Мы «вышли» из школы №14
Тбилисская русская мужская средняя школа №14 была хорошо известна в грузинской столице во времена Советского Союза. Ее выпускники – государственные деятели, известные врачи, спортсмены, журналисты.
О школе, годах учебы и друзьях вспоминает в своей книге «Поспешные записки» Феликс Тандилов, почетный строитель города Москвы, вице-президент ОАО «СИТИ» по развитию в 1994-2006 гг., главный инженер Советско-Иранского проектного института по градостроительству в 1969-1972 гг. и 1980-1984 гг.
Редакция «Ноева Ковчега» публикует отрывок из «Поспешных записок».
Тбилисская мужская средняя школа №14 (позже значилась под №20) размещалась на улице Ниношвили. Ее директором был Михаил Табукашвили. Он часто стоял у входа в школу, осуществляя «фейс-контроль».
Преподавательский состав школы был интернациональным. В начальных классах нас учила Анна Александровна. Классным руководителем в старших классах была учительница русского языка Анна Андреевна Дроздова. Математику преподавал Кир Семенович Месхи, старый грузинский учитель, «похвала» которого выражалась в том, что он «гладил» по головке провинившегося ученика рукоятью трости.
Учитель географии Евгений Иванович Антонов, старый русский интеллигент, напоминал чеховский персонаж. Он преподавал как в нашей, так и в 14-й женской школе. Нам, ученикам мужской школы, Евгений Иванович говорил, что девочки – «жеманные недотроги». А ученицам женской школы жаловался на нас: «Эти оболтусы карабкаются мне на голову и топчут ее!».
Грузинскому языку учила Нина Самсоновна Перадзе. Она почему-то невзлюбила меня и Ваню Паписова, и за него пришлось вступиться его бабушке-грузинке. Ну а мне доставалось, что называется, «по полной». Нина Самсоновна не могла понять, почему я никак не могу выучить грузинский устный, а сочинения пишу «на четверку». А все было очень просто – я придумал свой способ списывания текста со шпаргалки-промокашки, на которой искусно был написан готовый текст.
Учителем физики был Гальперин, он преподавал также в Тбилисском Артиллерийском училище им. 26 Бакинских комиссаров. Преподавателем физкультуры – Владимир Ервандович, красавец-мужчина, гроза молодых дам. Латыни обучала сначала Офелия, затем очень пожилой учитель, настоящий гоголевский персонаж ХIХ века. Английский язык преподавала Муза Романовна, дама внушительных габаритов. Оба ее сына – братья Мдзинаришвили – были известными теннисистами.
Нельзя не вспомнить преподавателя психологии, который в доверительной манере вел увлекательные уроки, а также учителя истории, ярого поклонника Наполеона. Он буквально взрывался, когда слышал о своем кумире негативные отзывы и к всеобщему удовольствию прерывал урок.
Учебной частью заведовал преподаватель психологии «Андрюша кудрявый», так мы прозвали бритоголового учителя.
Главной «достопримечательностью» школы была уборщица Оля. Перед концом урока ей кричали «Оля, зангэ твец! И Оля исправно «давала» школьный звонок на перемену!
В первые годы после войны буфетчица тетя Лиза разносила по классам большой поднос с малюсенькими булочками с повидлом. Она требовала, чтобы каждый съедал булочку в классе в ее присутствии. Иначе на перемене более сильные ребята могли «отвоевать» булочку. Настоящими праздниками для нас были дни, когда в школе проводили дезинфекцию или делали прививки.
Мы были дружны, вместе взрослели. У нас был обряд посвящения в «кровное братство», когда надо было сделать надрез бритвой на кисти и «породниться» кровью.
Воспитывались на героико-патриотических фильмах. После просмотра картины «Молодая гвардия» решили даже создать свою тайную организацию, чтобы готовиться к предстоящей борьбе! Часто устраивали вечера самодеятельности. Гвоздем программы были акробатический дуэт Павлика Арсенова и Вовы Контридзе и сценка «горе-рыболов» Жени Мачавариани.
Делали и первые шаги в «большое застолье». Мой друг и одноклассник Ваня Паписов вспоминал, как у кого-то дома выпили пару стаканов кахетинского вина, а потом «исполняли» на улице песню «...девушка из штата Колорадо». В 9-м и 10-м классах популярными стали проделки с внезапно гаснувшим в классе светом – в патроне электролампочки срабатывала подсохшая влажная промокашка. Удивительно, но за все время обучения в школе я подрался один-единственный раз…
Школа была на хорошем счету. Из ее стен вышли многие известные люди – государственный деятель, академик Евгений Примаков, кардиохирург, академик Владимир Бураковский, Лев Власенко – пианист, педагог, лауреат международных конкурсов, Отар Черкезия, председатель Совета Министров Грузии, Ираклий Гогитидзе, министр геологии Грузии, гроссмейстер Юра Чиковани. Выпускники школы – кинорежиссеры Павел Арсенов и Евгений Гинзбург, архитекторы Алик Джапаридзе и Тамаз Далакишвили, главный редактор московской газеты «Ноев Ковчег» Григорий Анисонян. В школе учились Гурам Габуния, начальник тбилисского метрополитена, Левон Степанян, главный конструктор архитектурной мастерской института «Грузгипрогорстрой», Юра Ветохин, мастер спорта по шахматам, главный конструктор Эдуард Бадалов, управляющий крупным строительным трестом Сейран Карапетян и другие.
Особой страстью были походы в кино. В округе находилось множество кинотеатров, только на Плехановской улице их было три – «Комсомолец», «Амирани» и «Октябрь». Кроме них – кинотеатр «Колхида», клуб им. Горького, клуб в Собачьем переулке, где демонстрировались зарубежные фильмы. Помню одну из афиш фильма Роберто Росселлини «Генерал делла Ровере» с Витторио Де Сика в главной роли. На грузинском языке на афише значилось «Генерал Роверес сакме» («Дело генерала Ровере»).
Перед сеансами в больших кинотеатрах играли джаз-оркестры, выступали известные во всем Тбилиси солисты – Полина Бардина и Эсебуа. Мы посещали и летние кинотеатры, которые располагались в саду филармонии и в саду Дома офицеров. Частенько ходили в кино в «Руставели» и «Спартак» на правом берегу Куры. Особым «шиком» было напиться газированной воды с двойным сиропом за 10 копеек или простой газировки за 1 копейку. Самым популярным лакомством для нас было мороженое за 10 копеек.
11-й класс заканчивали в новой 101-й средней школе, когда обе школы №14 – мужскую и женскую – объединили. Находилась новая школа в одном здании со знаменитой 35-й футбольной школой возле Ленинского стадиона на улице Конституции. В школьном дворе гоняли мяч с известными впоследствии футболистами – Шота Яманидзе, который стал капитаном тбилисского «Динамо», игроком сборной СССР, Серго Котрикадзе, будущим вратарем тбилисского «Динамо», игроком сборной СССР, Даварашвили, игроком тбилисского «Динамо». Там же на школьном дворе сражались в баскетбол под руководством Михаила Аситашвили, прозванного за гениальные снайперские способности «Мишей – золотой ручкой», он был партнером великого Отара Коркия.
Особым увлечением стали вошедшие в моду европейские танцы. Их исполняли во всех клубах и на танцплощадках в Муштаиде и Стелле. На школьных переменах мы с Шота Элисашвили или Отаром Оганезовым до упаду «свинговали», старались блеснуть мастерством и на школьных вечерах.
Началась танцевальная эпопея с открытием платных курсов бальных танцев в клубе в Собачьем переулке. Их устроителями стала пожилая еврейская пара. Плата была символической. Ребята и девушки рвались на эти курсы, где танцевали под радиолу. После окончания, постигнув азы танцевальной премудрости, отплясывали на танцплощадке в Муштаиде, на всех молодежных вечерах в школах и зимней филармонии. Однажды даже устроили танцевальное представление прямо на мостовой – в переулке Чхеидзе под окнами актового зала корпуса ГПИ, где репетировал джаз-оркестр с трубачом Энвером Хмыревым.
Картинки прошлого бегут перед глазами… Помню свой первый и последний прыжок с парашютом с вышки Муштаидского парка. Купание на реке Куре и невероятное спасение из водоворота, в воронку которого попал. Помню «штурм» высокой железной ограды стадиона «Динамо» и патруль конной милиции возле него. Вспоминается долговязый старшина милиции осетин Лентрош (Ленин-Троцкий-Шаумян), который на Плехановской сгонял нас с мостовой со словами: «Поднимите тротуар!». И мы дружно хватались за бордюр, пытаясь его приподнять…
Школу окончил с серебряной медалью. Поступил на строительный факультет ТбИИЖТа без вступительных экзаменов и собеседования.
Мой друг Ваня Паписов уехал в Москву и был принят на химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. На биологический факультет МГУ поступил Алеша Анастасов, на физический факультет – Степа Солоян. Боря Шуринов успешно сдал экзамены в Институт иностранных языков им. М. Тореза.
5 апреля 2014 года мы с друзьями – Ваней Паписовым, Эдиком Карахановым, Володей Матвиенко, Вовой Степаняном, Вовой Чурукяном, Гарником Аразяном – собрались в хинкальной на «Маяковке» отметить мое возвращение в Москву из длительной командировки. И тут Ваня сказал: «Знаешь, в сентябре мы отмечаем юбилей: 70 лет тому назад мы пошли в 1-й класс школы № 14!».
Феликс Тандилов
Оставьте свои комментарии