссинджера! Однако на постсоветском пространстве только в Белоруссии и Армении не меняли учебники истории. Это заслуга созданной И. А. Орбели исторической школы академии.

Мы должны всегда помнить, что наука и культура находятся вне политики!

Подводя итог, хотелось бы отметить, что современные телекоммуникации, средства массовой информации, Всемирная паутина ежедневно раскрывают новые пространства прозрачной информации о темных присвоенных периодах истории, национальном достоянии и культурном наследии армянского народа и подтверждают их принадлежность армянской культуре и наследию. И АНЦ РАЕН сегодня создается как площадка для того, чтобы мы не забывали о прошлом и строили вместе наше будущее.

Мартик Гаспарян

Р.S. Хотел бы предложить редакции «Ноева Ковчега» совместно с АНЦ РАЕН открыть рубрику «Присоединение Восточной Армении к России», в которой на основе архивных документов вкратце всесторонне излагались бы вопросы присоединения Восточной Армении к России – и для нашей молодежи, и для всяких лжеспециалистов, и для всего мира в целом.

Всего проголосовал 21 человек

1. Да, совершенно верно.Эта отвратительная история навсегда ляжет несмываемым позором на руководство Государственного Эрмитажа (Пиотровский мл.) Вот так, в угоду политической конъюнктуре фальсифицируется история.И где?