Женский портрет в армянском интерьере
К женскому празднику 8 марта редакция «НК» традиционно подготовила материал об армянских женщинах, уже вписавших в историю своей семьи и своей страны те добродетели, которыми издревле гордится наш народ.
Имя Арев Петросян – заслуженного художника РА, члена Союза художников Армении, исполнительного директора культурного фонда «Беник Петросян» и основательницы выставочной галереи в Ереване Arev Art Gallery хорошо известно в мире искусства. Неповторимые работы армянской художницы уже давно внесены в описи транснациональных творческих организаций. В частности, произведение «Мать-Армения» отмечено в реестре престижного международного каталога Women in Art, где представлены лучшие живописцы начиная со времен Средневековья.
Арев Петросян родилась в семье известного скульптора Беника Петросяна, чьи работы современники называют виртуозными в своем совершенстве. Ее мать Алиса Адамян играла в оркестре Гостелерадио Армении под управлением маэстро Огана Дуряна. Трое детей унаследовали родительские гены. «Старший брат, Ваагн Айрапетян, пошел в маму. С малых лет увлекался музыкой. Сейчас он знаменитый в городе пианист и джазмен. А младший, Арег Петросян, пошел по стопам отца и тоже стал скульптором. Я же, сколько себя помню, всегда что-то рисовала, например открытки, которые потом дарила друзьям и знакомым, – рассказывает художница. – Царившая в нашей семье творческая атмосфера не могла не оказать влияния на мое восприятие мира». Ярким воспоминанием из детства остались разноцветные фломастеры, которыми отец рисовал различные сюжеты. Он смог объяснить своим детям, что художник должен быть волшебником, который делает мир таким, каким он хочет его видеть: добрым и красивым. Отцовскую мудрость Арев постигла много позже, уже состоявшимся художником с мировым именем.
Но в начале пути было художественное училище имени П.Терлемезяна, курсы компьютерной графики, Ереванская государственная академия искусств, работа дизайнером на различных каналах армянского телевидения, сотрудничество с крупными компаниями, оформление павильонов в государственных учреждениях… Однако, проработав около десяти лет дизайнером, она неожиданно для всех решила резко поменять свое творческое амплуа на тернистый путь художника. Друзья искренне недоумевали: зачем менять профессию востребованному и модному дизайнеру, когда налажены связи и, что немаловажно, имеются стабильные контракты… И все же желание найти себя в другом жанре победило. Ей просто захотелось сломать привычные барьеры и уйти в мир ярких красок и объемного света. В своих работах начала искать новые творческие формы, которые отвечали бы ее настроению и замыслам. Так родился новаторский жанр в изобразительном искусстве: живопись на оргстекле. В принципе свои первые опыты в этом направлении были у нее еще во время учебы в художественном училище. Дипломная работа «Музыка», представшая перед экзаменаторами в скульптурном синтезе из металла, стекла и зеркала, получила тогда высокие оценки от маститых учителей.
«То, что я делаю сегодня – это микс оргстекла, сусального золота и серебра. Такое сочетание позволяет отразить пространственную свободу и создать ощущение трехмерности картины. Смешанная техника дает мне большую свободу творчества, – рассказывает художница. – Задумывая сюжет, я прежде всего виртуально представляю конечный результат и уже иду от обратного. В эскизе долго и тщательно прорисовываю все детали до мельчайших подробностей. И только потом приступаю к исполнению задуманного». Арев не скрывает, что влюбляется в каждую свою картину, вкладывая в ее сотворение свою душу. Признается, что иногда жалко расставаться со своим детищем, хотя понимает, что художник творит не только для себя. «Но есть среди них две картины, которые мне особенно дороги. Я никогда не отдам и не продам их ни за какие деньги. Одну я подарила маме, а другую своему сыну Тиграну, как талисман, как оберег, – говорит Арев. Ее сыну уже 14 лет, ему нравится то, чем занимается мама. – Он очень талантлив и сам прекрасно рисует, но скорее всего выберет по жизни другую профессию, поскольку относится к новому поколению молодых людей. Наверное, более прагматичному, а потому его больше увлекают компьютеры и новые технологии». Хотя Тигран всегда поддерживает маму и даже в четырехлетнем возрасте присутствовал на ее первой персональной выставке.
А состоялась она в 2005 году, где картины молодой художницы вызвали большой интерес у коллекционеров. В те дни пресса писала: «Покрытия на органическом стекле с использованием золотых и серебряных пластин создают эффект глубинных и ярких картин, которые полны чувственной палитры и непередаваемых цветовых настроений. И хотя идеи носят революционный характер, все же есть уверенность, что в скором времени картины Арев Петросян покорят мир. Не случайно многие из них уже нашли свое место в коллекциях ценителей прекрасного из разных стран мира». Сегодня география персональных выставок художницы довольно обширна: Армения, США, Россия, Беларусь, Душанбе, Тбилиси, Токио, Бейрут, Пекин… А с 2011 года в центре Москвы стала действовать постоянная экспозиция Arev Art show room.
Собеседница говорит, что ей трудно назвать страны, куда переехали жить ее картины. Многие из них она просто дарит, причем иногда это получается спонтанно. Так, к столетию армянской апостольской церкви «Святая Троица» во Фресно ей поступило предложение от тамошней диаспоры написать картину на религиозную тему. «Я верующий человек и поэтому решила подарить свою работу соотечественникам, о чем сообщила им в переписке. Неделю в Спюрке молчали, видимо, не совсем понимая, как можно безвозмездно делать такие дорогие подарки, – смеется Арев. – Однако спустя дней десять мне пришел ответ от руководителей общины: с благословением, благодарностями и… приглашением на торжества за счет общины». В 2014 году она передает в дар этому старинному армянскому храму на американской земле свою монументальную работу «Вдохновение века». Кстати, еще одна масштабная работа – витраж «Сила единства» – украшает зал пленарных заседаний в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге. Полотно размером 20 квадратных метров было передано в связи с председательством Армении в этой организации. Президент нашей страны Серж Саргсян тогда поблагодарил «талантливую художницу Арев Петросян за творческий замысел и впечатляющую работу».
Особый штрих к портрету художницы – участие в благотворительных аукционах, где вырученные от продажи картин средства она передает в помощь необеспеченным детям и старикам, людям с альтернативным мышлением, в стипендиальный фонд Американского университета… В столь плотном графике Арев Петросян нашла время и для создания собственной выставочной галереи Arev Art Gallery в центре Еревана. «Эту идею я вынашивала давно. Например, в Париже центром искусства под открытым небом можно назвать Монмартр, где сконцентрирована энергетика абсолютного творчества, – говорит она. – Очень хотелось организовать и в моем любимом городе нечто подобное, где собиралась бы творческая интеллигенция – художники, писатели, поэты, артисты, проходили различные презентации и просмотры фильмов». В 2015 году ее мечта осуществилась. Конечно, все это требует концентрации сил, однако Арев Петросян трудности не смущают: «Я бы могла уехать в другую, более благополучную страну. Но Ереван – мой город, Армения – моя страна, где мне уютно и комфортно. Очень важно смотреть на жизнь веселыми и добрыми глазами, несмотря ни на какие трудности. Нужно просто уметь радоваться жизни. Тогда и у тебя все будет получаться».
Несмотря на то, что фотоателье «Марашлян» действует относительно недавно, тем не менее уже приобрело известность среди жителей и гостей армянской столицы. Во многом такому успеху способствовала оригинальная идея, изначально предполагающая возрождение интереса к семейной фотографии в национальной одежде. Хотя еще лет пять назад «знающие» люди всячески отговаривали владелицу студии Эмму Марашлян отказаться от подобной затеи, как от провального проекта. Впрочем, для нее самой – это не столько бизнес, сколько интеллектуально-художественный и даже просветительский проект по популяризации национальных ценностей.
«В каждой нашей фотографии мы пытаемся воссоздать частичку прошлого. Люди не просто переодеваются в национальный тараз и позируют перед камерой. Мы рассказываем им о регионе, где носили эту одежду, о традициях и обычаях того времени в сопровождении ненавязчивого фона армянской национальной музыки, – говорит собеседница. – Все это позволяет нашим посетителям проникнуться духом того времени, вернуться к своим родовым истокам». Кстати, сегодня сюда приходят не только местные жители, но и наши соотечественники из диаспоры. А еще иностранцы, для которых соприкосновение с чужой культурой становится настоящим откровением, поскольку переодевание превращается в таинство перевоплощения и путешествие в далекий мир прошлого. Люди даже начинают чувствовать себя иначе: как и на старинных фотографиях, появляется величавая осанка, изысканный жест, горделивый поворот головы. «Я люблю ловить случайные моменты: неожиданный взгляд в сторону, удивленное выражение лица. Иногда приходится сделать до двухсот кадров, чтобы выбрать из них всего пять-шесть снимков, которые переносят нас в прошлое», – рассказывает Эмма. И все же это не оживший дагерротип, а современная фотография, где запечатлены наши современники.
Несмотря на то, что за прошедшие годы уже накоплен определенный опыт, тем не менее Эмма продолжает экспериментировать в профессии. Когда несколько лет назад она только начинала свое дело, то не предполагала, что будет так сложно. Идея создать подобную студию зародилась еще в Москве, где тогда жила с семьей. Закончив Медицинскую академию имени И.М.Сеченова и проработав провизором-технологом несколько лет, все же решила вернуться к мечте стать фотографом. Детское увлечение фотографией, когда она снимала просто «для себя», взяло верх. Пошла на курсы студийной фотографии, где осознала, что именно творчество – ее истинное призвание. Конечно, можно было остаться портретным фотографом, не особо концентрируясь на нетипичных проектах. Можно было превратить профессию в чистый бизнес. Но это не в характере Эммы, отвергающей, кстати, в отношении себя и определение «бизнес-леди». «С переездом в Ереван поняла, что это город, в котором можно и нужно созидать, – вспоминает она. – Тема уже витала в воздухе. Но не было законченности, главных штрихов или, как я их называю, знаков, которые бы завершили мою идею. Постепенно проект стал обретать конкретные черты. Я поняла, что хочу возродить культуру семейной фотографии на основе национальной идеи». Поэтому еще на начальном этапе стала тщательно изучать старые фотографии, которые хранились в семейных коллекциях и государственных архивах. Консультировалась с этнографами из культурных центров и музеев Армении. Сегодня в студии «Марашлян» представлены таразы жителей Еревана, Арцаха, Западной и Восточной Армении. Каждый наряд тщательно продумывается, включая аксессуары и предметы домашнего обихода. Над таразами работают мастерицы. Очень часто это ручная работа, а значит, каждый наряд является эксклюзивным. Есть в ателье и старинная мебель XIX века, причем некоторые предметы Эмма привезла из Москвы. Да и сейчас в своих поездках по регионам Армении она ищет старинные предметы: ковры, ожерелья, броши – все, что может рассказать о прошлом той или иной деревни, города, района.
«Поначалу было безумно трудно. Все приходилось делать одной, – рассказывает владелица фотоателье и добавляет, что в памяти от тех дней осталась первая фотосессия семьи из Арцаха. – Студия тогда располагалась в подвале на 20 квадратных метрах. Я была очень тронута, что вопреки прогнозам пессимистов люди поверили и стали приходить ко мне. Чтобы сфотографироваться и отправить в будущее на память потомкам свои фотографии в национальных костюмах. А это дорогого стоит. Конечно, со временем эмоции (не знаю – к счастью или сожалению) ушли на второй план. Но зато пришли опыт и знания, которые необходимы для достижения цели. Появилась уверенность, что я делаю нужное дело». Сегодня она с гордостью говорит, что работает уже с командой единомышленников, что ателье расположено в центре города в построенном в 1880 году старинном особняке с резными балконами. И это тоже, по ее мнению, один из аспектов национальной идеи: прежде чем попасть в ателье, люди пройдут под сводами старого далана и волей-неволей обратят внимание на старинную архитектуру древнего города. Кроме Еревана, съемки сегодня можно провести в различных регионах Армении, в том числе в Татеве. Или в Горисе, где прекрасная архитектура и неповторимая природа. С недавних пор там действует региональное отделение студии. «Мы очень часто ездим туда для проведения национальных праздников. Например, вот уже второй год подряд красочно отмечаем здесь традиционный Трндез в честь Сретения Господня. А наша управляющая студией Елена Кожемякина даже прыгала по армянскому обычаю через костер в таразе», – смеется Эмма и добавляет, что необычность ситуации заключается в том, что Елена – «невеста с Севера». Полюбив Армению всем сердцем, она влюбилась и в студию «Марашлян» с ее неповторимой национальной самобытностью. Эмма благодарна друзьям и партнерам за поддержку и в действующих, и в новых проектах. С особой теплотой говорит о семье и муже – самых близких и родных людях в ее жизни: «Очень важно, когда тебя понимают дома. Такая поддержка любому из нас прибавляет уверенности в себе, позволяет не терять лицо и оставаться настоящими. Всегда и везде. В семье, в любимом городе, в родной стране».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии