Сергей Ениколопов: Позитивные герои – альтернатива насилию и агрессии
Можно ли снизить градус агрессии в обществе и что для этого необходимо сделать? Как отличить выплеск агрессии от психического расстройства?
Об этом в интервью газете «Ноев Ковчег» рассказал Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук.
– Сергей Николаевич, как специалист по изучению агрессии, как Вы можете объяснить ее нарастание в обществе?
– Как это ни парадоксально звучит, но в мире, в России эскалация агрессии уменьшается и показатели насилия снижаются.
Чаще всего агрессия проявляется сегодня либо в громких делах – прийти в школу и расстрелять учеников, либо в мелких инцидентах – напасть на своего врача в больнице, то есть в тех случаях, которые никому даже в голову прийти не могут. И вот этот парадокс создает у общества шоковое ощущение эскалации агрессии и насилия. Свою лепту вносят и средства массовой информации, в первую очередь визуальные, а не печатные.
– В чем разница?
– Когда печатные СМИ сообщают о преступлении, человек, читая об этом, может что-то осмыслить. Визуальный ряд вызывает моментальную эмоциональную реакцию. Зритель может даже не разобраться в том, кто прав и кто виноват, а осадок у него останется. И общее впечатление, что в мире творится что-то жуткое, появляется у всех. Журналисты начинают это подогревать, подробно описывать, например, случай, когда кто-то где-то на охоте пытался застрелить медведя, а застрелил друга.
– Выплеск агрессии мы наблюдаем на телеэкранах и в радиотрансляциях, как, например, недавняя драка между Шевченко и Сванидзе или инцидент с Собчак и Жириновским. Это постановочные инциденты или действительно акты агрессии?
– Именно последнее. Но агрессия становится несколько размытой. Агрессия в конце XIX – начале XX века, в период советского времени выливалась в некие крупные акты. В обществе были четко определены правила поведения, все знали, что можно и что нельзя делать в школе или больнице. Нормальный интеллигентный человек, а уж тем более руководитель не мог позволить себе устроить публичную драку.
Сегодня все настолько размыто, что даже как будто дозволено разрешать мелкий спор с применением силы. Сванидзе и Шевченко спорили об исторических событиях и их оценке. Раньше мы просто посмеялись бы над тем, что в дискуссии кто-то с криком набросился бы на собеседника со словами «За Бородино!». А сегодня драка становится доступным средством спора. У самих участников политических дебатов возникает ощущение, что именно такое поведение дойдет до людей. Когда доводы слабы – а у нынешних политиков мощных доводов нет, – то прибегают к скандалам, чтобы широкая аудитория отметила и запомнила их. К сожалению, они не понимают, что тем самым подают пример остальным, показывают, что ответ на вопрос можно искать не в энциклопедии или научной книге, а в драке.
– Как Вы считаете, недавние высказывания президента Азербайджана в отношении Армении – пропагандистский демарш или выплеск агрессии?
– Кто-то пытается объяснить, что эти заявления – политический ход перед выборами. Возможно, отчасти так и есть. Но суммарно такие заявления – это пропаганда агрессии, потому что глава государства обращается к своему народу, обещает «вернуть» земли и города. Ничего, кроме ненависти к армянам, в этих заявлениях нет. Если «возвращать» Ереван, значит, уничтожать всех, кто сегодня там живет, то есть армян. Ни один армянин не может слушать такие заявления спокойно. Конечно, это вызывает ответную ненависть.
– Речь не может идти о каком-либо психическом расстройстве?
– Нет. Это политика в чистом виде. Перед выборами хочется провести более жесткую линию в отношении Карабаха, который, кстати, жил, живет и, надеюсь, будет жить своей жизнью. Но такие заявления контрпродуктивны в человеческом плане. Договариваться становится труднее. И та, и другая сторона будет о них помнить.
– Можно ли говорить, по Вашему мнению, о психической стабильности американского лидера? В ряде западных СМИ оно подвергается сомнению – насколько обоснованно?
– Я абсолютно уверен, что нисколько не обоснованно. Дело в том, что большая часть этих СМИ настроена враждебно по отношению к американскому президенту. Эта пресса поддерживает демократов – Хиллари Клинтон, и во время выборов не обращала внимания на то, что Клинтон становилось плохо, что она заговаривалась. Нынешний президент – здоров. Если Трамп кому-то не нравится, это вовсе не означает, что он психически нездоров.
Западные СМИ намного более фейковые, чем российские. Полтора года тому назад они нашли какого-то профессора, который доказывал невменяемость нашего президента. Один из признаков психического здоровья – чувство юмора. О чувстве юмора Владимира Путина даже никто не станет спорить. Оно есть.
– Что Вы думаете о конфликте Армена Джигарханяна со своей уже теперь бывшей супругой Виталиной Цымбалюк? Ее поведение, на Ваш взгляд, неадекватно или оно продиктовано холодным расчетом?
– Мне кажется, что вначале был расчет, но когда ситуация вышла из-под контроля, стала «раскручиваться», то в поведении бывшей супруги Армена Джигарханяна стали наблюдаться неадекватные шаги, неадекватные решения и психологические реакции. Но речь не идет о психическом заболевании. Холодный расчет «поплыл» под давлением эмоций. Я подозреваю, в этот расчет не входил столь широкий общественный резонанс.
– Стоило ли СМИ уделять этому скандалу столько внимания, по Вашему мнению?
– Думаю, не стоило. Но, к сожалению, российские СМИ сегодня любят копаться в грязном белье, смаковать нездоровое, насилие, вместо того чтобы успокаивать население.
Сколько можно смотреть передачи об этом бракоразводном процессе, тем более что в деле практически ничего нового не появляется? Но люди вовлекаются. Неприятно, что эта история в определенной степени ударяет по репутации Армена Борисовича, всеми уважаемого, симпатичного и мудрого человека. Он совершил одну маленькую ошибку, но кто не без греха?
– Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы снизить градус агрессии? Какие меры или законы нужны?
– Меньше всего помогут в этом вопросе законы, хотя депутаты любят их принимать. Отрадно, что позитивные сдвиги есть – в России существенно снизилось количество убийств, число самоубийств уменьшилось в 2 раза. Но шаги предпринимать надо и государству, и обществу. Несмотря на то, что показатели насилия снижаются, оно остается, в первую очередь на бытовом уровне.
И государство, и общество должны обратить внимание на воспитание детей и молодежи. Необходимо задаться вопросом: имеет ли школа хоть какой-то ресурс для воспитания? Воспитание, а это сам факт существования, в школе вполне реально.
Свой вклад могут внести и СМИ, не ковыряться в грязном белье, а рассказывать о достойных, героических людях, таких как Шаварш Карапетян, например. Он совершил свой подвиг много лет назад, но от этого он не стал менее значимым. Шаварш Карапетян – замечательный светлый человек, и таких очень много. Один из них – академик Юрий Оганесян. Все, кто изучает химию, знают о его «присутствии» в таблице Менделеева. А много ли мы читаем и слышим об этом человеке в СМИ?
На примерах жизни таких людей можно воспитывать молодежь. Позитивные герои – альтернатива насилию и агрессии.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии