Минск в поиске новых союзников
В 2016 г. все мы стали свидетелями практически полной геополитической переориентации Республики Беларусь. Сначала, во время войны в Нагорном Карабахе в первые дни апреля, Минск взял сторону азербайджанских агрессоров. Это чуть не довело до разрыва дипломатических отношений между Беларусью и союзной по линии ОДКБ и ЕврАзЭС Арменией. Потом между Москвой и Минском возник публичный скандал по поводу отказа Белоруссии расположить российскую военно-воздушную базу на территории страны, вблизи польской границы (хотя скандал, в сущности, назревал очень давно).
Эти две позиции президента Александра Лукашенко, выраженные министром иностранных дел и бывшим руководителем администрации президента Владимиром Макеем, были достаточными, чтобы стало ясно: ОДКБ в сегодняшнем составе существует только на бумаге. Не случайно в Ереване достаточно быстро было прекращено строительство академии этой организации.
Новый польский министр иностранных дел, из правоконсервативной партии «Право и справедливость» Витольд Ващиковский, известный своим «интересом» к ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и другим евразийским структурам, посетил Минск и договорился по всем вопросам с местным руководством. За ним последовал и председатель польского сената Станислав Карчевский. Именно с этого момента бывший заместитель министра иностранных дел и посол Польши в РФ (сейчас директор программы «Открытая Европа» фонда «Стефан Батори») Катажина Наленч-Пельчинская начала заявлять публично, что Варшава не имеет никаких территориальных претензий к восточным соседям и ожидает то же самое от Москвы. В частности, это было сказано в Москве 8 – 9 февраля 2016 г. на международной конференции «Россия и Польша в новых реалиях: возможно ли взаимодействие?» в рамках Х Конвента РАМИ.
До этого не один раз озвучивались польские претензии к Западной Беларуси, конкретно к областному г. Гродно (родной для известных польских писательниц Элизы Ожешковой и Марии Конопницкой). Тогда реакция Александра Лукашенко была жесткой.
Белорусский президент понимает, что его страна не интегрируется в ЕС и НАТО, пока он находится у власти. Поэтому ориентировался на антироссийскую организацию ГУУАМ, объединившую те бывшие республики, которые сумели во времена Владимира Ленина, Иосифа Сталина и Никиты Хрущева присоединить территорий больше, чем были в состоянии проглотить. Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова вышли из СССР вместе с чужими территориями, населенными инородным населением, враждебным большинству собственного населения. Не случайно именно на этих территориях и появились Нагорно-Карабахская Республика, Абхазия, Южная Осетия, Республика Крым, Донецкая народная республика, Луганская народная республика и Приднестровье. Причем распад не закончился: на очереди Талышистан в Азербайджане, Джавахк и Аджария в Грузии, Новороссия, Буковина и Подкарпатская Русь на Украине, Гагаузская и Болгарская автономии в Молдове.
В этом списке единственным приятным исключением стал Узбекистан. Это произошло по двум причинам: Таджикская ССР отделилась от Узбекской ССР еще в 1930-х годах, а покойный Ислам Каримов правил железной рукой, без колебаний в отношении протестующих исламистов в Андижане.
В ситуации быстрого усложнения российско-белорусских отношений Александр Лукашенко вспомнил о двух самых больших меньшинствах в стране: польском, сосредоточенном именно в районе Гродно, и полесском в районе Бреста. Если никто не оспаривает наличие польского меньшинства, то о полесском в Минске предпочитают молчать. Это не меняет факта того, что местные люди с неясным национальным самосознанием дома говорят на украинском диалекте.
Так, одновременно с отдалением от Москвы, Еревана и других союзников по ОДКБ и ЕврАзЭС Александр Лукашенко начал сближение с коллегами из ГУУАМ, в первую очередь с президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Украины Петром Порошенко. Из-за первого он даже не приехал в Санкт-Петербург на саммит ОДКБ и ЕврАзЭС и саботировал избрание армянского представителя генеральным секретарем ОДКБ, которым должен был стать либо бывший армянский министр обороны генерал-полковник Сейран Оганян, либо бывший начальник Генерального штаба ВС Армении генерал-полковник Юрий Хачатуров.
В конце ноября 2016 г. белорусский президент посетил Баку, где его сердечно и по-восточному расточительно встретил Ильхам Алиев на фоне нелегкой доли огромного большинства азербайджанцев и белорусов. Оба президента продемонстрировали единодушие по всем обсуждаемым вопросам. И оно скоро проявилось. Так, именно в декабре Александр Лукашенко нанес последние, решительные удары по недавним союзническим отношениям с Москвой и Ереваном. И начал аресты журналистов.
12 декабря были арестованы трое самых известных пророссийских журналистов в Беларуси: корреспонденты ИА REGNUM Сергей Шиптенко и Дмитрий Алимкин и «Евразия Дейли» Юрий Павловец. Их обвиняют в «разжигании национальной вражды».
Известный армянский историк и журналист, директор ереванского телевидения «Еркир Медиа» (орган армянской революционной федерации «Дашнакцутюн») Гегам Манукян определил эти аресты как «моральное унижение для управления Александра Лукашенко» и прокомментировал: «Это возмутительно, когда арестовывают журналистов из-за их профессиональной деятельности. Это значит, что власть бессильна и единственный способ справиться с ними – держать за решеткой». Ни критика не смущает Александра Лукашенко, ни активная позиция по случаю редакций ИА REGNUM и «Евразия Дейли»: самых престижных информационно-аналитических агентств в России. Журналистам угрожают 12-летние приговоры.
15 декабря 2016 г., на следующий день после прилета в Минск, был арестован блоггер с российским и израильским гражданством Александр Лапшин. На его арест в Баку был выдан международный ордер. Причем за что? За призыв в его блоге о признании Нагорно-Карабахской Республики и визитов туда в 2011 и 2012 гг.
Последний арест подозрительным образом совпал с моментом начала транспортировки азербайджанской нефти из нефтепровода, доходящего до грузинского порта Супса, в терминалы в Одессе, откуда она поступила в Беларусь по железной дороге. С этого времени Александр Лукашенко ужесточил тон в отношении «Роснефти» и «Газпрома» и потребовал высокие транзитные тарифы для российского газа, предназначенного для Европы.
Сейчас Александр Лапшин экстрадирован в Баку и содержится в тюрьме. Перспектива безрадостная, имея в виду те унижения, которым подвергаются политзаключенные и армянские военнопленные в Азербайджане. Как следствие, ежедневно перед посольством Республики Беларусь в Ереване стали проводиться демонстрации, организованные молодежной организацией «Дашнакцутюн» и коллегами с армянского телеканала «Еркир Медиа». Они попытались передать послу Игорю Назаруку протестное письмо, но он отказался встретиться с протестующими. В результате указанное письмо было оставлено перед входом в посольство.
Все армянские СМИ и местные блоггеры следят за ситуацией в отношении Александра Лапшина и каждый день передают последние новости. Среди них наиболее заметен «Еркир Медиа», который активно реализует в мире народную дипломатию.
Следует заметить, что в Израиле в феврале находилась армянская делегация, которая поднимала вопрос перед разными государственными и общественными структурами страны о недопустимости выдачи в Азербайджан Александра Лапшина. При этом надо иметь в виду, что он не только является гражданином Израиля, но еще и служил в израильской армии. Но этого оказалось недостаточно.
По этому поводу мобилизована армянская диаспора в ЕС и США (подобное для ЕС – серьезный вызов). Благодаря местным армянам официальный представитель государственного департамента США Джон Кирби раскритиковал власти и в Минске, и в Баку, выразив свою поддержку свободе слова.
Гегам Манукян, который является главным организатором протестов перед посольством Белоруссии в Ереване, определил арест так: «Ситуация абсурдная. В азербайджанском черном списке присутствуют несколько сот журналистов, депутатов, политиков. Это первый случай, когда Азербайджан требует у третьей страны передачу гражданина другой страны. Действия Республики Беларусь не только антигуманные и противозаконные. Это нажим на свободу слова и прессы».
Помимо этого, он прокомментировал последствия ареста и экстрадиции для отношений между Минском и Ереваном: «Позиция Беларуси непонятная, вражеская в отношении своего союзника по ОДКБ и ЕврАзЭС Армении. У нас много союзных договоров. Азербайджан использует возможности для воздействия на Беларусь. Это прецедент: требовать выдачи гражданина третьей страны, действия которого считаются противозаконными. Это вызов к тем странам и народам, которые поддерживают и являются авангардом поддержки свободы слова. Это посягательство на международное право. Надо противостоять этому беззаконию».
Нет сомнений, что для Минска отношения с Баку куда важнее, чем с Ереваном. В Беларуси, прежде всего в Бресте, живет армянское меньшинство – беженцы из Азербайджана и их потомки. Вопреки масштабному строительству домов они до сих пор проживают в амортизированных общежитиях Брестского государственного технического университета. Если их экстрадируют, то они приедут жить в Ереван, в новые дома в северо-западной части армянской столицы (Нор Алеппо), предназначенные для армян из Алеппо.
Александр Лукашенко либо на самом деле пренебрегает, либо делает вид, что пренебрегает, ответными мерами, которые правящие в Армении власти могут применить, и от них он может сильно пострадать. Белорусский президент имеет общий бизнес с известным армянским олигархом Гагиком Царукяном: от производства в Беларуси марочного коньяка «Ной» до эксплуатации гостиничного комплекса «Фараон» на севере от Еревана. Если белорусский президент думает, что эта его собственность недосягаема, то очень сильно ошибается.
Когда в начале 2015 г. Гагик Царукян стал проявлять излишние политические амбиции, то президент Армении Серж Саргсян прямо с парламентской трибуны назвал его так, как называет народ: «Доди Гаго». И Гагика Царукяна вытеснили из политики и существенно сократили его возможности для ведения бизнеса. Подобное может случиться и с собственностью Александра Лукашенко.
В середине апреля 2016 г. автор этих строк радовался настоящему славянскому гостеприимству друга и коллеги Сергея Шиптенко в Минске. Сейчас он в аресте, куда рискует попасть и автор, если заново посетит Республику Беларусь.
И если Александр Лукашенко устремился в ЕС, то ему придется соблюдать права человека. Если же он все-таки вернется в орбиту Москвы, то не сможет себе позволить арестов пророссийских журналистов. Иначе все может закончиться очень плохо для него и его ближайшего окружения.
Сейчас белорусские СМИ пытаются смягчить ситуацию, распространяя новость, что Александр Лапшин извинился перед Ильхамом Алиевым, а его мать попросила азербайджанского президента о помиловании. Но пока нет соответствующего подтверждения от независимого источника. Хотя в тюрьмах стран ГУУАМ и не только это возможно. Там действуют сталинские методы дачи показаний. И, по-видимому, после вступления во власть президента Дональда Трампа ничего хорошего не ждет Александра Лукашенко, Петра Порошенко, Ильхама Алиева!
Хотя Республика Беларусь, пока формально, еще член ОДКБ и ЕврАзЭС, а не ГУУАМ. Однако, как комментирует польский журналист и политолог Якуб Корейба в статье для «Евразия Дейли»: «Нельзя изменять союзникам и партнерам. Однако можно изменить союзников и партнеров. Именно это сейчас происходит на наших глазах». Трудно с ним не согласиться.
Георгий Коларов, Ереван
Оставьте свои комментарии