Армянскому селу Мцара в Абхазии – 145 лет
12 сентября в селе Мцара Гудаутского района Абхазии состоялось торжественное празднование 145-летия села
В торжествах принял участие президент Республики Абхазия Аслан Бжания. На праздник приехали многочисленные гости из разных городов России, Армении, нынешний и прежний руководители армянской общины Абхазии Алик Минасян и Галуст Трапизонян, легендарный генерал Норат Тер-Григорьянц, руководители правительства, депутаты и другие. В программу мероприятий вошли и торжественное открытие местной средней школы после капитального ремонта, памятника погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и Отечественной войне 1992–1993 гг. и, конечно, выступления творческих коллективов и юных исполнителей.
История села Мцара неразрывно связана с историческими событиями, которые происходили во второй половине XIX века в Османской империи. Исторически армянский народ всегда был тесним со стороны сильных государств, которые посягали на его землю, свободу и жизнь. Народ, который является создателем неповторимых шедевров мировой культуры, науки, становится жертвой агрессивно настроенной против него Османской империи.
Именно в этот период армянский народ испытал один из самых трудных этапов в своей истории, когда со стороны турецкого правительства подвергался гонениям, грабежам, резне и жестокому обращению.
Многострадальный армянский народ стал искать справедливости и, самое главное, свободы от гнета и гонений, но эта свобода всегда топилась в крови со стороны турок.
Все эти невыносимые условия и события послужили поводом для массовых переселений армян в разные страны для физического сохранения армянской нации.
Русско-турецкая война 1877–1878 годов в большей степени отразилась на Западной Армении. В ходе войны России удалось освободить значительную территорию Западной Армении и освободить народ от гнета и истребления. Но после мирных переговоров между Россией и Турцией эти освобожденные земли опять отошли Османской империи.
И этот факт послужил поводом для того, чтобы Турция снова возобновила свои хищные планы уничтожения и депортации армян, проживающих на этой земле. Вследствие чего гонимый и угнетенный армянский народ вынужден был оставить родные земли и найти приют на чужбине…
Одна из таких волн вынужденных переселенцев нашла спасение на земле Абхазии.
По свидетельствам очевидцев тех событий, в 1877 году одна из групп амшенских армян, состоявшая из 85 семей, на двух кораблях с большими трудностями причалила к берегам Абхазии. Один из кораблей высадил беженцев в местечке Пицунда, а второй – вблизи Гудауты. Первоначально амшенские армяне жили в районе Баклановской поляны. Эта местность была болотистой, там свирепствовала малярия, она была не очень пригодна для проживания.
Узнав об армянах-беженцах, их горькой судьбе, абхазы из близлежащих местностей приходят к ним. Понимая и сочувствуя им, абхазы советуют оставить эти места, так как малярия может отнять у них много сил и людей. Еще абхазы рассказали, что до них здесь жили черкесы, но, не собрав урожай, вынуждены были покинуть эти места из-за малярии.
Таким образом, благодаря дружескому отношению абхазов на этой земле загорелся армянский очаг. Очаг, где под мирным небом амшенцы начали строить новую жизнь, сохраняя те богатые обычаи и культурные традиции, которые передавались из поколения в поколение.
У армянского народа была сложившаяся традиция – возрождать те названия городов и сел, где они когда-то жили. Но название села было решено дать исключительно по его географическому положению.
А это было так: на совете села священник Тер Мкртич сказал, что так как мы по совету абхазского старца выбрали это место между двумя холмами, то давайте назовем это село Мцарой, что в переводе с диалекта армянского языка означает «большое пространство».
Официальной датой основания села является 1879 год. И с 1879 года Мцара наносится на карту Абхазии как официально признанное первое село амшенских армян на территории Абхазии, о чем свидетельствуют многие научные источники.
Нужно отметить и тот факт, что в истории села и его основания огромную роль сыграли Артин Пилосян и Тер Мкртич, чьи имена навсегда останутся в памяти всех мцарцев.
Хочу процитировать слова абхазского старейшины, которые были записаны в рукописи Мелика Папазяна, собиравшего и хранившего воспоминания о первых амшенских беженцах.
Старейшина дает очень добрый совет: «Вы – люди, привыкшие жить в высокогорных условиях, и потому, если пойдете прямо вверх по речке, через 2 часа дойдете до той местности, которая обязательно подойдет для вас». Следуя этому мудрому совету местных жителей, переселенцы осмотрели местность, которая действительно была подходящей: источники воды, строительный лес и земля, пригодные для нормальной жизни. И караван переселенцев двинулся в сторону предгорья, за два часа они дошли до места, где сейчас находится центр села Мцара. И таким образом, расселились по всем окрестностям данной местности.
Много сил и средств понадобилось для того, чтобы создать условия для нормальной жизни. Мцарцы благодарны абхазскому народу. Это благодарность тем, кто, понимая трудности армян, пришел им на помощь.
Как верно отмечают многие историки и исследователи, армяне всегда старались на чужбине создать условия для строительства церкви, которая сохраняла веру и поддерживала дух народа, и школы, чтобы не забыть свой родной язык, веками сохраненный предками, несмотря на трудные испытания, выпавшие на долю многострадального армянского народа.
В 1884 году в центре села строится каменная церковь, вокруг которой всегда собирались мцарцы и проводили праздничные и поминальные обряды. Именно вера давала силы перенести многие страдания и боль, которая была в сердцах армян, и надежду на хорошее будущее.
Кроме веры, которая давала армянам духовную силу, они знали цену школе и образованию, отдавая силы и богатства тем, кто хотел познать мудрость и богатые традиции своего народа. Спустя некоторое время после строительства церкви передовые люди села создают условия для открытия школы. Первым учителем в селе Мцара был Вагинак Мурадян. Он был человеком очень образованным и многое сделал для просвещения армян Мцары. Проработав 17 лет, он дал возможность многим узнать культуру армянского народа и богатый армянский язык.
Мцарцы вывели на его могильной плите очень короткую, но довольно значимую надпись: «Мурадян Вагинак – учитель армянского языка». Несмотря на тяжелые испытания, которые выпали на долю всего абхазского народа, наши односельчане сумели продолжить дело Вагинака Мурадяна, и школа все эти годы функционировала благодаря усилиям его последователей.
Родившийся и выросший в селе Маркос Кесян, ныне проживающий в Сочи, помнит и почитает наказ отца: «Любить Мцару и обязательно посещать свою малую родину».
Со дня основания и до сегодняшнего дня село Мцара вносит заметный вклад в историю своей второй родины – Абхазии. Мцарцы готовы с абхазским народом и другими народами, проживающими в Абхазии, строить свободную, независимую и процветающую республику.
Отдел культуры «НК»
Оставьте свои комментарии