Артур Саркисян: У нас и на земле, и в небе «большая движуха»
Серебристый самолетик-истребитель с красными звездами стал его любимой игрушкой с 3-летнего возраста, тогда он и не догадывался, что это будет главным в его жизни. Артур Саркисян – бывший военный летчик-истребитель первого класса, автор известных фотографий и фильмов, снятых в экстремальных условиях с борта самолета. Свое увлечение Артур пронес через всю сознательную жизнь. Ему удавалось показать зрителю полет глазами пилота, усиливая эффект присутствия.
– Давайте перенесемся в тот день (28 ноября 1973 года), когда Вы были 17-летним парнем. Хорошо ли Вы помните этот день? Что там произошло?
– Это было нарушение государственной границы со стороны Ирана, рядом с моей деревней, где жили мои бабушка и дедушка. В районе Капана был произведен реактивный таран самолета F-4 «Фантом» 2, вторгшегося в воздушное пространство СССР. Получив приказ на уничтожение, капитан Елисеев вылетел на МиГ-21 перехватить нарушителя, выпустил по нему две ракеты Р-3 и протаранил, нанеся удар крылом по хвостовому оперению. Летчики F-4 катапультировались, а МиГ-21 после тарана врезался в гору, Елисеев погиб. Посмертный Герой СССР. После этого обломки самолета капитана успели разобрать мальчишки из ближайших районов, и среди них был я. Добрался до этого места, забрал кое-какие обломки самолета и кусок летного костюма, который лежал на склоне горы. Там практически ничего не осталось.?После этого случая у меня окрепло желание связать свою жизнь с небом.
– Вы отучились в летном училище, и у Вас были попытки фотосъемок в полете, но строгие законы по летной безопасности сильно ограничивали. У Вас не было опасения, что кто-то заметит, и какие могли быть последствия?
– По требованиям безопасности полетов строго запрещалось брать посторонние предметы в кабину. Мое командование относилось к моему занятию достаточно лояльно, видимо, опираясь на мой опыт как летчика и мое серьезное отношение к подготовке к любому полету. Максимально готовился на земле, проходил техническую подготовку до автоматизма и безупречности. Я относился к этому ответственно. В первую очередь – задание, а съемка, как получится.
Мне удавалось делать хорошие кадры – меня вдохновляло это. Было приятно снимать ту красоту, которую я видел в небе, и этим хотел делиться со всеми. Я получал удовольствие от дополнительной нагрузки, а также от того, чем занимаюсь.
– Что Вы почувствовали, когда впервые стали управлять самолетом-истребителем?
– Я прошел курс обучения и контрольный полет. Первый раз самостоятельно полетел на учебном реактивном самолете Л-29. В мире нет ни одного летчика, который, оказавшись впервые в кабине один на один с собой и с небом, ?не повернулся бы посмотреть, нет ли инструктора сзади, ?кто подскажет в нужный момент.
Первый полет – это предельная концентрация внимания, огромная ответственность и надежда только на себя. Но самое невероятное чувство после посадки – осознание того, что ты это сделал.
– Как к Вашему выбору отнеслись родители, ведь Ваш выбор очень опасный!
– Отец поддержал сразу. А мама такой выбор не совсем одобряла, но и не препятствовала.
– Вы – автор, оператор, режиссер и сценарист своих фильмов?
– Да!
– У вас есть команда, помощники?
– Постоянной команды у меня нет, только временные помощники.
В основном я работаю один: снимаю, пишу сценарии к фильмам и закадровый текст, сам монтирую видео, создаю графику.
– На кого рассчитаны Ваши съемки и фильмы?
– Всегда стараюсь делать так, чтобы мое творчество было понятным не только профессионалам, и, видимо, мне это удается, судя по аудитории.
– Где их можно посмотреть?
– Работы в открытом доступе, в соцсетях, на моем авторском ю-туб-канале и на других площадках в сети. Многие съемки часто используются в различных фильмах и на телеканалах. Например, фильм производства кинокомпании «Мосфильм» «Обнимая небо» по заказу «Первого канала». Все воздушные съемки для фильма делал я, и примечательно, что этот фильм – о летчиках-истребителях моего времени, то есть о коллегах.
– Влияют какие-либо внешние факторы на качество съемки, если да, то какие?
– Нет ни одного фактора, который сыграл бы положительную роль – это тесная кабина истребителя, вибрации, перегрузки, неудобная поза в привязных ремнях, неустойчивая траектория объекта; большие перегрузки, когда камера в руках становится намного тяжелее. В общем, все против фотографа. Но при хорошей подготовке можно сделать многое. Мой личный рекорд с пилотажного полета на пленочную камеру составил 20 кадров, годных для публикаций, из 36 возможных.
– Возникало желание изменить свою профессию?
– Нет. Иногда бывает усталость от нехватки времени, и только. Мне всегда нравилось дело, которому я посвятил практически всю жизнь.?
– Какие страны попали в объектив Вашей камеры?
– Я побывал в разных странах: в Англии, Германии, Франции, Чехии, Индии, Финляндии, ОАЭ, США, Швейцарии, Японии и др.?Но сейчас списком стран вряд ли можно удивить, скорее важен результат, а не маршрут…
– Какие места являются Вашими любимыми, куда хочется возвращаться снова и снова и почему именно эти места?
– Вся Юго-Восточная Армения. Мои родные края, деревня Цав, которая находится в горах.
– Когда в последний раз были в Армении?
– Как минимум раз в год я точно там бываю.
– Кроме основной работы, у Вас есть хобби?
– Авиамоделизм – мое основное хобби еще с самого детства, тогда мы мастерили самолеты своими руками. Только сейчас это на более серьезном уровне – радиоуправляемый моделизм. А что касается фото- и видеосъемок – это работа, которая переросла в профессию.
– У вас есть талисман, который оберегает во время полета?
– Я был когда-то суеверным, но сейчас я абсолютно свободен. Суеверие мешает и жить, и летать, и работать. Думаю, что хорошая подготовка к любому сложному делу важнее самого волшебного талисмана. Предпочитаю рассчитывать на свои силы и на свой разум.
– Кто или что Вас вдохновляет?
– Меня вдохновляет моя творческая деятельность. Я особенно воодушевляюсь от того, что мои идеи и разработки востребованы.
– Есть ли день, который запомнился на всю жизнь?
– Я помню этот день по-особенному. Первый самостоятельный полет на лучшем истребителе в мире того поколения МиГ-21. Мой самый любимый самолет, МиГ-21 – это моя скрипка.
– Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах.
– Человек-оркестр. И пришел к этому не от хорошей жизни. Просто я убедился: чтобы что-то сделать полноценно, надо делать самому, как в известном фильме: «Хочешь сделать хорошо – делай сам».
– У Вас есть личный рецепт успеха?
– Я не думаю об успехе. Я думаю только о работе, не сомневаясь в успехе.
– Что для Вас самое главное в жизни?
– Свобода от всего, что мешает творчеству. Свобода от вредных привычек, от любой зависимости и внешнего воздействия. Свобода для меня дороже жизни, ибо без свободы нет творчества, а значит, и жизнь теряет смысл.
– Проходят ли выставки с Вашими работами?
– Да. Буквально на днях я улетаю в Германию. В Берлине состоится моя персональная выставка. Там впервые будут опубликованы те самые кадры, которые я когда-то тайком снимал из кабины своего МиГа. Эта выставка – по сути демонстрация моего сорокалетнего творчества, и, кроме фотографий и авторских фильмов, будут представлены некоторые изделия собственной разработки, которые обеспечивали съемки в полете в самых экстремальных условиях. Также будут продемонстрированы изделия для панорамного видео в условиях открытого космоса.
– Расскажите подробнее об этом событии.
– 17 августа 2017-го впервые было снято сферическое видео в открытом космосе. Мне приятно быть причастным к этому событию. Это был совместный проект с «RT360», «Роскосмосом» и «Авиаспецмашем». Основные требования к видеоконтейнерам были: обеспечение стабильной работы видеокамер в жестких условиях открытого космоса, безопасность и эргономика. Я занимался разработкой и изготовлением этих изделий. После проведения наземных испытаний они были отправлены на МКС.?
– Какие у Вас планы на будущее?
– На данный момент я работаю в успешном авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина – это ведущая авиационная корпорация России по созданию транспортных и пассажирских самолетов. В компании царит благоприятная рабочая атмосфера. Здесь огромные возможности и перспективы. В этом году у нас ожидаются интересные события, связанные, прежде всего, с появлением нового самолета. И я горжусь тем, что моя деятельность востребована не только для публикаций в интересах корпорации, но и в исследовательских целях в ходе летных испытаний. Это связано с разработкой и созданием систем, обеспечивающих съемку в самых экстремальных условиях полета. Как говорят на молодежном сленге, тут «большая движуха».
Беседу вела Диана Петросян
Оставьте свои комментарии