№4 (303) апрель 2018 г.

«Григор Пахлавуни, прозванный Магистросом, в 1033 году в обители Кечарис воздвигнул главную соборную церковь во имя Святого Григория, Просветителя Армении»

Просмотров: 5741

В ежегоднике «Кавказский календарь на 1851 год», изданном «от Канцелярии Наместника Кавказского» в Тифлисе в 1850 году, мы наткнулись на прекрасно выполненную работу гравера Водецкого – «Остаток древнего храма в Дарачичаге», отпечатанную в одесской литографической мастерской Александра Брауна. Отметим, что литография – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

В том же выпуске «Кавказского календаря» помещен небольшой очерк о монастыре Кечарис, или Дарачичаг.

Приводим отрывок из публикации:

«В 56 верстах от Эривани (Ереван. – М. и Г.М.) на север, в стороне от почтовой идущей в Тифлис (Тбилиси. – М. и Г.М.) дороги и от нее на расстоянии 6 верст, находится урочище Дарачичаг. Оно защищено с трех сторон довольно значительными возвышениями, и на одном из них, самом большем, называется гора Алибек-даг, снег лежит в боковых впадинах, иногда в течение всего лета. Только к востоку вид несколько открыт по ущелью, или лучше сказать по покатости к стороне озера Гокчи (Севан. – М. и Г.М.), лежащего отсюда на расстоянии 17 верст. В древности Дарачичаг назывался Кайчарух (Кечарис. – М. и Г.М.)…

Природа щедро наделила этот уголок своими дарами, и туземцы весьма справедливо назвали его Дарачичагом, в буквальном переводе, ущелье цветов. Здешняя флора со всею роскошью рассеяла по долинам прелестные цветы, сменяющиеся одни другими, в продолжение весны, лета и осени.

Окрестные возвышения покрыты густым мелким лесом: в нем и в окрестности находится много разного рода зверей и птиц. Из горных возвышений вытекает множество неиссякаемых источников здоровой воды; здесь же сливаются и протекают две довольно значительные реки: Занга (Раздан. – М. и Г.М.) и Мисханка, изобилующие рыбою и в особенности форелью…

Повсюду на Гокчинской долине видны остатки древностей, развалины церквей, следы христианского населения, которое истреблено или покинуло свои пепелища и рассеялось по разным странам. Это место некогда также входило в состав Армянского царства; но когда соседние мусульманские державы истощили силы этой страны, армяне уже не могли более, по своему малолюдству, противится хищническим набегам со всех сторон; даже лезгины проникали сюда для грабежей, и этот край превратился, наконец, в совершенную пустыню…

Прилагаемый к Календарю рисунок изображает развалины Дарачичагского храма; нельзя не удивляться его смелой, благородной архитектуре… Главный храм и другие меньшие приделы построены из тесаного камня и базальта. Войдя во внутренность его, видишь над собою красивые своды значительной высоты; внутри и снаружи много архитектурных украшений из резного камня: но главная красота здания состоит в его прекрасных величественных размерах. Купола в двух храмах обвалились от землетрясения и от опустошительного действия времен; но прочие приделы почти целы…

О сооружении в Дарачичаге храмов, история сохранила достаточные данные. По свидетельству древних писателей Мхитара Айриванеци и Михаила Чамчияна, здесь была сооружена в 1031 году церковь армянским князем Апиратом. После него, Григор Пахлавуни, прозванный Магистросом, воздвигнул в 1033 году главную соборную церковь во имя Св. Григория, Просветителя Армении. Арменией управлял в то время Магистрос, по назначению греческого императора Мономаха, разорившего столицу Армении, знаменитую Ани, и державшего царя Гагика пленником в Константинополе.

В обители Кайчарухской имели местопребывание архиепископы и очень многие лица духовенства, в то время богатого и очень сильного, по своему влиянию на народ.

На многих могильных памятниках еще хорошо сохранившихся, видны надписи о погребенных под ними знатных лицах и вельможах… Вельможи, духовные лица и народ старались друг пред другом украшать монастырь Кайчарухский разными пожертвованиями; надписи на огромных камнях, вделанных в наружные стены церквей, служат тому доказательством; содержание их состоит в том, что такой-то раб Божий принес и положил сей камень в основание храма для спасения своей души. С западной стороны, у главного храма, сооружен обширный придел, весьма замечательный по своему оригинальному зодчеству; внутри его четыре огромные цельные колонны дикого камня с капителями поддерживают своды купола; над входом в придел еще не изгладились надписи, означающие что придел этот воздвигнут в 1244 году, волею Божиею, Куртином сыном Кайхабера, признавшим христианскую веру и в святом крещении названном Ованесом».

Статья «Дарачичаг» этнографа Степана Зелинского («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск № 1, Тифлис, 1881 г.) дополняет описанное в «Кавказском календаре»:

«По-тюркски село Дарачичаг означает долину цветов, что составляет буквальный перевод армянского названия Цахкац-Дзор…

Из остатков армянского зодчества достойны внимания развалины древнего армянского монастыря. Покрытые мхом и изброженные трещинами, развалины эти сиротливо выглядывают посреди цветущей зелени. Землетрясения 1827 и 1840 годов сломили с этих памятников средневекового армянского зодчества украшения их купола. Но, несмотря на разрушительное действие времени, и мощной подземной силы, не только сохранились многие надписи на стенах, но и общий вид церквей, которые, вероятно, могут простоять еще очень долго, так как построены на замечательно крепком цементе, который местами обратился почти в настоящий камень. Надо сказать, что в средние века архитектура в Армении доведена была до значительного совершенства, как в отношении красоты и строгой правильности, так и в отношении прочности построек.

Между пятью церквами монастыря Кечарис самая замечательная по величине и архитектурному стилю церковь во имя Св. Григория Великого. Она построена, как видно из надписей, в 1033 году Григорием магистром Пахлавуни. Церковь эта шириною 16 аршин (аршин = 71,12 см. – М. и Г.М.) и 3 вершка (вершок = 4,4 см. – М. и Г.М.) и длиною 18 аршин построена аркообразно без всяких столбов. По обеим сторонам ее алтаря устроены тайники, где во время невзгод прятали церковные драгоценности. К этой церкви снаружи, к западной стене, пристроен так называемый гавит, большая передняя, где в летнее время служили часы. Теперь эта передняя обращена в церковь пристройкой алтаря на месте западной двери.

В нескольких шагах от большой церкви построена небольшая часовня, длиною 4 ар. 9 в., с маленьким алтарем (2 ар. 13 в. длины и ширины).

Четвертая церковь тут же около часовни и построена из тесаного камня, как и другие. Длина ее 11 ар. 3 в., а ширина 10 ар. 8 в. По бокам западной двери устроено по две комнатки друг над другом, с небольшими каменными жертвенниками. В верхние комнатки ведут лестницы, которые отличаются тем, что состоят из небольших квадратных каменных плит, поставленных друг над другом без всякого цемента так, что образуют дугу; притом очень трудно заметить, что лестницы эти не цельные».

Монастырский комплекс Кечарис (Дарачичаг) расположен в Котайкской области Армении, на северо-западе Цахкадзора, на террасе Памбакского хребта. Три монастырские церкви – Сурб Григор Лусаворич (Св. Григория Просветителя), Сурб Ншан (Св. Знамения) и Сурб Катогике, – а также часовню окружают древние надгробия.

Первой в монастырском комплексе была возведена церковь Св. Григория Просветителя, которая является главным храмом данного ансамбля. Указ о строительстве храма издал в 1033 году владелец этих земель Григор Пахлавуни. Об этом свидетельствует сделанная над южными дверями церкви надпись, которую можно увидеть и сегодня. Церковь Григория Просветителя сделана в виде просторного зала, увенчанного широким куполом. С западной части храма сохранился придел, надпись над входом которого гласит, что пристроен он был в 1244 году. Купол был разрушен в 1828 году во время сильного землетрясения. Внешнее убранство церкви достаточно скромное. Порталы входов окаймлены выступающими колоннами, а узкие окна – небольшими арками.

Южнее находится маленькая церквушка Сурб Ншан, построенная в начале XI века. Церковь увенчана куполом с высоким круглым барабаном. Между церквями Св. Григория Просветителя и Сурб Ншан располагается небольшая прямоугольная часовня XI века. Она служила усыпальницей основателя монастыря Григора Магистроса. Часовня дошла до наших дней в полуразрушенном состоянии. Рядом с часовней было помещение школы.

В 1214 году новым владельцем края – князем Васаком Хагбакяном – была воздвигнута еще одна церковь монастырского комплекса – Св. Катогике, являющаяся настоящим шедевром архитектуры. Фасад крестообразной формы, высокий купол и ниши в молитвенном зале указывают на архитектурную сложность постройки. Стройный силуэт храма, изящный интерьер соответствуют лучшим художественным традициям тех времен. В 1220 году встала четвертая церковь Кечариса – Св. Арутюна (Воскресения). Находящаяся на расстоянии 120 метров от основной группы, церковь имеет единственный вход, перед которым расположен небольшой притвор. Эта церковь, по всей видимости, являлась фамильным склепом.

Монастырь был отреставрирован в 1990 году на средства австрийского армянина.

Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 49 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты