№10 (378) октябрь 2024 г.

Гриша Путин: Я счастлив, что могу быть полезен Родине

Просмотров: 4025

Кибервоин СВО – о миллионах рублей помощи ВС РФ от иностранцев, боеприпасах-«почтальонах» и воспитании молодежи через видеоигры

Гриша Путин – 18-летний волонтер и известный киберспортсмен Григорий Королев из Санкт-Петербурга. Летом 2023 года Гриша Путин создал сообщество пророссийских иностранцев Z Shaker Central и проект Lend-leaZe, с помощью участников которого собирает деньги на снаряжение российским военнослужащим. За год собрано более трех с половиной миллионов рублей, сумма преимущественно получена в евро, долларах, юанях, отчеты ведутся на телеграм-канале «Бункер Гриши Путина».

Сообщество Z Shaker Central – это альтернатива «мягкой силы», то есть влияния на западную молодежь. Его целью является не только проведение сборов, но также борьба с западной дезинформацией и донесение правды о ходе СВО. Команда проекта – международная. Видеомонтажер – голландец, компьютерщик – финн, художник – поляк. Бессменный помощник во всех начинаниях – мама, журналист, писатель и волонтер Диана Королёва.

Подписчики из США, Великобритании, Канады, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Польши, Болгарии, Сербии, Чехии, Греции, Латвии, даже из Чили с Бразилией, а теперь и из Китая присылают деньги. Сначала собирали на стримах на аптечки, дроны и средства РЭБ, которые закупались через волонтера Викторию, которая фильтровала заявки. Помощь оказывалась крымскому спецназу, мотострелковой роте «Секира» под командованием бойца с позывным «Пират». С февраля 2024 года Гриша Путин на платформе X принимает заказы на рисунки на снарядах от иностранцев.

Вчерашний школьник-волонтер Гриша Путин – о своей деятельности, о современном поколении и о патриотизме.

– Здравствуй, Гриша. Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Как ты пришел в киберспорт?

– Я люблю историю и компьютерные игры. Чтобы вырастить из меня мужчину, мама отвела меня на тхеквондо, на шахматы и брала из библиотеки стопки книг по истории и про исторических личностей: Сталин, Черчилль, Тито. Я увлекся историей Великой Отечественной войны. Мама возила меня по странам Восточного блока, благо это недалеко и недорого. Однажды друг показал мне военно-политическую игру-стратегию по Второй мировой войне Hearts of Iron 4. Некоторое время я играл и попросил компьютер мощнее, и мама подарила. Я стал стримить и показывать, как играю на американской платформе Twitch на английском языке, просто потому, что в России игра не была так популярна, как в мире. Тогда и появился никнейм GrishaPutin: имя Гриша было уже занято, и я добавил к своему имени фамилию нашего лидера, президента Путина. Теперь я просто Гриша Путин, и меня многие спрашивают, какое отношения я имею к президенту. Я обычно отшучиваюсь, что это военная тайна.

В 14 лет я занял второе место на мировом чемпионате HOI4 International 2021. От проигрыша плакал прямо в прямом эфире. Через полчаса зашел в чат – там были слова поддержки и куча донатов, все писали, что сражался я отважно. Плюс я получил денежный приз. Потом ежедневно стримил и ежемесячно получал гонорар от Twitch. Объясняю, за что платили деньги: твой личный канал на Twitch – как телеканал, где идет реклама. Зрители либо смотрят рекламу, либо покупают подписку смотреть стримы без рекламы. Если стример имеет даже небольшую аудиторию, то получает доход, на него в принципе можно жить. До начала спецоперации у меня был стабильный доход. Я покупал форму разных стран, имел карманные деньги, вернул маме деньги за компьютер.

– Сколько примерно времени нужно начинающему киберспортсмену, чтобы прийти к какому-то успеху?

– Как и во всякой деятельности, зависит от того, есть ли у него прирожденный талант к этому. Надо начинать заниматься этим с самого детства. Я первый раз увидел компьютер в два года, в десять лет на технофесте обыграл всех взрослых вокруг. В общем, мама слишком поздно купила мне мощный компьютер.

– Ты с самого начала активно поддерживаешь специальную военную операцию. Что тебя сподвигло на эту поддержку?

– 23 февраля, за сутки до начала СВО, я выпустил ролик на своем ютуб-канале «Как России захватить Украину за неделю в HOI4», потому что 21 февраля Россия признала независимость ЛНР и ДНР. 24 февраля в 9 утра в мировом эфире я сказал: «Я за Родину!» и стал показывать русские новости иностранцам. Я понял, что у меня уникальная иностранная аудитория – я могу им рассказывать российскую позицию, так как им в телевизоре и соцсетях рассказывают и показывают совсем другое. И после этого они стали помогать ВС РФ, в том числе потому, что у многих европейцев предки пострадали от нацистов во время Второй мировой войны. Я счастлив, что могу быть полезен Родине и влиять на ход истории собственной страны.

– Ты не только увлекаешься киберспортом, но и сам разрабатываешь компьютерные игры. Как тебе удалось создать популярную игру по Африке? Какова цель? Как удается привлечь аудиторию? Кого из участников больше – наших соотечественников или иностранцев?

– Компьютерные игры воспринимаются стратегами НАТО как тренажер для будущих тактиков, а западная игровая индустрия превратилась в важный элемент пропаганды. Антагонистами там все чаще выступают либо плохие русские, либо «бородатые мусульмане».

Показательный пример агрессивной западной пропаганды и дезинформации, получивший широкую известность в гейм-индустрии – эпизод расстрела российскими войсками беззащитных беженцев и безоружных солдат на «Шоссе смерти» в игре Call of Duty. Реальной основой этого сюжета послужило широко известное военное преступление, совершенное армией США во время войны в Кувейте. Они буквально переписывают историю.

Совместно с информационным агентством «Африканская инициатива» я со своей командой разработал модификацию для Hearts of iron 4 «Африканский рассвет» – это новый западный «киберкошмар». Мод включает большое количество справочной информации о проблемах стран Сахеля, роли Франции и США в дестабилизации региона. Игра позволяет спрогнозировать варианты укрепления безопасности в этих странах.

Так, с помощью видеоигр, мы и помогаем решать геополитические задачи укрепления позиций России в Африке. Показываем выстраивание союзных отношений со странами Сахеля и изгнание бывших колонизаторов из этого региона. Через компьютерную игру подробно показываем, как развивается ситуация в странах Африки, кто является заказчиком нестабильности в регионе, какие экономические трудности испытывают страны, ставшие партнерами России. Просвещение через компьютерные игры позволяет рассказать об Африке и заинтересовать происходящим в Сахеле огромную аудиторию активных игроков. Сейчас в видеоигры играет несколько поколений, люди от 13 до 50 лет.

Наш мод «Африканский рассвет» вышел 12 июля и показал отличную статистику – игру скачали 25 тысяч человек, и русские, и иностранцы. Потом наши западные «партнеры», конечно, удалили ее с платформы Steam, но мы ее «залили» в другие места.

– В феврале Россия впервые провела в Казани «Игры будущего», киберспорт интересует нашего президента Путина.

– Я считаю, что России стоит уделять больше внимания компьютерным играм. В 2020 году, на фоне пандемии, выручка мировой индустрии видеоигр достигла $180 млрд. В то же время выручка глобальной индустрии кино в допандемийном 2019 году впервые достигла только $100 млрд. При этом игры куда эффективнее, чем кино, могут выступать в роли учебного пособия, раскрывая историю, биографии видных политиков, а многие из них учат взаимодействию в команде, развивают логику и навыки быстрого принятия решений. Хотим мы этого или нет, компьютерные игры стали неотъемлемой частью нашей жизни, элементом воспитания детей и досугом. И далеко не все из них учат жестокости и насилию. Главное, понимать, что игра не заменит реальную жизнь, в которой должно быть место спорту, семье, друзьям.

– Ты собираешь деньги для поддержки СВО. Как дальше происходят закупки? Как определяется, что именно нужно закупать? Сотрудничаешь ли с другими волонтерами?

– За два с половиной года уже столько всего было. Сначала я делал дебаты с проукраинскими людьми из разных стран – все они были меня старше, но это было бессмысленно, никто слушать доводы не хочет. Потом грузил гуманитарку в одной молодежной организации, откуда меня попросили уйти из-за связи с ЧВК, и это было еще до «марша справедливости». Патриотизм бывает правильный и неправильный, мы уже знаем.

С лета 2023 года стал собирать донаты на стримах. Удавалось собрать и по 300 тысяч за вечер – на Мавик. Через волонтеров я познакомился с девушкой Викторией из Архангельска. Она фильтровала заявки от разных подразделений. Я отправлял собранную сумму, она закупала необходимое и присылала видеоотчет. У нее своя история: брат ушел на СВО, она начала помогать ему и его подразделению. С Викой мы уже снялись для программы на «Первом канале», много раз она приезжала в Петербург, мы стали родными. А сейчас она поступила на службу в ВС РФ.

К нам в гости и с лекцией в мою школу приходил комроты «Пират», подразделению которого я помогал. Потом он вручал мне медаль, когда был в Питере на излечении, сказал: «Я жив благодаря Грише». Теперь «Пирата» повысили до комбата, вручили медаль «За отвагу». Я со всеми на связи напрямую, со многими знаком лично, и все приезжают с подарками – с трофеями, которые я показываю в эфирах.

К волонтерам неоднозначное отношение, но мне все артиллеристы говорят: «На пятерых воюющих приходится пять гуманитарщиков. Лучше сиди там и нас снабжай».

– Иностранцы из каких стран охотнее всего делятся донатами на нашу армию?

– Американцы, немцы из Восточной Германии, поляки. Китайцы, потому что их много и там активно работающее отделение Z Shaker Central. А отметились страны всех континентов.

У иностранцев есть специфика: им проще помогать, если ты можешь им что-то за это предложить. После полугода сбора донатов я понял, что у моих подписчиков, в общем-то молодежи от 14 до 35 лет, закончились запасы денег. Надо было срочно что-то придумывать, нужна была новая аудитория, и большая.

После одного сбора для арты я решил поблагодарить за донаты свою аудиторию рисунком на снаряде. Артиллерист нарисовал, и получилось симпатично. Я завел аккаунт на платформе X, бывший твиттер (запрещен в России), и запостил, пост набрал просмотры. Так началась история с подписыванием снарядов, которые этой арте и другим принесли более полутора миллионов рублей. Случайности не случайны.

Украинцы с начала СВО занимались подписыванием снарядов и собрали так 2 млн долларов. Хотя эта тема пошла еще с Первой мировой, была во Вторую мировую и называется боеприпасы-«почтальоны». Я стал это продвигать, пошли заказы от иностранцев. Бывают невероятные заказы с интересными картинками, посты набирают до 1 млн просмотров. Рисовать на снарядах – это неэтично, фактически я занимаюсь не гуманитарной помощью, а напрямую военной. Но что делать? Иначе мне не помочь, а помощь требуется постоянно.

Если в каких-то вопросах мне может помочь мама, то в зарубежных соцсетях она не очень разбирается, а, скажем, бабушка даже не знает, что такое твиттер (запрещен в России). Сейчас гигантский именно технологический разрыв поколений. Получается новая гибридная война: важнее оружия – новейшие технологии. Весь фронт в дронах, а деньги на помощь зависят от понимания алгоритмов соцсетей.

– Встречаешь ли ты хейтеров-ненавистников в своей деятельности?

– Как и везде. Даже взрослые люди говорят «да он карьерист», и это смешно – вряд ли они понимают объем работ моей команды.

Видя мою активность на платформе X, в феврале 2024 года ко мне обратились независимо друг от друга двое молодых людей из Китая. Предложили сделать мои соцсети в Китае, чтобы продавать рисунки на снарядах, а донаты отправлять на помощь ВС РФ. Оказалось, что они из одного города. Два китайца из Шанхая познакомились вживую и собрали команду из 6 человек. Тогда начался вал заказов из Китая – полмиллиона, потом миллион рублей и больше. Тут простая арифметика: снаряд стоит от 2 тысяч рублей, видео со снарядом – от 25 тысяч. В Китае на приемке заказов – шесть человек, а тут я один. Это не просто тебе кидают деньги на карту, каждый заказ нужно выполнить.

Надо отправить заказ арте, перевести деньги, получить фото с фронта, с нескольких ракурсов, чтобы нас не обвинили в фотошопе – и отправить отчет в Китай или в другую страну. Заказ видеовыстрела еще обрабатывает команда монтажеров из трех человек: надо заблюрить место, лица и окружение. А для публикации в соцсетях еще и нанести шрифты. Все занимаются этим бесплатно – все деньги идут арте, тем, кто рисует. А это тоже несколько человек, на нескольких направлениях фронта.

Когда начались заказы из Китая, я перестал спать и ходить в школу, работал круглосуточно.

– Давай поговорим немного о молодежи. Какие настроения сейчас среди старшеклассников? Что их в основном интересует? Как они относятся к СВО? Как твои сверстники относятся к срочной службе в армии? А как относятся к твоей деятельности?

– Они пассивно за Россию просто потому, что это наша страна. Когда в сентябре 2023 года школьники по понедельникам стали петь гимн России, никто даже не объяснил, зачем это делать. Насколько я знаю, никто из моих одноклассников не помогал – готовились к ЕГЭ, жили обычной жизнью, про службу в армии никто не говорил. Хотя мои подписчики из маленьких городов пишут, что помогают. Получается, что в больших городах выращивают хатаскрайников и либералов. А кто и на что их агитирует? Разве у нас есть молодежная политика? Я и сам когда-то растягивал самый большой триколор, ну сто человек было – это не влияет на миллионы молодежи.

Мама рассказала, что зимой в родительском чате стали обсуждать школьный выпускной и прозвучало шестьсот тысяч рублей, по тридцать тысяч с носа за тусовку в ресторане с малознакомыми людьми. Мама написала в чат, что аптечка на фронт стоит 2,5 тысячи, так ее застыдили, что «выпускной – это же так важно». Я сходил на последний звонок в школе, а вместо «Алых парусов» и тусовок – работал.

Мы живем в центре, прогуливаемся до Дворцовой площади – там бесконечный монтаж-демонтаж сцены. То один концерт на городские деньги, то другой. На «Алые паруса» в этом году для выпускников выделили почти 35 миллионов рублей из бюджета города. В программе песни, пляски, цирк, световые спецэффекты и водно-пиротехническое шоу. Пиротехническое шоу у нас на всех фронтах – в Донецке, в Белгороде, теперь в Курске. Даже в Питере летали дроны. С 1942 и до 1945-го не было школьных выпускных. Может, давно стоит все отменить в Питере и помочь хотя бы нашему «Ленинградскому полку»? Это была бы молодежная политика в действии. Может, молодежь посмотрела бы иначе, увидела реальную жизнь?

– Почему к тебе такой интерес со стороны западных СМИ?

– Недавно в пятничных новостях второй по популярности в США ежевечерней программы теленовостей NBC Nightly News with Lester Holt показали сюжет – документальный фильм обо мне «Военные игры. Российские стримеры поднимают пропаганду России на новый уровень». Больше шести минут шесть миллионов американцев смотрели про меня как одного из «ключевых пропагандистов в онлайн-сфере». Съемочная группа московского бюро NBC сначала сделала со мной интервью в онлайне, и им так понравились, что они прилетели в Петербург, чтобы снять вживую. Честно, американцы молодцы. Их журналистско-редакторская команда провела большую исследовательскую работу и изобразила меня таким, каким им нужно. Сколько часов моих стримов они изучили, чтобы сделать эти шесть минут яркого репортажа!

Недавно я дал интервью The New York Times, это одна из ведущих американских газет. Кто-то говорит: да зачем ты с ними общаешься? Пусть они видят, что мы – настоящие, что мы с ними готовы общаться. Кто, если не я? Нас не смогли изолировать от мира.

С 14 лет ко мне обращаются западные журналисты и пишут полосные материалы в главные газеты Швеции, США, другие пишут отсебятину. Значит, для их общества молодежь очень важна, а наши СМИ меня не ищут. У нас газеты пишут на полполосы – как молодежь отнесла пирожки в госпиталь, и в углу – о собранных мною миллионах, причем журналист в личку пишет извинения, но политика такова. В питерских официальных СМИ я под запретом как «вагнеренок». Вот и разница – в чем наши страны видят свое будущее. Но наши СМИ ведь вообще обо всем серьезном молчат.

– Поддерживает ли твою деятельность семья?

– Мама поддерживала меня с первых стримов, когда это было необычно и очень весело. Когда 24 февраля я сказал, что я за Родину, она мной гордилась. И сейчас помогает во всех проектах.

Время показало, что я смог создать проект помощи фронту. А денег ВС РФ он принес сильно больше, чем мне мои игры. В общем, родителей иногда можно слушать, хуже точно не будет. Бабушка очень гордится, что я помогаю.

– Твоя мама – одна из потерпевших от теракта в кафе «Кибер фронта», в ходе которого погиб Владлен Татарский. Это событие как-то повлияло на твое отношение к жизни и происходящему? Изменилось ли что-то после случившегося для вашей семьи?

– Да, война пришла в Петербург и даже те, кто об этом знать не хотел, это поняли. Кто-то даже стал помогать.

Мама была фэшн-журналистом, пиарщиком, недавно закончила писать книжку про 90-е годы. Во время суда над Треповой* написала про нашу деятельность в рассказе «Харизматы», про питерских волонтеров, теракт в отношении военкора Владлена, знакомстве с Пригожиным. Рассказ был номинирован на Всероссийскую литературную премию в области военной прозы и публицистики имени Максима Фомина (Владлена Татарского). Может, когда-то его опубликует.

– Среди твоих знакомых есть участники СВО или те, кто воевал на стороне Донбасса до 2022 года?

– За два с половиной года поменялось все, я на связи со всеми направлениями фронта, с артой, которая выполняет рисунки на снарядах. Со многими знаком лично – когда кто-то приезжает, мы делаем стримы для иностранцев, всем интересны настоящие фронтовики. Наш комбат «Пират» очень колоритный: веселый рыжий казак с бородой. Часть моих знакомых воевали и до 2022 года, но это их тайны, ими они делятся не на стримах, а на кухне.

По работе пересекаемся со многими волонтерами. Так у меня появляются новые виды вооружения для рисунков, например царь-гаубица МСТА-С на Харьковском направлении. Нас представил знакомый из органов МВД, он туда ездил с гуманитаркой, рассказал, что мне надо. Мне было 17 лет, они отреагировали будто бы прикол, но ладно, он – человек серьезный. Когда я им прислал 300 тысяч рублей за рисунки и они из этих денег добавили на броню для МСТА-С – поняли, что я не просто прикольный подросток.

Мама тоже в патриотической тусовке волонтеров, наша жизнь полностью поменялась. В отличие от жизни большинства населения. Недавно ходили на первый питерский концерт вашего бывшего корреспондента, ныне рэпера Акима Апачева. И у нас бывают развлечения. Там публика пела гимн России, концерт был очень крутой.

– Чем планируешь заниматься в дальнейшем?

– Поскольку я с 14 лет общаюсь с иностранцами, то планирую продолжить дипломатическую линию с иностранцами, поступил на платное на факультет международных отношений СПбГУ. Если пригласите попозже еще, то расскажу, какими идеями живут молодые студенты-международники. Еще мне интересно разрабатывать компьютерные игры на основе отечественной истории, в этом огромный потенциал. Но на это нужны очень большие вложения со стороны государства, пока же это может быть только дотационной историей, хотя в ней есть гигантский воспитательный потенциал. Не словом, а делом свою жизнь я уже связал с работой на благо Отечества.

– Что бы ты пожелал всем нашим бойцам, находящимся сейчас на линии боевого соприкосновения? И всем тем, кто ждет их дома?

– Любви и терпения. Слава России!

*Внесена в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты