Экономика Армении: робкие ростки надежды
В последние годы экономика Армении переживает глубокий системный кризис, так и не оправившись после мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. Не стал исключением и 2016 год, хотя представители госструктур и независимые эксперты оценивают его довольно неоднозначно. Неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в Армении, обусловлена как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными) причинами.
К внешним причинам можно отнести резкое падение мировых цен на биржевые товары, такие как медь, молибден, золото, экспортером которых является Армения. Экономика Армении, являющейся стратегическим и торговым партнером России, в значительной степени зависит от экономической ситуации в России. Спад российской экономики в результате беспрецедентного падения цен на нефть, антироссийских санкций, падения рубля и других причин привел к снижению объемов трансфертов, поступающих из России в Армению. Так, в 2015 году чистый приток трансфертов из России в Армению с 1,3 млрд долларов США сократился до 719 млн долларов США, то есть почти в 2 раза, а за первые 9 месяцев 2016 года спад составил 14,7%. Частные трансферты составляли порядка 18–19% от ВВП, поэтому их сокращение сказывается как на экономике, так и на уровне жизни населения. По прогнозам правительства, за 2016 год чистый приток трансфертов составит примерно 1 млрд долларов США. Отметим, что и до вступления в ЕАЭС, и по сей день Российская Федерация остается вторым партнером Армении по внешней торговле, на долю которого приходится около 20% внешнеторгового оборота страны (первый – ЕС, около 27%), поэтому сокращение объемов торговли с Россией в 2015 году негативно отразилось на социально-экономической ситуации в Армении в 2016 году. С другими партнерами по ЕАЭС у Армении торговый оборот пока незначителен и поэтому не оказывает особого влияния на социально-экономическую ситуацию в стране.
Одним из мощных факторов, сдерживающих развитие экономики Армении, является продолжающаяся более 25 лет транспортная блокада страны со стороны Азербайджана и Турции. Отсутствие железнодорожного сообщения с Россией и другими торговыми партнерами Армении препятствует росту экспорта и расширению его географии. Сложные логистические схемы, которые вынуждены использовать компании-перевозчики, приводят к удорожанию транспортных расходов, что отражается на конкурентоспособности армянского экспорта. Перевозки автомобильным транспортом по территории Грузии через Крестовый (Гудаурский) перевал (Верхний Ларс) безопасны только при отсутствии снега, а зимой он часто становится непроходимым из-за лавин или режима лавиноопасности. Другие варианты, например восстановление абхазского участка железной дороги, который мог бы связать Армению с Россией и другими странами СНГ, а также использование более безопасной по сравнению с Военно-Грузинской дорогой Транскавказской автомагистрали Алагир – Цхинвал – Гори, пролегающей через реконструированный Рокский тоннель, требуют политических решений заинтересованных стран.
Альтернативным вариантом железнодорожного сообщения Армении с Россией могло бы стать сообщение через Иран, но существующую железную дорогу блокирует Азербайджан, а строительство новой ветки Армения-Иран в обход Азербайджана, к сожалению, пока остается на уровне разговоров и обсуждений. Армении эта железная дорога могла бы позволить выйти через Иран на новые рынки Южной и Центральной Азии, побережья Персидского залива и др.
Во время визита в Армению в декабре прошлого года президента ИРИ Хасана Роухани было подписано соглашение о совместной эксплуатации пограничного пункта Нурдуз-Мегри, реализация которого ослабит негативное влияние транспортной блокады Армении. Это соглашение станет важным шагом в развитии транспортного коридора Персидский залив – Черное море и повысит значение Армении в качестве транзитного государства. Кроме того, оно в большей степени вовлечет Армению в проект транспортного коридора Север-Юг, который соединит Россию с Ираном, помимо среднеазиатского направления, еще и через Грузию и Армению. Для Ирана это также значимый фактор в развитии перспективного взаимодействия с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
К внутренним причинам неблагополучной ситуации в экономике Армении относятся: неэффективное управление, коррупция, высокий уровень теневой экономики (около 40%), монополизация экономики, несправедливая конкуренция, труднодоступность финансовых ресурсов для частных компаний, неблагоприятная деловая среда, дефицит высококвалифицированных кадров, слабая связь рынка труда и системы образования, несовершенство законодательства и существующей инфраструктуры и другие факторы.
Приоритеты армянской экономики были определены в декабре 2011 года в рамках Стратегии экспортоориентированной промышленной политики. Приоритетными были объявлены 11 отраслей промышленности: производство вина и коньяка; ювелирная и часовая промышленность; огранка алмазов; фармацевтика и биотехнологии; легкая промышленность; точная инженерия и машиностроение; туризм; сельское хозяйство; пищевая и перерабатывающая промышленность; информационные и телекоммуникационные технологии (IT-отрасль); горнодобывающая промышленность. Из названных отраслей наиболее динамично развиваются те, на которые мало влияет транспортная блокада, в частности, IT-отрасль, фармацевтическая, ювелирная, ежегодно демонстрируя двузначный рост.
Хотя окончательные итоги 2016 года еще не подведены, многие предварительные показатели за период январь-ноябрь можно назвать уже сегодня. Несмотря на все трудности, Армении удалось улучшить свои позиции по комфортности ведения бизнеса – Doing Business 2017. Страна поднялась на 5 ступеней, заняв 38-ю позицию из 190 стран, упростив ведение бизнеса в двух сферах – получение кредита и применение договоров. Согласно «Всемирному докладу конкурентоспособности 2016-2017» Армения поднялась на 3 позиции, заняв 79 место из 138 стран, заняла 87 место по инновациям (подъем на 20 позиций), 81 место по усовершенствованию условий ведения бизнеса (подъем на 16 позиций), 88 место по показателю макроэкономической среды (спад на 16 позиций).
Основные показатели по данным Национальной статистической службы:
Показатель экономической активности за январь-ноябрь 2016 года по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 0,6%.
Индекс потребительских цен за январь-ноябрь составил 98,6% (дефляция 1,4%).
Объем промышленной продукции за январь-ноябрь составил 2678,4 млн долларов США, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года примерно на 6,8%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства за январь-ноябрь 2016 года составил 1742,0 млн долларов США, снизившись примерно на 6,1% по сравнению с тем же периодом 2015 года.
Внешнеторговый оборот за январь-ноябрь 2016 года составил 4576,3 млн долларов США, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года примерно на 8,0%, в том числе экспорт товаров за январь-ноябрь 2016 года составил 1621,7 млн долларов США, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года примерно на 21,2%; импорт товаров за январь-ноябрь 2016 года составил 2954,6 млн долларов США, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года на 2,0%.
География внешнеторгового оборота: удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте за январь-ноябрь 2016 года составляет 30,3% (рост составил 11,3%), в том числе РФ – 26,8% (рост – 14,8%); стран ЕС – 23,9% (рост – 1,9%); других стран (Корея, США, ОАЭ, Иран, Турция, Швейцария, Китай, Бразилия, Япония, Ирак, Таиланд, Канада, Грузия) – 45,8% (рост – 9,4%).
Экспорт:
– минеральные продукты
– готовые продукты питания
– драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них
– недрагоценные металлы и изделия из них
– текстиль и изделия из него
– продукты растительного происхождения
– приборы и аппараты
– живые животные и продукты животного происхождения.
Импорт:
– минеральные продукты
– машины, оборудование и механизмы
– готовые продукты питания
– продукты химической и связанных с ней отраслей
– недрагоценные металлы и изделия из них
– текстиль и изделия из него
– драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них
– средства наземного, воздушного и водного транспорта.
Уровень безработицы за январь – ноябрь 2016 года составил около 18,2%.
Что касается прогнозов по показателю экономического роста в 2016 году, мнения специалистов разошлись. Недавно министр финансов Вардан Арамян и министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян озвучили свой прогноз по экономическому росту в 2016 году, который, по их мнению, составит 0,5 – 0,6%. В бюджете 2016 года рост ВВП в Армении был запланирован в размере 2,2%, а на 2017 год – 3,2%. По последнему прогнозу ВБ, экономический рост республики в 2016 году составит 1,9%, МВФ также прогнозирует рост на уровне 1,9%. ЦБ Армении в своем последнем прогнозе оценивает рост экономики Армении в 2016 году на уровне 1,5-2,6%. Кто прав, покажет время.
Расходятся специалисты и в оценках прошлого года. Одни считают, что прошедший год войдет в историю Армении как самый тяжелый, другие придерживаются мнения, что 2016 год был годом переломным и дальше начнется подъем экономики. Самым важным и ярким экономическим событием прошлого года можно считать смену правительства, а вместе с ним и экономического курса страны. Программа нового правительства, нацеленная на расширение импортозамещения и возвращение на внутренний рынок отечественной продукции, увеличение бюджетных поступлений за счет аренды госимущества, а также повышение качества оказываемых услуг, отчуждение государственного имущества, сокращение государственного аппарата, уже дает первые результаты. В то же время в обществе высказываются опасения, удастся ли сохранить эти робкие достижения и неустойчивые тенденции в преддверии предстоящих в апреле выборов в парламент, которые могут дестабилизировать ситуацию и снизить экономическую активность.
По мнению Сурена Караяна, по итогам 2016 года Армения зарегистрирует два экономических рекорда – по росту экспорта и промышленности. Рост экспорта из Армении по итогам 2016 года ожидается в размере 25% по сравнению с 2015 годом. При этом активизация экспорта привела к значительному росту промышленности, в частности, Армения может завершить 2016 год с рекордным ростом промышленности в 7%.
Что касается прогнозов на 2017 год, Сурен Караян считает, что в 2017 году в Армении ожидается серьезный рост экономики, экспорта и инвестиций. Причем экономика страны должна развиваться за счет наращивания экспорта. В целом планируется не только сохранить темпы роста экспорта, которые были зарегистрированы в 2016 году, но даже увеличить их. По оценкам Минэкономразвития, прямые иностранные инвестиции в экономику Армении по итогам 2016 года ожидаются в размере 150-200 млн долларов США. Кроме того, для повышения доходов населения необходим ежегодный экономический рост в 5-6%.
По мнению д.э.н., профессора, руководителя исследовательского центра «Альтернатива» Татула Манасеряна, в 2017 году перед Арменией могут открыться новые возможности и перспективы. Кризис позволит стране перестроить экономическую модель, сделав ее более самодостаточной и конкурентной. Одной из ключевых предпосылок может стать избавление армянской экономики от «трансфертной» зависимости. По его словам, большая надежда со стороны правительства возлагается на наращивание сотрудничества с Ираном после снятия с него санкций.
Величина государственного долга Армении является одной из наиболее злободневных и обсуждаемых тем в экономическом сообществе страны. Суммарный госдолг Армении к концу 2016 года увеличится с 48,8% до 55,5% ВВП. Уже в 2017 году, согласно прогнозам Министерства финансов Армении, показатель достигнет 56,8%. По сообщению Вардана Арамяна, госдолг Армении на конец года в денежном выражении составит 5 млрд 905 млн долларов США, или 2844 млрд драмов. По итогам 2015 года этот показатель составлял 5 млрд 078 млн долларов США, или 2456 млрд драмов, а к концу 2017 года ожидается его рост до 6 млрд 338 млн долларов США, или 3052 млрд драмов. По словам министра, нет причин беспокоиться по поводу сроков и качества погашения привлеченных средств. График погашения государственного долга Армении распределен до 2052 года, и в плане его обслуживания не предвидится проблем, отметил он.
Между тем многие помнят историю 5 крупнейших предприятий Армении (завод командоаппаратов «Марс», Ереванский НИИ математических машин, Ереванский НИИ систем автоматизированного управления, Ереванский НИИ материаловедения, Разданская ТЭС), переданных России в 2002 году в счет гораздо меньшего долга.
Из этих 5 предприятий повезло только Разданской ТЭС, так как лишь ей удалось сохранить профиль свой деятельности. 2 декабря 2013 года состоялся полномасштабный ввод в эксплуатацию 5-го энергоблока Разданской ТЭС. Работа пятого энергоблока Разданской ТЭС позволит удовлетворить растущий спрос на электроэнергию в Армении и соседних странах.
Что касается остальных, то на территории завода командоаппаратов «Марс», Ереванского НИИ математических машин, ныне объединенного с Ереванским НИИ систем автоматизированного управления, в 2013 году была создана свободная экономическая зона «Альянс», а Ереванский НИИ материаловедения, где когда-то были разработаны и изготовлены стекла для космического челнока «Буран», оказался никому не нужен и прекратил свое существование.
Юлия Кулешова, Ереван
Оставьте свои комментарии