№6 (329) август 2020 г.

Ушедшая натура

Просмотров: 2427

В Троекурово попрощались с 95-летним Артемом МЕЛИКЯНОМ, старейшим журналистом-международником России и Армении.

Большинство его соотечественников и коллег должны благодарить главного редактора газеты «Ноев Ковчег». Будучи творчески настойчивым, он своевременно взял и опубликовал (февраль 2019 г.) интервью с уже тяжелобольным, но очень скромным Артемом Ованесовичем, раскрывшим некоторые подробности своей интереснейшей биографии. Почему же он не оставил мемуары, имевшие реальный шанс стать бестселлером? На неоднократные подобные просьбы А. Меликян отвечал так: «Этот жанр требует от автора писать только правду».

А ведь он не фигурально, а буквально полжизни трудился в ТАССе. Парадокс, но гигантское и шикарно субсидируемое правительственное агентство – сверстник заслуженного ветерана, который в общей сложности два десятилетия передавал заметки из Лондона, Вашингтона и Оттавы, где возглавлял корпункты. Теперь представьте, ТАСС даже на своем сайте не выразил соболезнование, кроме доставленного курьером в большой зал Троекуровского кладбища казенного венка из искусственных цветов. Правда, там, пусть и невнятно, но в ранге пенсионера выступил один из некогда подчиненных А. Меликяна. Недаром в журналистском мире ТАСС называют то ли шутя, то ли всерьез «братской могилой». Имея в виду отсутствие авторских подписей под материалами тассовцев.

А ведь они могли бы узнать, например, как, работая в Москве между зарубежными командировками, Артем Ованесович готовил каждый день особые сводки для членов Политбюро ЦК КПСС во главе с дряхлеющим генсеком. Кремль просил спецредакцию ТАСС компоновать все эксклюзивные новости со всего мира в полторы-две странички: Л.И. Брежневу тяжело читать. В те же годы руководители ТАСС, тогдашний и бывший, орудуя ножницами и клеем в кабинетах на Тверском бульваре и Старой площади, не обращая внимания на ударно трудившихся коллег, слепили из публикаций прикормленных властями газетчиков сценарий посвященного «дорогому Леониду Ильичу» фильма «Повесть о коммунисте» (1976), отмеченного Ленинской премией.

А еще те, кто провожал А.?Меликяна в последний путь, не знали, что его отправили освещать один из визитов председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина в Индию в 1960-е и потому, что, будучи однокурсником зятя Алексея Николаевича – Джермена Гвишиани – по учебе в МГИМО, неформально дружил с их семьей, нередко гостил на госдаче главы советского правительства. Впрочем, почти никто не знал о другом, лишь недавно «рассекреченном» однокашнике Меликяна – генерале Анатолии Кирееве, выросшем до поста начальника внешней контрразведки ПГУ КГБ СССР. Тем более, мало кто в Москве оказался в курсе разразившегося в Канаде скандала, когда там узнали, что корреспондент ТАСС снял жилье чуть ли не по соседству с местным генпрокурором. Местные СМИ, видимо, испугались воздействия советского журналиста на сроки заключения «домашних» уголовников… Наконец, только родные помнят, как Артем Ованесович передавал в Москву через уезжавших в отпуска наших дипломатов баночки с крайне дефицитным в СССР сухим молоком для единственного внука, его тезки (к великому сожалению, теперь они снова вместе, рядом покоятся).

Зато представитель Союза армян России сообщил собравшимся в Троекурово: А. Меликян, перешедший в САР после «очистки» ТАСС от ветеранов советской эпохи, до последних дней переживал о невыполненном долге перед еще одним институтском другом, профессором Юрием Барсеговым – публикации найденных им исторических документов о… морском флоте древней Армении. Между прочим, президент САР А. Абрамян не только прислал в Троекурово личный венок из живых цветов, но и распорядился о размещении в фейсбуке достойного некролога, куда вошли фрагменты интервью «НК».

На мой взгляд, не заметившие потери старейшего коллеги-международника Союзы журналистов России/Москвы на фоне молчаливо присутствовавшего в Троекурово С. Грызунова, экс-министра печати приснопамятной ельцинской поры, могут достойно исправить свое упущение, присвоив посмертно А.?Меликяну почетный статус «золотого пера». Тем самым обратив внимание на выдающиеся профессиональные заслуги тассовца и нарушив негласную традицию увековечивания памяти исключительно журналистов-газетчиков. Ведь Артем Ованесович – не только ушедшая яркая, неординарная натура минувшего века, но и, по сути, последний из могикан советского журналистского общества.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты