№5 (304) май 2018 г.

Армянская «бархатная революция». Неочевидные нюансы, или Как, воспроизводя действующую власть, предстать перед миром в имидже светоча демократии

Просмотров: 8170

События, которые происходят ныне в Армении, начались отнюдь не спонтанно и имеют достаточно давнюю предысторию.

Еще в 2015 году, когда власти решили трансформировать страну из президентской в парламентскую республику, многие эксперты с уверенностью утверждали, что делается это с одной-единственной целью: пролонгировать на длительную перспективу нынешнюю политическую монополию правящей партии, сформировать партократический режим наподобие советского и?обеспечить бессрочное продление личной власти лидера РПА, президента Сержа Саргсяна, второй (и?последний) срок полномочий которого истек в?нынешнем году.

Правда, сам Серж Саргсян неоднократно утверждал, что никаких государственных должностей занимать не собирается, а продолжит свою политическую деятельность в качестве лидера правящей партии. В конечном итоге, однако, «под давлением однопартийцев» он свое решение изменил и был избран парламентским большинством премьер-министром, в руках которого, согласно новой Конституции, сосредоточена вся полнота власти. Думается, это и стало поводом к массовым протестам, которыми ныне охвачена страна.

Повод поводом, но причины происходящего имеют под собой очень существенные объективные основания: социальные, экономические, демографические и даже психологические. Треть населения республики пребывает за чертой бедности, около 6 процентов официально считаются «нищими», остро не хватает работы, что постоянно подпитывает растущую эмиграцию, практически отсутствуют социальные лифты, в людях укоренилось ощущение царящей несправедливости и безысходности.

Всеми этими обстоятельствами умело воспользовался известный оппозиционер, лидер партии «Выход» (Елк), имеющей в парламенте 9 мандатов, яркий оратор Никол Пашинян.

Не обращаясь в данном случае подробно к биографии этого деятеля, отметим, однако, что после кровавых событий марта 2008 года, когда власть переходила от Роберта Кочаряна к Сержу Саргсяну, чему пытался воспрепятствовать Армянский национальный конгресс во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, Никол Пашинян был приговорен к семи годам заключения за «организацию массовых беспорядков», однако провел за решеткой немногим более 3 лет, выйдя на свободу по амнистии. После этого он создал свою партию, которую провел в парламент. И уже тогда некоторые наблюдатели говорили, что «просто так подобные вещи не происходят», намекая на возможное соглашение между Пашиняном и властями. Впрочем, никаких реальных подтверждений такой версии тогда не было.

Никол Пашинян, насколько можно понять, достаточно умело владеет актуальными политтехнологиями. Он не пытался вывести сограждан на баррикады, когда в конце 2017 года в стране прошел референдум об изменении формы правления. Он терпеливо дождался момента, когда Серж Саргсян нарушил свои прежние обещания не занимать государственных постов, сочтя это удобным поводом для начала противостояния с властью. 31 марта Пашинян начал протестные акции, организовав пешее шествие нескольких сот своих сторонников от Гюмри до Еревана через Спитак, Дилижан, Севан и Раздан. Сегодня в руководимых им мероприятиях – пикетах, демонстрациях, регулярном перекрытии основных столичных магистралей и т.п. – участвуют по 10-12 тысяч человек, что очень немало. При этом Пашинян говорит о начале «мирной бархатной революции», но создается впечатление, что эта его «революция» отличается некоторыми любопытными нюансами.

Так, например, «революционеры» сумели взять здание Национального радио, потребовали выхода в прямой эфир, а когда им было в этом отказано – спокойно, без эксцессов ушли.

Потому что несанкционированный выход в эфир – это серьезное уголовное преступление, а проникновение в здание радио – правонарушение, не более. Полиция, как ей и положено, грозит протестующим всяческими карами, время от времени возникают стычки (когда в акциях участвуют не менее 10 тыс. человек, избежать этого невозможно), есть пострадавшие, многих задерживают (впрочем, быстро отпускают), но в целом правоохранители избыточной силы пока не применяют, и в этом смысле происходящее кардинально отличается от событий 2008 года, когда в Ереване погибли 10 человек.

Стоит напомнить, что не так давно нечто похожее уже было. Летом 2015 года тогдашний премьер Овик Абрамян анонсировал повышение тарифов на электроэнергию на 16%. У всех на памяти, что началось после этого. Массовые протесты охватили не только столицу, но и все основные города страны. Оппозиция в знак протеста покинула парламент.

Ничего не понимающие российские СМИ сразу стали писать, что, мол, в Армении американцы организовали очередной «майдан» и не сегодня завтра страна, наевшись американских «печенек», уйдет на Запад, что твоя Украина. А еще следует вспомнить, чем это все кончилось. Тарифы на электричество все равно выросли, зато вместо российского владельца собственником электросетей стал свой, родимый олигарх. И как-то это всех устроило…

Каковы же отличительные нюансы нынешнего армянского возмущения? Чтобы понять это, стоит обратиться к соседнему Азербайджану, где тоже только что прошли внеочередные президентские выборы. На Апшероне правит бал тоталитарный наследственный режим, происходит постоянное подавление даже самых робких ростков демократии, пребывание у власти действующего султана, инаугурация которого сопровождалась артиллерийским салютом и народными гуляньями, официально сделано пожизненным. Страшно даже подумать, что бы случилось с теми, кто, подобно сторонникам Пашиняна, в знак протеста запустил бы в парламенте дымовые шашки! Потому что – Азия-с, ордынское мышление! Но вместе со всем этим на Апшероне есть нефть и газ. А имея нефть и газ, вполне можно плевать на возмущенное мнение международного сообщества. Что в Баку регулярно и делают. А в Армении нефти и газа нет, природа обделила страну энергоносителями. Но зато теперь вот выясняется, что есть демократия, подобная которой на Апшероне никому и не снилась. А ведь демократия – она в некотором смысле дороже и нефти, и газа стоит, особенно если ее правильно подать. Вот ее и подают миру в полном блеске и великолепии. И даже не скрывают этого. Так, например, депутат от правящей Республиканской партии Гагик Минасян заявил, что «протестные акции повышают международный авторитет Армении, если их участники не нарушают закон». По его словам, часть граждан вышла на улицы для реализации своих прав. «Акции протеста, демонстрации, митинги – это не только естественно, приемлемо, но и похвально, если все происходит в рамках закона, в том числе действия властей, протестующих и полиции. Это нормальное явление для демократических стран, поскольку в них не бывает такого, чтобы деятельность властей принималась всеми слоями общества. Всегда есть те, которые не могут смириться с существующими проблемами и выходят на улицы для выражения своего недовольства способами, предусмотренными законом», – сказал парламентарий, добавив, что поведение оппозиции и властей вселяет надежду, что протест не выльется в противозаконные беспорядки. Хотя, считает он, правонарушения – тоже вполне нормально, правонарушители понесут ответственность, включая даже и полицейских, если они не так сработали. На наш взгляд, это напрямую коррелирует с заявлением американского Госдепа, в котором, в частности, говорится, что «тысячи граждан Армении вышли на улицы, чтобы реализовать свое право на свободу выражения мнений и собраний. Мы внимательно следим за протестами в центре Еревана и других городах Армении. Мы воодушевлены проявлением уважительного и ответственного поведения большинства протестующих и полиции в течение последних нескольких дней. Мы обеспокоены, однако, столкновениями между полицией и демонстрантами, в ходе которых были пострадавшие. Мы призываем все стороны быть сдержанными и избегать напряжения или насильственных действий». Отметим, что похожее заявление распространило и представительство ЕС в Ереване.

И в свете этого нельзя не согласиться с утверждением ИА REGNUM относительно того, что «власти Армении и сам Серж Саргсян на глазах у всего мира утвердились в имидже демократов, способствующих построению свободного и гражданского общества».

Отметим, что Никол Пашинян – человек очень неглупый, опытный политик и совершенно не такой безбашенный «клоун», каким его иногда пытаются представить. Он прекрасно понимает, что 10 тысяч его сторонников никакой революции в Армении не сделают. Тем более что и задачи такой на самом деле ведь не ставится. Задача, насколько можно понять, в другом – попытаться тонко и умело провести ситуацию по самой грани возможного, продемонстрировав миру все величие свободолюбия и приверженности народовластию «гордого армянского народа» (с этих слов Пашинян любит начинать обращения к своим сторонникам). Пока что это более-менее получается. Конечно, ничего в таких случаях нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью, ведь всем и каждому суть дела не объяснишь, да только представляется, что в нужный момент протесты, исчерпав свою сверхзадачу, постепенно сойдут на нет. А Никол Пашинян впишет еще одну яркую страницу в свою славную ультрареволюционную биографию и, как считают многие эксперты, прочно и надолго займет нишу главного оппозиционера страны.

Так что не исключено, что вскоре прямо или косвенно людям дадут понять, что «всем спасибо, все свободны». Разумеется, некоторым достанется (и уже достается) на орехи. Но это ничего, в странах классической демократии демонстранты тоже ведь зачастую не прочь красиво подраться с полицией под вспышки фотокамер. Правила игры никто не отменял.

Армен Ханбабян, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 21 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты