Армяне в Крыму: десять веков созидания
Испокон веков, ввиду различных политических обстоятельств, армяне находили пристанище в Крыму. В исторических документах упоминается о пребывании армянского принца Вардана в Херсоне еще в VIII веке.
Многотысячная армянская община формируется в Крыму в X-XI веках и становится второй по численности среди населения полуострова. «Более тысячи лет сыны нашего народа, будучи частью большой армянской семьи, живут и трудятся в Крыму, продолжая не только сохранять свою самобытность, но и развивать духовное и культурное наследие своих предков, – отмечает Гарегин Второй, Католикос всех армян, в Слове благословения по поводу издания книги «Крым. Армяне. Десять веков созидания». – Свидетельство тому – знаменитые школы, центры миниатюры, которые оставили нам богатое наследие, многочисленные древние церкви и монастыри, по сей день поражающие всех посетителей свой красочной архитектурой. Армянская община в Крыму взрастила и армянскому народу подарила Айвазовских и Спендиаровых».
Как, пройдя через тысячу испытаний, армянской диаспоре Крыма удалось в полной мере сохранить свою самобытность, язык, культуру, веру? Именно харизма нации позволила армянам Крыма достойно нести свой крест, оберегать и развивать национальное самосознание. Где бы ни обосновывались армяне, они всегда верой и правдой служили государству, на территории которого жили. Десять веков созидания – таков итог тысячелетнего пребывания армян в Крыму.
На протяжении этого времени происходили драматические и трагические события: армян притесняли, переселяли, депортировали. Но снова и снова, гонимые завоевателями, они заселяли Крым, созидая, сохраняя национальную культуру и христианскую веру. Несмотря на все перипетии истории, армянская диаспора Крыма – цельное и уникальное явление.
Родина крымских армян, образовавших первые поселения в Крыму, – древний город Ани. Его называли городом тысяча и одной церкви. Ани пережил расцвет, завоевания иноземцев, освобождение и новый взлет, землетрясение и вторжение османских войск. Когда красавец-город прекратил свое существование, многие его жители после многолетних скитаний переселились в Тавриду, где обрели вторую родину.
Основными центрами армянских поселений в Крыму в начальный период стали Кафа (ныне Феодосия), Сурхат (Старый Крым), Солдайя (ныне Судак), а также их окрестности. Обосновавшиеся здесь армяне развернули активную созидательную деятельность: возводили постройки, развивали ремесла, занимались сельским хозяйством, открывали школы, основывали скриптории, в которых создавались рукописи, украшавшиеся миниатюрами.
Особые масштабы иммиграционный поток принял в XIII-XV веках. В большинстве своем это были переселенцы из Ак-Сарая (ныне Аксарай, Турция). Не желая жить под властью варваров, армяне договорились с генуэзцами о переселении на южное и юго-восточное побережье Крыма – земли в пределах современных Балаклавы и Керчи, которые в то время занимала Генуэзская фактория.
Кафа была наиболее крупным городом полуострова. Статус армян в Кафе не имел аналогов в мировой истории. Даже влиятельному Риму приходилось идти на значительные отступления от своих правил и предоставлять армянам максимум возможностей для самоуправления, в том числе церковного. Кафа была городом трех епископатов – римского, армянского и греческого.
Оплотом христианства в Тавриде было также древнее княжество Феодоро со столицей на неприступной горе Мангуп, занимавшее западную часть полуострова. Исследователь Тавриды, естествоиспытатель, географ и неутомимый путешественник, доктор медицины, член Санкт-Петербургской академии наук Петр Паллас пишет о нем: «С V века н.э. на южном берегу Крыма, от Алушты до Балаклавы, существовало Мангупское княжество или Готия. Его населяли греки, армяне, караимы и потомки тавров, скифов, сарматов, готов, аланов».
В Крымском ханстве со столицей в Сурхате, занимавшем земли на северо-востоке и предгорную зону, армяне играли важную роль и наряду с греками считались «народом профессионалов». Торговля с Кафой, которую вели преимущественно армяне, была для ханства столь важна, что Хаджи Гирей I издал в 1453 году такой ярлык (указ): «Если телеги с солью, телеги с зерном и с мукой будут отправлены в Крым и Кафу, пусть не взимают с них пошлин и податей. По каким бы то ни было причинам силу и насилие, притеснение и принуждение, тиранство и беззаконие да не делают». В Крымском ханстве понимали, что присутствие армян, хорошо разбиравшихся в земледелии, садоводстве, ремесленничестве, а также врачевании, приносит большие выгоды. В этих сферах общественной жизни представители армянского народа занимали видное положение, а зачастую и высокие должности.
Положение армян в Крыму резко изменилось в 1475 году, когда Османская империя атаковала Кафу. Турки пытались всеми средствами обратить армян в ислам. Но в вопросах веры армяне оказались тверды как никто. Тогда подлостью и обманом турецким военачальникам удалось заманить местных армянских князей и убить. Последствия оказались катастрофическими…
Прознав о трагической судьбе своих сородичей из Кафы, жители Солдай оказали оккупантам жесточайшее сопротивление, но ввиду того, что противник превосходил в военной силе, потерпели поражение и были большей частью уничтожены. Та же участь постигла и армянское население всего южного побережья, вплоть до Каламиты. Жестокость турок не знала предела. Все жители Гурзуфа были сброшены со скалы.
После многомесячной осады пало и княжество Феодоро – последний оплот христианства в Крыму. Оставшиеся в живых армяне бежали с полуострова. Те, кому удалось спастись, перебрались преимущественно в Каменец, Львов, а также Молдавию. Турки разграбили полуостров, Крымское ханство потеряло суверенитет и фактически стало вассалом Османской империи. Начался новый период пребывания армян в Крыму.
Положение христиан в мусульманском окружении было очень трудным и осложнялось многочисленными русско-турецкими войнами. Крым стал зоной конфликта больших держав. В этих военных конфликтах армяне занимали сторону России. Многие были разведчиками, выполняли функции дипломатов.
После присоединения Крыма к России по указу императрицы Екатерины II крымские христиане были переселены в Приазовье. Причины тому были самые разные. В августе 1778 года христиане, в том числе более 12 тысяч армян, двинулись в сторону нынешнего Ростова-на-Дону, близ которого впоследствии был основан поселок Нахичевань-на-Дону. Донские армяне получили от Екатерины беспрецедентные по тем временам привилегии, в том числе освобождение от воинской повинности и налогов.
Массовое переселение армян и греков имело для Крыма самые плачевные последствия. Набеги на русские земли, приносившие деньги от торговли рабами на константинопольских рынках, остались в далеком прошлом. Дань, собиравшаяся с христиан, также перестала поступать. Крым пришел в упадок.
После учреждения в 1784 году Таврической области, а позднее, в 1802 году, Таврической губернии Российской империи в Тавриду постепенно стали прибывать армяне из Османской империи. В 1811 году в родные места вернулись более 2 тысяч донских армян. Правительство признало их право жить в Крыму, и царской грамотой крымским армянам было разрешено восстановить старые церкви и строить новые, вести церковную службу на армянском языке. Началось возрождение армянского присутствия в Тавриде. Как и предки, армяне снова занялись созидательной деятельностью, строили дома и храмы, растили детей.
После Октябрьской революции 1917 года в основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип. В 1930 году были созданы национальные сельсоветы, в том числе два армянских. Организовывались и национальные районы, однако армянского среди них не было.
Крым – родина Ивана и Габриэла Айвазовских. Получив образование в Санкт-Петербурге, побывав в странах Европы, Иван Айвазовский с 1845 года возвращается в Феодосию. «Мой адрес – всегда в Феодосии», – пишет он Павлу Третьякову. Иван Айвазовский активно занимается делами города, его благоустройством. Открывает школу искусств и картинную галерею, благодаря которым Феодосия становится один из центров живописи на юге России. Строит на свои средства и по собственному проекту новое здание для Феодосийского музея древностей.
Он инициирует строительство железной дороги Феодосия – Джанкой. Выступает за расширение Феодосийского порта, публикуя открытые письма и обосновывая преимущества. В итоге в Феодосии строится самый большой в Крыму торговый порт.
Художник добивался постройки городского концертного зала, заботился об открытии в Феодосии библиотеки. В 1887 году благодаря его хлопотам в Феодосии были начаты работы по прокладке городского водопровода. В парке у набережной по проекту художника был сооружен фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
В 1880 году художник открывает в своем доме выставочный зал. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.
Иван Айвазовский и его брат Габриэл, архиепископ, духовный предводитель Нахичевано-Бессарабской армянской епархии, еще в 1857 году задумали осуществить совместный проект – открыть в Феодосии армянское училище. Айвазовские активно работали над воплощением этой идеи. Художник обращался в Министерство просвещения России, к руководителям армянских общин Крыма и Нор-Нахичевана с просьбой о содействии. Усилия были не напрасны, правительство дало разрешение на открытие училища и типографии при нем.
В 1888 году Иван Айвазовский принял участие в реконструкции одного из древнейших памятников архитектуры Феодосии – церкви Сурб Саркис. Он работал без устали, бывал в разных городах и странах, устраивая выставки своих произведений, а доходы передавал на развитие армянских общин.
В Крыму находятся многие памятники армянской культуры. Один из них, самый значительный и крупный, – монастырь Сурб Хач (Святой Крест). Внешне постройки монастыря с возвышающейся дозорной башней напоминают крепость, за стенами которой можно было укрыться от иноземцев. Престольный Сурб Хач служил резиденцией армянских епископов, которые в Средние века имели большое влияние. После переселения армян на Дон в 1778 году Сурб Хач утратил значение престольного, но, несмотря на это, его значение было велико. Помимо выполнения духовных функций, монастырь располагал большим хозяйством. На обустроенных террасах выращивали фрукты и овощи. При монастыре существовала гостиница, в которой останавливались паломники. Новый этап в жизни обители начался в 1992 году, когда начались работы по восстановлению монастыря. Сегодня Сурб Хач стараниями армянской общины Крыма вновь становится национально-культурным и религиозным центром.
В лесной чаще расположен монастырь Сурб Стефан, он практически не сохранился. Ученые считают его более древним, чем Сурб Хач. Он был разрушен в результате землетрясения или оползней. Сохранились только элементы фундамента, которые позволяют предположить, что это была трехнефная армянская церковь. Вероятно, здесь проходила дорога, соединявшая в Средние века Старый Крым и Судак. Археологи считают, что оба монастыря занимали единую территорию.
Церковь Сурб Саргис в селе Тополевка близ Судака находится в небольшой низине, частично сохранились стены и алтарная часть. Руины храма Спасителя – все, что осталось от армянского монастыря Сурб Ильи. Монастырь располагается на южной окраине села Бахчи-Эли (ныне Богатое) и упоминается многими путешественниками. На территории монастырского комплекса находился родник с целебной водой.
В Бахчисарае на территории разоренного армянского кладбища в 90-х годах XIX века археологи обнаружили остатки пещерной церкви. В древнем Ани с такими церквями строились целые кварталы. Пещерные храмы находились и в городе Феодоро, основанном представителями армянского рода Гаврасов. Ученые считают, что в Феодоро в Средние века располагался целый монастырский комплекс.
Церковь Св. Рипсиме в Ялте – еще один известный памятник армянской культуры. Она построена в 1905-1917 годах на средства нефтепромышленника П.О. Тер-Гукасяна в память о дочери Рипсиме. Роспись купола церкви выполнена по эскизам Вардгеса Суренянца, основоположника армянской национальной исторической живописи, жившего в Крыму.
Армянская церковь Сурб Никогайос в Евпатории, одном из самых древних городов Крыма, существует с XVII века. В начале 1990-х годов здания церкви и церковно-приходской школы были возвращены армянской общине. Восстановить прежний облик храма оказалось делом непростым: достоверных сведений о первоначальном внешнем виде и внутреннем устройстве не сохранилось.
Одной из ярких достопримечательностей армянской культуры в Керчи является церковь, построенная в 1857 году на средства прихожан. В 2003 году храм был возвращен верующим. С этого времени началось духовное возрождение обители.
Памятников древности в Симферополе практически нет. Славу города составляют люди, среди них немало армян. В Симферополе жили и творили Геворг Додохян, автор бессмертной «Ласточки», художник Эмануел Махтесян, педагог Ованес Налбандян, геолог Леонид Спендиаров и другие известные крымские армяне.
Севастополь – город русской военной славы и боевых традиций. Славные страницы в историю героической обороны Севастополя во времена Крымской (1854-1855) и Великой Отечественной войн вписали и воины-армяне, проявившие исключительное мужество.
Во время Великой Отечественной войны в боях за Севастополь 12 воинов-армян были удостоены звания Героя Советского Союза.
В составе трижды орденоносной 89-й Армянской Таманской дивизии воевали старший лейтенант Хачатрян, лейтенант Багдасарян, старшие сержанты Арутюнян, Ростомян, Мкртчян. Большинство командиров, а также 5874 солдата дивизии в боях за Севастополь были награждены орденами и медалями, два полка получили почетное наименование «Севастопольский».
В мае 1944 года в штурме Сапун-горы участвовал капитан Чакрян, который в рукопашном бою уничтожил более десятка гитлеровцев и героически погиб. Среди героев Севастополя – уроженец Армении грек Хаджев, который водрузил красное знамя на крыше здания морского училища. Отличившись в боях на Перекопском перешейке, звания Героя Советского Союза был удостоен гвардии лейтенант Рубен Акопян. Спустя 52 года звание Героя посмертно получил Сурен Тащиян, летчик-истребитель авиации ЧФ, сбивший 6 самолетов врага.
Почетного наименования «Феодосийский» и ордена Красного Знамени удостоился 47-й штурмовой авиационный полк ВВС ЧФ, возглавляемый Героем Советского Союза подполковником Нельсоном Степаняном. В воздушных боях над Крымским полуостровом прославились летчики-армяне. В освобождении Таманского полуострова, Новороссийска, Одессы, Керчи и Крыма участвовал авиаполк под командованием уроженца Карабаха Сергея Сардарова.
С боевыми действиями в Крыму и на Черном море связано имя Героя Советского Союза адмирала Ованеса Исакова. Он координировал действия Черноморского флота, включая оборону и снабжение Севастополя, руководил оперативной деятельностью Азовской военной флотилии.
За Керчь и Феодосию в составе 51-й армии отважно сражались воины 390-й армянской стрелковой дивизии. В боях за освобождение Крыма мужество и героизм проявили войны 315-й стрелковой Мелитопольской дивизии под командованием Героя Советского Союза генерал-майора А. Карапетяна.
Примеров мужества и доблести сражавшихся в Крыму воинов-армян не перечесть...
Социально-политические процессы в Советском Союзе в конце 80-х годов двадцатого века затронули и национальное самосознание граждан. Армяне Крыма стали объединяться.
В 1989 году в Симферополе было образовано Крымское армянское общество (КАО) культуры «Луйс», ставшее основой самоорганизации местной армянской общины. В 1998 году была создана Лига армянских женщин «Майрик». В 2002 году в Симферополе прошел VII съезд крымских армян. Силами армянской диаспоры началось активное восстановление армянских храмов и памятников, в том числе монумента воинам 89-й Армянской Таманской дивизии.
В 2014 году армянская община Крыма активно поддержала присоединение полуострова к России. Представители общины приняли участие в организации референдума и в создании новой Конституции Крыма. После вхождения в российское правовое поле произошла смена формата армянской общины. С целью сохранения обычаев и традиций, возрождения и развития национального языка, культуры, религии, а также восстановления памятников была образована региональная армянская национально-культурная автономия.
По последней переписи сегодня в Крыму проживает более 12 тысяч армян, а по факту – почти 25 тысяч. Сегодня армяне Крыма – активные участники российского гражданского общества. Они представлены в органах государственной власти, работают во всех сферах экономики, получают образование в высших учебных заведениях Крыма и РФ. Проводят фестивали, Дни армянской культуры, восстанавливают исторические памятники, отмечают национальные и религиозные праздники.
В жизни армянской диаспоры Крыма начался новый созидательный этап.
Отдел культуры «НК»
Оставьте свои комментарии