№5 (304) май 2018 г.

Принуждение к дружбе, или Есть ли у России «мягкая сила»

Просмотров: 5145

Когда современный человек упирается в глухую стену полного непонимания, как дальше быть и куда двигаться, на помощь ему приходят цитаты древних мудрецов да народные пословицы. По ходу наблюдений за изгибами современной российской политики все чаще вспоминается старая поговорка: «Сила есть – ума не надо».

Нет, речь не о баллистических и тактических ракетах, не о современных танках и сверхзвуковых истребителях пятого поколения, даже не о «вежливых людях». Хочется поговорить о пресловутой «мягкой силе», благодаря которой сильные державы удерживают в своей орбите близкие им по духу и истории страны. Так уж повелось, что это им надо обоим – как крупным мировым державам, так и более скромным по своему потенциалу относительно независимым государствам.

Умные головы на коллективном Западе давно на калькуляторе посчитали, что если вовремя потратиться на создание культурных, торговых, экономических и военных связей с нужными странами, то можно потом добровольно вовлечь их в орбиту своих геополитических интересов. А если эти государства некогда уже были в сфере их влияния, то, используя «мягкую силу», не придется тратить гораздо больше на насильственный возврат изменивших ориентацию режимов. Так Запад и действуют по всему миру. Насаждая свой образ жизни, систему ценностей и заманивая на учебу талантливую молодежь, чтобы приручить наперед будущую элиту развивающихся стран. Звучит цинично, но это реально работает.

Разговоры на тему необходимости развития «мягкой силы» в российской внешней политике ведутся уже несколько лет. Все эксперты дружно упирают на использование «мягкой силы» в постсоветском пространстве для продвижения интересов России и укрепления союзнических связей с бывшими «братскими республиками». Особенно усилились эти разговоры после кризисов с Грузией и Украиной. Подчеркнем, именно разговоры усилились, а не появились конкретные дела. Всевозможные форумы и семинары в рамках «Россотрудничества» и других организаций стали привычным явлением, но воз с «мягкой силой», как говорится, и ныне там.

На практике мы не видим каких-то кардинальных изменений. Все эти полезные инициативы и благие пожелания упираются в банальную нехватку финансов. Элементарно нет и никем не предусматривается изыскание и вливание денег на появление пресловутой «мягкой силы». Руководствуются старым проверенным принципом – а куда они денутся.

Принципом, который не раз опровергался суровой действительностью. Оказывается, бывшим союзным республикам очень даже есть куда «деваться», причем чтобы они «делись» именно туда, куда надо, находятся щедрые «доноры» годами терпеливо и целенаправленно работающие над этим. Но, очевидно, чиновникам в Москве гораздо легче вместо миллиона долларов на «мягкую силу» потратить потом сто миллиардов, чтобы хоть как-то выправить ситуацию с очередной «неправильной» республикой. Подойдем даже не с точки зрения политики, а чисто по бухгалтерии. Опускаем все прочие потери от такой недальновидной политики, как то: имиджевые, материальные, людские и возникающие с этим неизбежные политические риски.

Могут возразить, что по этой линии давно активно работают, и даже приведут какие-то цифры в подтверждение сказанного. Факт остается фактом – результаты деятельности российских организаций, призванных сеять «доброе и вечное» в нужных странах, оставляют желать лучшего.

Итак, что говорят факты.

Никакой помощи русскоязычным СМИ, издательствам, школам, диаспоре. Элементарная статистика: более чем из десятка русскоязычных газет и журналов сегодня на плаву остались всего 2-3 и то благодаря энтузиазму сотрудников.

О телепередачах на русском языке вообще нет речи. Пока остались одна-две радиостанции, вещающие в диапазоне FM на русском языке, но в этом нет никакой заслуги России.

Русские школы тоже фактически перестали функционировать. В некоторых школах остались лишь русскоязычные классы.

Существует в мире практика бесплатного обучения студентов-иностранцев в стране, имеющей интеграционные интересы с данным государством. Есть ли подобная квота в российских университетах для граждан Армении? Оказывается, есть. Молодежь, владеющая русским языком, имеет возможность сдать экзамены и поступить в вузы РФ. Проблема в том, что из-за отсутствия всего того, о чем писалось выше, все меньше выпускников из Армении элементарно владеют языком Пушкина на том уровне, чтобы могли конкурировать с другими абитуриентами.

Количество совместных российско-армянских предприятий тоже особо не увеличивается.

Словом, декларации российской власти никак не совпадают с реальным положением дел. Кто должен всем этим заниматься? Такой мелочью посольство РФ в Армении не занимается, есть дела поважней – геополитика и все такое прочее. Этим могло бы заниматься «Россотрудничество», но, видимо, недостаточно финансируется. Кто-то ведь должен их финансировать? Скорей всего этот «кто-то» и должен быть тот, кто повсеместно декларирует необходимость внедрения «мягкой силы» в постсоветское пространство. Кто же этот таинственный доброжелатель? Тайна сия велика и оглашению, видимо, не подлежит.

Вывод. Недосуг МИДу РФ и правительству в целом укреплять и развивать «мягкую силу». Вот если неожиданно (бывает и такое в политике) кто-то из бывших стран-союзников переметнется в стан геополитических конкурентов, тогда другое дело. Тут уж сразу проснутся глобально мыслящие стратеги в Москве. И так же сразу найдутся деньги, чтобы профинансировать необходимую для такого случая «грубую силу», чтобы вернуть заблудшую овечку. Объяснить подобную близорукую тактику не представляется возможным.

Экономятся копейки, чтобы впоследствии потерять миллиарды. По-другому не получается. Точнее, получается, но исключительно по определению Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». А ведь это задача на уровне элементарной арифметики.

Остается надеяться, что здравый смысл возобладает в кремлевских кабинетах и там поймут, что дружить с соседями лучше по-хорошему, а не «принуждением к дружбе», а для этого если и нужна сила, то исключительно «мягкая».

Армен Ватьян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Факты притянуты за уши. 1) В стране работают рупоры кремлёвской пропаганды Спутник, Новости Армения, Голос Армении. 2) Передач на русском непропорционально много для моноэтничной страны и прогиб этот скоро будет исправлен, езидов в Армении проживает в 5 раз больше.news.ams/print/news/254763.html 3) О каких русских школах идут речь? Дети из русских и смешанных семей их посещают..попытки нас ассимилировать по месту жительства контрпродуктивны и вызывают прямо противоположный эффект.
  2. Читая коммент Тиграна Мазманяна складывается впечатление о каком -то агенте западной пропаганды. О русских школах: в советское время в Ереване и в других городах Армении их было десятки, но это не мешало хорошо знать армянский. Сейчас молодежь очень слабо или вообще не владеет русским языком. И не надо говорить,что знают английский. Как развиваться после школы? Вот Вы Тигран хорошо владеете русским, эти знания Вам помешали или дали возможность познать мир через специальную и художественную литературу,которой очень мало или вообще нет на армянском.?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты