Лица армянской истории: Выпуск XI. Армянки кисти известных художников
Армяне занимали и занимают видное место в мировой истории. Тому свидетельство – большое количество портретов (от фр. portrait – «воспроизводить что-либо черта в черту») как государственных и военных деятелей, представителей творческих профессий, священнослужителей, купцов, так и простого люда армянских кровей работы видных живописцев и скульпторов.
Редакция газеты надеется, что тематические выпуски «Лица армянской истории» будут представлять определенный интерес для читателей.
Художник Карл Вильгельм Барду, родом из Берлина, писал пастелью, в основном портреты, подвизаясь в Петербурге, Казани, но более всего в Москве, где создал обширную портретную галерею именитых москвичей. Облик многих из них известен нам только по картинам Барду. На одном из его холстов изображена Екатерини Екимовна
(Иакимовна) Бурнашова (1787 – 1811), дочь Екима Лазаревича Лазарева (1744 – 1828), одного из основателей, учредителя и первого попечителя Лазаревского института восточных языков в Москве. Она была замужем за писателем Степаном Даниловичем Бурнашовым (1743 – 1824). Известны его описания горских и персидских племен.
Автор женских портретов – представительниц знаменитого российского рода Лазаревых: Марфы Иоакимовны Лазаревой (Абамелек) (1817), Марии Иоакимовны Лазаревой (Деляновой) (1818), Елизаветы Иоакимовны Лазаревой (Арапетовой), Екатерины Эммануиловны Манук-Бей (1820).
Автор «Армянки» – князь Григорий Гагарин – родился в Санкт-Петербурге в семье видного дипломата. С 1816 г. жил за границей, с 1822 г. – в Риме, где брал уроки у Карла Брюллова. В 1848 – 1854 гг. жил в Тифлисе. По своей творческой судьбе – типичный аристократический дилетант-самоучка, Григорий Гагарин показал себя виртуозным рисовальщиком и акварелистом. Исполнил целый ряд живых и ярких путевых, этнографически-пейзажных циклов.
Художник-портретист Акоп Овнатанян родился в Тифлисе в семье живописца и мастера стенной росписи. Отец и стал его первым учителем. В 1830-е годы его портреты входят в моду у состоятельных тифлисцев. «Кому нужен был портрет, всякий прибегал к Авнатанову, и он удовлетворял всем требованиям», – отмечал петербургский журнал «Иллюстрация» в 1845 г. В конце 1860-х он перебрался в Тегеран, где и работал до конца жизни.
Автор женских портретов: Натали Туманян (Теумян), Ананян, Назели Орбелян и др.
Художник Сергей Зарянко, сын крепостного крестьянина, вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург, где получивший вольную отец работал у князя А.Н. Голицына. Состоял он вольноприходящим учеником Академии художеств в классе пейзажной живописи. В 1843 г. удостоен звания
академика.
Елизавета Христофоровна Лазарева (1832 – 1904), третья дочь попечителя Лазаревского института восточных языков Христофора Екимовича Лазарева (1789 – 1871) – помещица Шаровецкой волости Проскуровского уезда Подольской губернии, Слободского уезда Вятской губернии, Кременецкого, Острожского и Ровенского уездов Волынской губернии. В 1852 г. она вышла замуж за своего кузена по отцовской линии – полковника лейб-гвардии гусарского полка князя Семена Давыдовича Абамелека (1815 – 1885), сына генерал-майора, кавалера пяти боевых орденов князя Давыда Семеновича Абамалека (1774 – 1833) и Марфы Екимовны Лазаревой (? – 1844).
Сын Елизаветы Христофоровны – Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1857 – 1916), крупнейший российский промышленник конца XIX – начала XX века, владелец Чермозского частновладельческого горнозаводского округа, почетный опекун Лазаревского института восточных языков, председатель Совета московских армянских церквей.
Иван Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. Художник вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Среди картин Айвазовского на армянскую тему особенно привлекают портреты бабушки художника Ашхен, его старшего брата Габриэла, его жены – Анны Бурназян-Айвазовской, Католикоса всех армян Хримяна (Мкртича I Ванеци).
Пик карьеры Фредерика Бриджмана, американского художника-ориенталиста, пришелся на 1881 год, когда была проведена его персональная выставка в American Art Gallery, на которой было представлено более 300 его работ. Очаровательная «Армянка», пожалуй, самая удачная его работа на армянскую тематику.
Мартирос Сарьян написал около десяти живописных и графических портретов своей матери, среди которых особое место занимает «Портрет матери» 1898 г.
Художник трепетно и благоговейно относился к своей матери Устианэ, которая воплощала в себе самые высокие женские качества. В своих записях Сарьян посвятил матери немало строк, из которых складывается возвышенно-поэтический образ хранительницы домашнего очага: «Моя мать была необыкновенно трудолюбивой женщиной. Она хлопотала целый день: таскала на коромыслах ведра с водой из колодца, топила печь, пекла вкусный хлеб и пышки, готовила обед, доила коров, сбивала масло, делала сыр. Она всюду успевала и все делала легко, как мастер своего дела. Соседские крестьяне называли ее красавицей, любуясь благородными чертами ее лица и красивым станом. Она была воспитана в духе христианства и часто молилась за счастье людей и просила Бога, чтобы он простил ее, святую, за несовершенные грехи. В минуты отдыха, которых у нее почти не было, она читала вслух молитвенник на красивом древнеармянском языке. Перед иконой висела лампадка, красиво отражающаяся в ризе. Мы с большим благоговением относились к этому уголочку, в особенности в те часы, когда наша мать читала молитвенник, стоя на коленях и кланяясь до земли. После молитвы, в которой она выражала благодарность Богу, поднимаясь с земли, она казалась еще красивее. Мы бросались к ней, обнимали ее колени, плотно прижимались к ней и чувствовали себя счастливыми. От нее ароматно пахло свежеиспеченным хлебом и молоком».
В творческом наследии Седрака Аракеляна преобладают пейзажи, однако его композиции «Севанские рыбаки» и «Культуру – в горы!» врезаются в память, как и несколько созданных им женских портретов. Уже в одной из ранних его работ – «Портрет Сирануш Берберян» – бросаются в глаза стремление к психологической обрисовке образа и эффект цветового контраста – черного и красного. Как верно заметил художник Генрих Игитян, колористом невозможно стать, им нужно родиться.
Живописец и график Фанос Терлемезян родился в городе Ван в семье землевладельца. В 1870-х самостоятельно занимался рисунком. Работал как пейзажист и портретист, писал натюрморты.
Об Ашхен Бегляровне Бархударян (1893 г. рождения) нам лишь известно, что ее семья в 1937 г. въехала в одну из комнат 7-й квартиры дома на Большой Садовой, обменяв ереванскую просторную квартиру на московскую темную комнатку. Вынужденный переезд был связан с назначением главы семьи специальным корреспондентом одной из газет ЦК Коммунистической партии Армении в Москве.
Дмитрий Налбандян родился в Тифлисе в семье рабочего железнодорожных мастерских. Художник создал обширную портретную галерею. На его полотнах – рабочие, труженики сельского хозяйства, воины, ученые, деятели культуры и искусства, вожди Советского государства. Верхом его творчества следует признать портрет матери художника – Айкануш Карапетовны Налбандян.
Марина и Гамлет Мирзояны
Оставьте свои комментарии