Позитивные надежды уходящего года
Заканчивается 2016 г. Для нашей страны он выдался непростым, в первую очередь в экономической сфере. Относительно низкие цены на углеводородное сырье и другие материалы невысокой степени обработки, сохранение финансово-экономических санкций со стороны Запада и замедление темпов развития Китая (фактически экономической стагнации в Европе) на фоне недостаточно эффективной российской экономики, которая все еще имеет сырьевую направленность, острой нехватки передовых технологий и иностранных инвестиций, банковской системы, уклоняющейся от реального финансирования российского малого и среднего бизнеса, а также минимальных финансовых вложений в науку не создают основу для серьезного оптимизма в ближайшей перспективе. Как следствие, федеральный бюджет России на ближайшие три года пришлось зафиксировать на нынешнем уровне, что фактически означает его сокращение на величину инфляции начиная с 2018 г.
И только к концу нынешнего года стали появляться некоторые позитивные сигналы о возможности экономического роста нашей страны. Во-первых, в начале сентября на полях саммита «Большой двадцатки» в Ханчжоу (Китай) министр энергетики РФ Александр Новак и министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед бен Абдель Азиз аль-Фалех сделали совместное заявление, посвященное стабилизации мирового рынка нефти и обеспечению устойчивого уровня инвестиций в этой области в долгосрочной перспективе. Это было воспринято достаточно серьезно, так как наши страны контролируют 21% нефтяного рынка, что нашло свое отражение в работе Международного энергетического форума в Алжире (сентябрь) и заседания Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене (ноябрь). В итоге 10 декабря между странами ОПЕК и 11 странами, не входящими в этот картель, было подписано соглашение об ограничении добычи нефти. Конечно, такое сокращение не было значительным (всего 1,7-1,8 млн баррелей в сутки при общем уровне добычи внутри только ОПЕК 33,7 млн баррелей), но важен сам факт такого соглашения, инициированного РФ. Для мониторинга процесса выполнения достигнутых договоренностей создается группа из представителей пяти стран, включая три государства, входящие в ОПЕК, и два – не входящие в эту организацию, включая Россию. В результате стоимость барреля нефти марки Brent достигла 56 долл.
Во-вторых, 7 декабря завершилась приватизация 19,5% акций государственной нефтегазовой компании «Роснефть». Причем в качестве иностранных инвесторов выступили глобальный трейдер Glencore со штаб-квартирой в Швейцарии и суверенный фонд Катара Qatar Investment Authority. Стоимость этой сделки составила (по разным оценкам) от 10,2 до 10,5 млрд евро. Столь значительные финансовые средства не только поддержат российский бюджет, но и будут способствовать приходу на наш нефтегазовый рынок других крупных зарубежных инвесторов.
Среди наиболее важных международных событий, которые в 2016 г. произошли на постсоветском пространстве, следует выделить апрельскую войну в Нагорном Карабахе. О неизбежности такой войны было понятно уже в октябре 2015 г., когда чрезвычайно вырос калибр используемых вооружений. Фактически к этому времени противоборствующие стороны уже использовали все виды вооружений, кроме авиации и баллистических ракет. Однако политическое решение о реализации 200-миллионного контракта по поставкам российских вооружений в Армению, подписанного еще летом 2015 г., так и не было принято, причем по вине как Москвы, так и Еревана. Как следствие, в зоне Нагорного Карабаха вооруженные силы (ВС) Азербайджана получили не только количественное, но и качественное превосходство по некоторым образцам вооружений. В частности, это касалось беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), в первую очередь в ударном варианте, тяжелых реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч» и огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек». Особенность последних вооружений состоит в том, что их боевое применение потенциально может привести к значительным потерям среди мирного населения. Помимо этого, азербайджанская сторона была хорошо оснащена приборами ночного видения и средствами связи, что позволяло им вести боевые действия в ночных условиях.
Все это ярко проявилось во время так называемой четырехдневной войны (основные боевые действия происходили с 2 по 5 апреля) и привело к существенным жертвам с армянской стороны (по имеющейся информации, потери азербайджанской стороны были намного выше, но это всячески скрывается от международной общественности). После этого в республике усилились антироссийские настроения, так как ошибочно считалось, что именно поставленные Азербайджану из РФ вооружения привели к столь значительным жертвам. На самом деле именно израильские БПЛА, в том числе собираемые на азербайджанской территории, и противотанковые ракетные комплексы Spike?способствовали первоначальным тактическим успехам со стороны Баку. Но западные СМИ это грамотно использовали, чтобы ослабить союзнические отношения между Москвой и Ереваном.
Осознав опасность большой войны в Нагорном Карабахе, российское и армянское руководство сделало правильные выводы. Так, в конце июня начались поставки в республику вооружения из РФ. Это позволило армянским ВС получить РСЗО «Смерч», переносные зенитные ракетные комплексы «Игла-С», имеющие высокую боевую эффективность против вертолетов, системы радиоэлектронной борьбы «Автобаза-М», способные даже принуждать к посадке БПЛА противника, тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», противотанковые управляемые ракеты 9М113М, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», а также инженерные средства и средства связи.
В результате баланс сил в зоне Нагорного Карабаха был в значительной степени восстановлен, что является сдерживающим фактором для азербайджанской стороны. Но Москва на этом не стала останавливаться. Во-первых, на российскую военную базу в Гюмри были поставлены оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», способные работать в условиях системы противоракетной обороны противника. Это было крайне нервозно воспринято в Баку, так как позволяло Еревану с помощью Москвы осуществлять ракетное сдерживание (в реальности как Азербайджана, так и Турции). Сразу после этого азербайджанское руководство предприняло попытки сохранения своего военного превосходства путем закупок вооружений в Израиле и Пакистане. Конечно, это не может изменить баланс сил в зоне Нагорного Карабаха.
Во-вторых, Москва и Ереван приняли решение о создании совместной группировки войск. Фактически это означает для Баку невозможность решения территориальной проблемы силой. Возможно, что такие решения следовало принять годом ранее, что позволило бы сохранить жизни армянским военнослужащим. Тем не менее российско-армянские отношения прошли суровое испытание, что на практике подтвердило союзнические отношения между нашими странами. И это очень не нравится нашим западным «друзьям».
Конечно, за последний год на постсоветском пространстве произошло и много других важных событий. Среди них можно отметить следующие: транзит власти в Узбекистане, который еще не завершился и после победы на президентских выборах Шавката Мирзиеева, террористическую (экстремистскую) деятельность в Казахстане и Киргизии, победу на президентских выборах в Молдавии Игоря Додона, сторонника евразийской интеграции, и некоторые другие. Но при этом не удалось добиться существенных успехов в урегулировании вооруженного конфликта на Украине.
Таким образом, 2016 г. завершается с некоторым оптимизмом. Хотелось бы надеяться, что следующий год принесет нам не только надежды, но и конкретные результаты как внутри страны, так и в ее ближайшем окружении.
Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ
Оставьте свои комментарии