№4 (303) апрель 2018 г.

Турки

Просмотров: 13912

«В Карсской области на сравнительно небольшом клочке земли живет около 19-ти различных народностей, из которых одни интересны своими религиозными верованиями, другие своими нравами и обычаями, а третьи своей исторической судьбой. Желание хоть сколько-нибудь познакомиться с некоторыми из этих народностей давно уже побуждало меня предпринять поездку по области, заглянуть в ее глухие, но в то же время и самые интересные уголки», – в 1901 году записал в своем дневнике учитель Карсского городского училища Филипп Янович.

В этом путешествии (оно состоялось летом 1900 г.) вместе с автором дневниковых записей примем участие и мы, посетив турецкие селения Карсской области, входившей в 1878 – 1917 гг. в состав Кавказского наместничества Российской империи.

Перед тем как перейти к основной теме, считаем нелишним привести данные по народонаселению Карсской области за 1899 год: армяне – 72.504 чел. (37.435 мужчин, 35.069 женщин), турки – 57.675 (29.936 м., 27.739 ж.), курды-сунниты – 38.899 (20.452 м., 18.447 ж.), греки – 36.040 (18.595 м., 17.445 ж.), татары-карапапахи – 33.589 (17.410 м., 16.179 ж.), русские – 15.079 (7834 м., 7245 ж.), туркмены – 12.484 (6487 м., 5997 ж.), курды-езиды – 3656 (1930 м., 1726 ж.), персы – 671 (409 м., 262 ж.), осетины – 615 (335 м., 280 ж.), айсоры – 584 (307 м., 277 ж.), эсты/эстонцы – 364 (210 м., 154 ж.), лезгины – 307 (172 м., 135 ж.), цыгане – 256 (140 м., 116 ж.), немцы 142 (71 м., 71 ж.), евреи – 108 (67 м., 41 ж.), черкесы – 65 (33 м., 32 ж.), поляки – 63 (37 м., 26 ж.), грузины – 23 (13 м., 10 ж.). Итого по области: 273.124 тыс. чел. (141.873 м., 131.251 ж.).

Согласно «Ведомостям о состоянии народного образования в Карсской области за 1899 год», число учащихся в крае составляет 2153 чел. (1688 м., 465 ж.). Наибольшее число учащихся дают армяне – 1244 (890 м., 354 ж.), затем греки – 588 (534 м., 54 ж.). За ними следуют русские – 164 (113 м., 51 ж.) и турки – 98 (96 м., 2 ж.). На остальных 15 народностей приходится 61 чел. (57 м., 4 ж.).

* * *

Старшина селения Нижний Панаскерт говорит по-русски и рассказал нам кое-что об образе жизни, нравах и обычаях турок. В связи с его рассказом излагаем все, что нами замечено в разных местах во время нашей поездки по области, а также рассказано и другими лицами об этом народе.

Турчанки работают только дома и в огородах; полевые работы у них исполняются одними мужчинами. Для пастьбы скота земледельцы нанимают или одного пастуха на целую деревню, или каждый хозяин снаряжает одного члена семьи для присмотра за скотом; преимущественно этот удел достается подросткам. Наступает зима, и все собираются в дом: и люди и скот, который у них зачастую находится вместе со своими хозяевами. Мужчины в это время отдыхают от летних работ. Главное занятие их теперь состоит в присмотре за скотом, чтобы он был вовремя накормлен и напоен. Сверх этого, они занимаются еще разными мелкими работами: починкой старых и приготовлением новых земледельческих орудий и предметов, необходимых во всякое время года. Вечером они собираются к кому-либо из соседей и проводят время в разных россказнях и пустой болтовне, слушают анекдоты, сказки и задают друг другу загадки. Женщины зимой приготовляют ковры, паласы, прядут шерсть и ткут сукно, вяжут чулки, ходят за водой и стряпают. Это однообразие жизни сменяется только во время больших праздников. Тогда народ становится живее, веселее, особенно молодежь: она поет, танцует и вообще старается вознаградить себя за ту монотонность и скуку, которые ей приходится переносить в будние дни.

* * *

Когда подходит время женить сына, отец намечает ему невесту. После этого посылает к родителям невесты какую-нибудь знакомую женщину, иногда идет даже и сам отец и именем пророка просит у родителей руки девушки. Если родители согласны выдать свою дочь, совершается в скором времени обручение. Для этого созываются гости, приглашается мулла. Потом выбирают двух поверенных: одного со стороны жениха, а другого со стороны невесты. Поверенные отправляются к невесте спросить, согласна ли она выйти замуж за такого-то. Когда невеста дает свое согласие, поверенные возвращаются в общую комнату к гостям и поздравляют их. Затем уговаривается, сколько жених должен дать выкупа («башлука») за девушку. Размеры «башлука» колеблются обыкновенно между 200 и 300 руб. Часть его идет на приданое невесте, другая же часть остается в обеспечении невесты на случай развода ее с мужем. После уговора о «башлуке» происходит самое обручение. На обручении молодые могут присутствовать или нет. В последнем случае их заменяют поверенные. Большею частью робкие девушки посылают своего поверенного. Мулла читает положенную молитву, которую все присутствующие заканчивают словами «Аминь». По окончании обручения хозяин угощает присутствующих шербетом, и затем гости расходятся по домам. Если молодые отсутствовали на обручении, то наутро их поздравляют. В следующую же ночь жених должен посетить свою невесту тайком.

Товарищи его обыкновенно подстерегают на дороге, и если поймают, то он должен откупиться от них деньгами. Обычай посещать невесту тайком иногда ведет к курьезным недоразумениям. Случается, что в ночь, назначенную для посещения невесты, жених по неотложным делам не может прийти к ней; тогда какой-нибудь шустрый парень, узнавши об этом, пользуется случаем и заменяет жениха. После первого тайного посещения жених уже имеет право свободного входа к своей невесте.

Свадьба совершается иногда через месяц, иногда через два и даже три года. Все зависит от того, как скоро жених приготовит «башлук». Перед свадьбой со стороны жениха посылаются два человека к отцу невесты узнать, когда он намерен отпустить свою дочь в дом жениха. Узнавши намерение отца невесты, они передают его жениху. Невеста выбирает себе подругу, которая приглашает ее к себе в дом, чтобы вместе вымыться в бане. После этого приглашают невесту и другие сверстницы ее, и каждая дает ей подарки, кто что может.

Когда все приготовлено к свадьбе, в дом жениха приглашаются гости, которые приносят с собой особые маленькие пирожки. Гости собираются, и начинается обед или ужин, после которого идут танцы. Мужчины танцуют в одном отделении дома, а женщины в другом. Танцы продолжаются до утра. С восходом солнца часть гостей расходится по домам, а остальные, если они из другого села, располагаются ночевать у хозяина. На другой день все приглашенные отправляются в дом невесты; здесь встречает их отец или дядя невесты и, приветствуя гостей, объявляет им, что невеста осталась верна своему жениху. Каждый приглашенный должен подарить что-нибудь невесте. По окончании подарков идет обыкновенно угощение.

На следующий день гости снова собираются и пьют шербет. В это время невесту одевают в платье, приготовленное отцом жениха. Для одевания невесты приходят или приезжают две-три женщины из того села, где живет жених, в числе прочих гостей. На невесту надевают обыкновенно длинное платье, а голову накрывают особым убором, имеющим форму башлыка (суконный остроконечный капюшон, имеющий длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи). По окончании одевания невеста прощается со своим домом и вместе с гостями, прибывшими со стороны жениха, отправляется к нему. Невеста, как и сопрово