№10 (378) октябрь 2024 г.

Быть или не быть Зангезурскому коридору?

Просмотров: 3618

В сентябре 2023 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Если Армения откажется от проекта Зангезурского коридора, то транспортные коммуникации будут проложены через Иран».

«Мы никому не давали никаких обещаний с подобной терминологией и заключением», – заявил в эфире Общественной телекомпании Армении 10 октября 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян, касаясь заявления президента Турции относительно так называемого Зангезурского коридора. «Готовы ли мы открыть дороги для Азербайджана и Турции? Да, мы готовы, и, как зафиксировано, это должно произойти на основе суверенитета и юрисдикции Армении, на основе принципа равенства и взаимности», – подчеркнул Пашинян.

«Открытие Зангезурского коридора помогло бы Армении не только улучшить отношения с Турцией, но и получить дополнительные доходы от транзитных сборов», – 8 мая 2024 года в интервью немецкой газете Zeit заявил спецпредставитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков. По его словам, таким образом, Армения также могла бы преодолеть «свою изоляцию».

Азербайджан отказался от вопроса прокладки так называемого Зангезурского коридора в договоре с Арменией, о чем 6 сентября 2024 года прессе сообщил тот же Амирбеков. В качестве причины было обозначено желание Баку «сделать прорыв в переговорах по заключению мира с Ереваном». Таким образом, реализация Зангезурского коридора по сценарию Китай – Казахстан – Азербайджан – Армения – Турция, о которой так мечтали Соединенные Штаты, теперь поставлена под большой вопрос. Президент Азербайджана Ильхам Алиев рассказал, что аналогичный этому проект Баку будет прорабатывать с Ираном через Нахичевань в Турцию.

ЗАНГЕЗУРСКИЙ КОРИДОР: ПРОРЫВ ИЛИ ЛОВУШКА?

Зангезур – историко-географическая область Восточной Армении, представляющая собой южную часть древнеармянской провинции (ашхар) Сюник, расположенной на склонах Зангезурского хребта и ныне разделенной между Арменией и Азербайджаном. Край был присоединен к Российской империи по Гюлистанскому мирному договору 1813 года.

В советское время в пределах Зангезура расположились Горисский, Кафанский, Мегринский и Сисианский районы Армянской ССР, а также Лачинский, Кубатлинский и Зангеланский районы Азербайджанской ССР.

Кстати, предки президента Азербайджана Ильхама Алиева родом из селения Джомартлу (Танаат) Сисианского района.

В 1995 году районы Армении, входящие в исторический Зангезур, были объединены в Сюникскую область. В Азербайджане соответствующие районы, сохраняя свой административный статус, в 2021-м вошли в состав Восточно-Зангезурского экономического района.

Еще в январе 1992-го, подхватив предложение, изначально составленное экспертом Полом Гоблом из госдепартамента США, президент Турции Тургут Озал и министр иностранных дел Хикмет Четин выдвинули так называемую «формулу двойного коридора»: Азербайджан должен был отказаться от Лачинского района – от преимущественно естественно населенной армянами горной части Нагорного Карабаха, которая была бы связана с Арменией, а Армения взамен должна была предоставить Азербайджану Зангезурский коридор (Сюникский коридор, Мегринский коридор), чтобы связать Нахичевань с остальной частью Азербайджана.

Ближе всего стороны подошли к договоренности в 2001 году. Как вспомнил бывший президент Армении Роберт Кочарян, Армения готова была предоставить Азербайджану транспортный коридор в Нахичевань через Сюникскую область в ответ на согласие Баку присоединить Карабах к Армении. По словам Кочаряна, подписать эти договоренности не удалось из-за отказа парламента Азербайджана.

ПУТИН И АЛИЕВ ЗАКРЫЛИ ТЕМУ ЗАНГЕЗУРСКОГО КОРИДОРА

Вечером 18 августа 2024 года президентский борт лидера России приземлился в бакинском аэропорту.

Владимира Владимировича Путина в загородной резиденции «Загульба» на берегу Каспийского моря принимали буквально по-домашнему. Президент Азербайджана Ильхам Гейдар оглы Алиев заключил высокого гостя в «крепкие объятия», как отмечают очевидцы, а первая леди Азербайджана Мехрибан Ариф кызы Алиева, она же первый вице-президент страны, его дружески расцеловала. Для Закавказья такая демонстрация показательна и дорогого стоит. А уж на фоне резкого охлаждения отношений Москвы с Ереваном – подавно.

Путин назвал Баку «оазисом в регионе» и поблагодарил Алиева за внимание к русскому языку. «300 школ с русским языком, филиалы наших ведущих высших учебных заведений функционируют в Азербайджане», – подчеркнул российский лидер.

Между тем, возможно, самой интригующей частью встречи стало заявление Путина о том, что Россия все еще готова помочь в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта: «Если мы что-то можем сделать для того, чтобы нам выйти на подписание мирного соглашения с Азербайджаном и Арменией, довести дело до делимитации и демаркации границы, как мы много раз с вами говорили, разблокировать соответствующие направления логистики и в экономике, мы были бы очень этому рады». При этом Владимир Владимирович пообещал рассказать о переговорах премьер-министру Армении Николу Пашиняну.

«На мой взгляд, на данном этапе Баку и Еревану посредник не нужен. Переговоры продолжаются и без него. В частности, на границе проходят заседания межправительственной комиссии, с помощью которой уже удалось согласовать часть границы. Главы МИД обсуждают текст мирного договора по электронной почте и тоже продвигаются», – считает руководитель центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу.

С другой стороны, Шахиноглу отметил, что Баку в принципе не против посредничества России, но против этого выступает Ереван. К тому же стороны согласились исключить из переговоров о мирном договоре пункт о так называемом Зангезурском коридоре. «Это значит, что в ближайшее время дорога, в которой заинтересована Москва, не откроется», – подчеркнул эксперт.

19 августа министр иностранных дел России Сергей Лавров, сопровождавший Путина в ходе государственного визита в Баку, заявил в интервью российскому «Первому каналу»: «Что же касается коммуникаций, проходящих через Сюникскую область Армении, то, к сожалению, именно руководство Армении саботирует соглашение, подписанное премьер-министром Николом Пашиняном. Трудно понять смысл такой позиции».

Заявление Лаврова не только привело к очередному витку взаимных обвинений между Ереваном и Москвой, но и раскрыло некоторые детали переговоров по Зангезурскому коридору.

На следующий день МИД Армении разразился гневным заявлением, в соответствии с которым не Армения, а именно Россия занимается в регионе «саботажем» и именно российская сторона нарушила обязательства, взятые на себя в соответствии с Трехсторонним заявлением от 10 ноября 2020 года.

Странно, но факт: Баку требует от Еревана привести Конституцию страны в соответствие со своими представлениями. «Территориальные требования, закрепленные Конституцией Армении в отношении Азербайджана, должны быть отменены, Конституция должна быть изменена», – заявляет президент Азербайджана.

Из публикации «Москва – Баку: в поисках согласия» главного редактора газеты «Новое время» Шакира Агаева (Баку) в еженедельнике «Литературная газета» (№34, от 28.08 – 3.09.2024?г.): «Власти Армении полагаются то на Францию, то на США, то на Евросоюз, но если смотреть не предвзято, видишь: посредническая деятельность США и Европы завела в тупик переговорный процесс. К примеру, в рамках саммита Европейского политического сообщества в Лондоне предполагалась встреча между главами Азербайджана и Армении. Но Никол Пашинян, чтобы избежать обсуждения темы изменения Конституции Армении, по рекомендации президента Франции Макрона просто отказался от беседы с Алиевым. А как подписывать мирное соглашение без изменения Конституции?»

«У-У-У! – ГУДЕЛ ПОЕЗД. ВПЕРВЫЕ ОН ВОРВАЛСЯ В НАШИ УЩЕЛЬЯ»

После победоносной Русско-турецкой войны 1877–1878?гг. к Российской империи отошли Карс и Батум (Батуми). Для закрепления за собой новых территорий правительству необходимо было проложить к этим районам железные дороги. Несмотря на финансовые затруднения, начались изыскания и разработка вариантов прокладки трассы Тифлис (Тбилиси) – Александрополь (Гюмри) – Карс. К работам приступили в 1895 году. Полное завершение работ по строительству железной дороги состоялось в начале лета 1899-го, и 21 июня на станцию Карс прибыл первый поезд. Поезда прибывали и отправлялись со станции Карс в неделю два раза. Общая протяженность трассы составила 282 версты (302 км).

Значимому событию в жизни Армении посвятил один из своих рассказов прозаик и поэт Ованес Туманян: «Дядя Уганес разгорячился, шум усилился. У-у-у! – гудел поезд. Впервые он ворвался в наши ущелья».

Еще в процессе строительства Тифлисско-Карсской железной дороги общественность и губернатор Эривани граф Тизенгаузен В.Ф. (1896–1914) стали поднимать перед правительством вопрос о строительстве железной дороги Александрополь – Джульфа (Джуга: армянский город раннего Средневековья в составе Сюника). Правительство дало разрешение на производство изыскательских и строительных работ. В 1899 году началась прокладка участка железнодорожной линии Александрополь (первый поезд прибыл 07.01.1899 г.) – Эривань (Ереван) с дальнейшим продолжением ее до Джульфы.

Второй вариант предусматривал направление Александрополь – Сардарапат (Армавир) – Эчмиадзин (Вагаршапат) – Улуханлу (г. Масис в Араратской области Армении) – Камарлу (г. Арташат, центр Араратской обл.) – Джульфа. В этом случае железнодорожная линия не заходила в Эривань и проходила от него всего в 10 верстах.

Как более дешевый и короткий был принят второй вариант, несмотря на возражения губернского начальства. Городская управа и эриванский губернатор граф Тизенгаузен обратились к наместнику на Кавказе с просьбой о содействии. Наместник в свою очередь ходатайствовал перед министром путей сообщений. В начале 1899-го Петербург разрешает проведение железнодорожной ветки от Улуханлу до Эривани (Еревана) протяженностью 14 км (до нынешнего месторасположения вокзала).

Строительство Александрополь-Джульфинской линии осуществлялось рабочими, переводимыми с Карсской железной дороги, и жителями окрестных деревень. В конце 1899-го на участке от Александрополя до Улуханлу уже работали 1650 рабочих и 61 служащий. Условия работы были трудными, суровая зима и знойное лето изнуряли строителей, тем не менее 6 декабря 1902 года первый поезд прибыл в Эривань.

Участок железной дороги Улуханлу – Джульфа протяженностью 189 верст (201,6 км) был начат в 1904 году и закончен в январе 1908-го.

К изысканиям и строительству Алят (самый южный пригород Баку) – Джульфинской (Джульфа-Бакинской) железной дороги приступили в 1916-м, но вскоре работы были прекращены – помешала Первая мировая война (1914–1918) и Февральская и Октябрьская революции 1917 года.

Участок от Алята (расстояние Баку – Алят 77 км) до Минджевани (ж/д станция в полутора км от границы с Ираном) был запущен в промышленную эксплуатацию в 1936 году, от Джульфы до Минджевани – в 1941-м (протяженность линии Алят – Джульфа 445 км). В том же 1936 году от железнодорожной станции Минджевань отходит тупиковая ветвь протяженностью 39 км на Кафан (Капан), которая проходит через Зангелан. И наконец, в 1939–1941 гг. рельсовое кольцо трех столиц Закавказья замкнула линия Тифлис – Александрополь – Эривань – Джульфа – Мегри (город в Сюникской области Армении, граничит с Ираном) – Минджевань – Горадиз – Баку.

Движение было активным: из Баку в Ереван и Капан, из Москвы в Нахичевань и Тегеран (столица Ирана), да еще и туристический вагон при всех сложностях сюда каким-то образом цепляли – возможно, для иностранцев, садившихся на специальном «интуристовском» вокзале в Джульфе.

Война в Карабахе, вспыхнувшая в 1988-м, прервала железнодорожное сообщение на участках Джульфа – Минджевань – Горадиз (в том числе и на участке Карчеван (Карчивань) – Мегри на территории Армянской ССР) и Евлах – Степанакерт (столица Нагорного Карабаха). Пассажирские поезда, пустые и побитые, еще ходили до осени 1991-го. Последний товарный поезд проехал вдоль Аракса в 1992 году, а в 1993-м кончилось и служебное движение.

От Еревана до пограничной станции Ерасх (село в Араратской области Армении, в непосредственной близости от армяно-азербайджанской границы) лежат пути и раз в день по бесполезному для туриста расписанию ходит электричка. На востоке, в Азербайджане, осталась полноценная железная дорога с ночным поездом до конечной, когда-то совершенно заурядной станции Горадиз.

А на юге Армении (включая Капан с его заброшенным вокзалом) пути по большей части разобраны: рельсы, столбы, провода и составы исчезли в плавильных печах иранского Исфахана в 2010-м. И лишь на берегу Аракса в 4 километрах от города каким-то чудом уцелела станция Мегри, которая растворяется в забвении буквально на глазах.

ХРОНИКА: ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЕРАСХ – ДЖУЛЬФА – ОРДУБАД – МЕГРИ – ГОРАДИЗ

• В апреле 2021 года президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал следующее заявление: «Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Мы воплотим в жизнь Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет, то решим проще, если не захочет – решим силой. Так же как до войны и во время нее я говорил, что они должны по доброй воле убраться с наших земель или мы выдворим их силой. Так и случилось. Такой же будет и судьба Зангезурского коридора».

• Решение о строительстве связывающей Армению и Азербайджан железной дороги Ерасх – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз подтвердили Пашинян и Алиев после встречи в Брюсселе 15 декабря 2021-го. Договоренность была достигнута трехсторонней рабочей группой вице-премьеров Армении, России и Азербайджана по открытию региональных коммуникаций.

• Пашинян 14 января 2022 года подписал решение о создании рабочей группы для эффективной реализации программы восстановления двух участков железной дороги Армении: Мегри и Ерасх. В марте 2022-го правительство Армении выделило финансовые средства для геодезических работ по началу строительства армянской части железной дороги Ерасх – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз.

• «Мечты и грезы о Зангезурском коридоре никогда не станут реальностью», – об этом в беседе с журналистами 6 сентября 2024-го заявил Чрезвычайный и Полномочный посол Ирана в Армении Мехди Собхани. «Наша позиция относительно разблокирования коммуникаций очень четкая и очевидная. Мы не против разблокирования, но я уверен, что все действия должны происходить в рамках национального и государственного суверенитета», – отметил посол.

• Армения готова предоставить Азербайджану проход в Нахичевань на тех же условиях, что и Иран. Такое заявление сделал 18 сентября 2024 года Никол Пашинян. Выступая на форуме «Ереванский диалог», премьер-министр отметил, что открытие транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Нахичеванью через армянскую территорию – это важный шаг.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ АРМЯНСКОЙ ЧАСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Как отмечал председатель совета ветеранов Южно-Кавказской железной дороги Левон Акопян, трасса проходит по ровной местности через Мегри и далее в Азербайджан, по ней можно пускать тяжелые составы весом до 4500 тонн. К тому же они могут идти быстрее, а значит, пропускная способность у дороги будет выше. Еще в советское время все основные грузы – зерно, металлы, нефтепродукты – в Армению возили этим путем, тогда грузовой состав из Еревана в Москву по этому маршруту проходил максимум за 2,5 суток. «Чисто технически восстановить Мегринский участок не очень сложно: кое-где нужно восстановить насыпь, а проложить пути не составит труда, для этого есть путевые машинные станции, которые это делают очень быстро», – заявил Акопян.

«Разблокировка коммуникаций, в частности железнодорожных, для Армении будет выгодной только в том случае, если откроются все пути – через Мегри, а также из Иджевана в Газах, из Гюмри в Карс, из Ерасха через Нахичевань: тогда у нас укрепятся экономические связи. А если открыть только 44 км дороги через Мегри между Азербайджаном и Нахичеванью, то Армении это ничего не даст», – добавил председатель совета ветеранов Южно-Кавказской железной дороги.

«Зангезур. Возвращение на железную дорогу Мегри»

Очерк из книги Мариэтты Шагинян «Путешествие по Советской Армении» (Издательство «Молодая гвардия», Москва, 1950):

«Прежде чем продолжать путь машиной из Норашена в Ереван, неплохо опять вернуться в покинутый нами вагон и с хорошим соседом, человеком бывалым и рассказчиком, поездом проехать… до станции Мегри.

Люди пользуются тут железной дорогой лишь очень недавно. Раньше они двигались вдоль Аракса пешком или верхом. Ущелье Аракса тут очень узко, ветер неистов. Бывалый человек, знающий здешние места вдоль и поперек, еще помнит, что это значило – идти на ветру вниз или вверх по Араксу. Лошадь шаталась под седоком, всадник не мог протянуть вперед руку – ее отталкивала назад встречная волна воздуха; еще хранят в памяти старожилы, как один старик, попав под страшный порыв ветра, задохнулся и умер от разрыва сердца. Так ездили от Ордубада по течению Аракса до поворота в ущелье речки Мегринки, чтобы по этому, более тихому ущелью подняться к армянской «Атлантиде» – культурному маленькому Мегри, центру Мегринского района Армении.

Сам район невелик: узкая полоска его выходит на железную дорогу сперва станцией Мегри, потом разъездом Мегри, потом деревней Карчеван, славящейся своим сладким карчеванским вином. Именно на этой недлинной полоске (около 40 километров) и лежит единственная граница Армении с Ираном. Чтобы попасть в Мегри, слезают не на станции, а на разъезде Мегри, у самого ущелья, откуда остается лишь несколько километров до самого центра. И без объяснений понимает путешественник, почему Мегри – «Атлантида». Крутые горы справа и слева, похожие на турьи рога, вылезающие из густой шерсти садов; чувство «края света», тупика, страшной сжатости, узости, оторванности от всего мира, словно вы в щель упали, откуда нет выхода к остальной территории республики. И в этой глухой, тесной, зажатой непроходимыми кручами щели вдруг возникает видение населенного места с учреждениями, домами, школами, – амфитеатром, крыша на крыше, стена над стеной, – словно утонувшего в горной расщелине…»

Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзоян, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля