№5 (385) май 2025 г.

Геннадий Дмитряк: 9 мая – это наш общий с армянским народом праздник

Просмотров: 1549

В преддверии 80-летия Великой Победы с февраля сего года в Государственном Кремлевском Дворце при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проходят концерты цикла «Живое эхо битв минувших». В рамках цикла вниманию зрителей предложено пять концертов (три из которых уже прошли), включающих выдающиеся музыкальные произведения патриотической направленности в исполнении прославленных российских коллективов и всемирно известных музыкантов. Музыкальным руководителем цикла концертных программ «Живое эхо битв минувших» выступил народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова профессор Геннадий Дмитряк.

За высокий творческий вклад Геннадий Александрович награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Святого благоверного князя Даниила Московского, медалью «Славы и Чести» I?степени, орденом Святого благоверного князя Александра Невского III степени. Несмотря на свою занятость, Геннадий Дмитряк с удовольствием ответил на вопросы газеты «НК» и рассказал о предстоящих концертах.

– Геннадий Александрович, расскажите, пожалуйста, подробнее о концертах, подготовленных для зрителя в преддверии 80-летия Победы.

– Идея проведения исторического фестиваля, посвященного славным победам русского народа, у меня возникла давно. Несколько лет я обдумывал содержание фестиваля и программу концертов, которая отобразила бы, с одной стороны, стойкость, мужество нашего народа, а с другой – показала трагические испытания и боль, через которые прошла наша страна. Так зародилась идея цикла концертных программ «Живое эхо битв минувших», который с февраля проходит в Государственном Кремлевском Дворце. В основу концертов положены исторические события, оказавшие большое влияние на судьбу России – битва Александра Невского на Чудском озере, победа над французскими вой-

сками в Великой Отечественной войне 1812 года и, наконец, блокада Ленинграда – одно из самых тяжелых и трагических испытаний в истории не только России, но и всего мира.

Хочу высказать свою благодарность и восхищение работникам Государственного Кремлевского Дворца, которые замечательно включились в трудную организационную работу – она действительно огромная. И конечно же я очень благодарен директору и художественному руководителю Государственного Кремлевского Дворца Петру Шаболтаю за то, что он поддержал эту идею, и не только поддержал, но и включился самым активным образом в проведение этого фестиваля. Благодаря использованию современных мультимедийных технологий на каждом из концертов цикла «Живое эхо битв минувших» зрители не только наслаждаются великой музыкой, но и имеют возможность погрузиться в атмосферу впечатляющего сюжетного действа, напоминающего о важнейших страницах отечественной истории.

– В чем для Вас главная особенность цикла?

– Особенность цикла заключена в его программе: в пяти концертах цикла исполняется музыка русских композиторов, посвященная России. Это кантата «Москва» и Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, «Александр Невский» и «Ленинградская» симфония Шостаковича. Наряду с произведениями, тематически связанными с русской историей, мы включили в программу Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, а также Второй и Третий концерты Рахманинова. Эти сочинения не имеют привязки к какому-то историческому событию, но они были созданы композиторами, страстно любящими свою Родину, сумевшими удивительно точно и емко воспроизвести образ России в своей музыке.

Поскольку главной темой цикла является 80-летие Победы, отдельный концерт мы посвятили песням Великой Отечественной войны. Эти песни были любимы и нашими воинами, и гражданами, которые ковали Победу в тылу. Они близки сердцу всего русского народа, потому что в них воспевается любовь, дружба и самопожертвование во имя Победы.

Современная история России неразрывно связана с СВО. Эта тема незримо присутствует во всех концертах цикла. Мы обращаемся к воинам, которые сегодня защищают нашу страну от фашизма на Украине, поэтому, мне кажется, цикл концертных программ «Живое эхо битв минувших» – это очень важное политическое и культурное событие в нашей стране в преддверии 80-летия Победы над фашистской Германией.

– В этом проекте на Вас лежат обязанности музыкального руководителя и дирижера. Под Вашим руководством, например, на открытии цикла была исполнена кантата «Москва» и Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского. Концерт 29 апреля, в котором прозвучит русская духовная музыка, тоже пройдет при Вашем непосредственном участии. Нашим читателям будет интересно узнать об этом концерте подробнее. Поделитесь, в чем его уникальность?

– Да, 29 апреля в рамках четвертого музыкального вечера «Пою тебе, святая Русь» прозвучит русская православная хоровая музыка в исполнении знаменитых церковных хоров России и Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова. Русская православная церковь всегда объединяла русский народ перед великими сражениями. Вспомним Сергия Радонежского и других наших святых, которые своим словом и верой в Бога укрепляли, объединяли народ для победы. Хочу отметить, что православная хоровая музыка несет мощный заряд духовного очищения, пробуждает истинную веру в душе каждого человека. Поэтому концерт 29 апреля – уникальный.

Концерт соберет большое количество участников. Каждый коллектив выступит со своей программой, и несколько песнопений мы исполним большим сводным хором всех участников.

– А кто еще принимает участие в концертах цикла?

– В нем участвуют лучшие коллективы, дирижеры, сольные исполнители нашей страны, среди которых Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский государственный академический симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, замечательные молодые российские пианисты – Дмитрий Маслеев, Иван Бессонов, Филипп Копачевский. Замечательно выступили в первых двух концертах талантливые певцы Юлия Меннибаева, Александр Суханов, актеры – народный артист России Евгений Князев и заслуженная артистка России Екатерина Гусева.

– Как часто на протяжении своей творческой жизни Вы обращались к историческим датам? Известно, например, что 500-летие Новодевичьего монастыря организовали Вы…

– Да, в октябре 2024 года капелла при поддержке Министерства культуры РФ выступила организатором замечательного концерта «Москвы наследие святое», посвященного 500-летию знаменитой православной святыни. Мы подготовили яркую музыкально-литературную композицию, которая объединила хоровые шедевры Мусоргского, Рахманинова, Гречанинова, Свиридова с произведениями русских поэтов, писателей, летописными сводами, открывающими слушателям основные исторические вехи монастыря. С огромным успехом этот концерт прошел в Соборной палате.

Вообще, исторические даты для меня имеют большое значение не только как символ, но и как живое эхо минувших дней. Например, мы с капеллой готовили концерт к 300-летию Полтавской победы. Когда по всей стране отмечалось 800-летие Александра Невского, Министерство культуры поддержало идею проведения фестиваля, посвященного этому событию. Капелла в рамках фестиваля выступила сначала в Москве, где в ее исполнении прозвучали кантаты «Александр Невский», «Москва», увертюра «1812 год», а потом побывала в местах, исторически связанных с жизнью Александра Невского – Великий Новгород, Переславль-Залесский. Мы дали концерт в Усть-Ижоре, где Александр

Невский одержал победу в сражении со шведами в 1240 году. И конечно, мы выступили в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, где покоятся мощи великого святого.

– Дата Вашего рождения соседствует с Днем Победы. Чувствуете Вы в этом какую-то символику?

– Да, я счастлив, что родился именно 8 мая – не будем забывать, что Акт о капитуляции Германии был подписан именно в этот день. Кстати, и родился я в Вене. Видимо, существует предначертанность, некое Божье провидение, что это произошло именно 8 мая в Вене, где служил мой отец. Потом он поступил учиться в Академию бронетанковых войск, и мы все вместе переехали Москву.

День Победы для меня действительно великий праздник. Не случайно тема Великой Отечественной войны является одним из лейтмотивов моей профессиональной деятельности. Когда я заканчивал музыкальное училище в 1965 году, то одной из моих дипломных работ была песня Соловьева-Седова «Соловьи». По окончании института имени Гнесиных в 70-м я исполнял хоры «Я убит подо Ржевом» и «К вам, павшие» из только что написанного Родионом Щедриным цикла на стихи Александра Твардовского. Это сочинение Щедрин посвятил «памяти брата, не пришедшего с войны».

Когда я работал в столице Кубы Гаване, то совместно с моим близким другом Франком Фернандесом мы стали инициаторами концертов к 40-летней годовщине Великой Победы. Кстати, на одном из концертов я тогда дирижировал «Ленинградской» симфонией Шостаковича и Первым концертом для фортепиано с оркестром Чайковского.

С Капеллой России имени А.А. Юрлова мы дали множество концертов, посвященных Великой Отечественной войне: на Поклонной горе, Тверской площади, в Центре имени Всеволода Мейерхольда. Вспоминаю, как вместе с Юрием Башметом мы готовили праздничные мероприятия на Красной площади, посвященные 60-летию Парада Победы. В прошлом году 9 мая мы провели замечательный концерт на ВДНХ совместно с выдающимся певцом Ильдаром Абдразаковым.

Я был конечно же много раз участником «Бессмертного полка» и счастлив, что нес фотографии своих родителей – отца и матери, которые они сделали в Вене, будучи еще совсем молодыми.

– Когда Вы решили стать музыкантом, отец поддержал Ваш профессиональный выбор?

– Поддерживал и гордился. Часто вспоминаю, как во времена моей учебы в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных папа приезжал в Москву отмечать окончание бронетанковой академии, и его однополчане, однокурсники – уже полковники – собирались в гостинице «Советской». Помню, в 1970 году на 25-летие Победы я играл для них на фортепиано песни Великой Отечественной войны. Наверное, именно с того времени у меня сложилось особенно трепетное отношение к песням военных лет. Отмечу, что Капелла России имени А.А. Юрлова исполняет, как мне кажется, все известные военные песни – больше полусотни наберется. Но у меня есть и особенно любимые… Несколько лет назад мой друг Юрий Потеенко по моей просьбе сделал замечательную обработку песни «На поле танки грохотали» – мы ее теперь очень часто исполняем. Когда я работал художественным руководителем Государственного хора имени А.В. Свешникова, мы на каждом сольном концерте пели песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа», обработку которой сделал Алексей Ларин.

– Геннадий Александрович, Вы много ездили с гастролями и общались с представителями западной культуры. В чем отличие русской культуры от западной?

– Русская культура всегда была тесно связана с православными традициями. Православие заложило основу уникальной русской соборности, определило своеобразие национальной литературы, философии, музыки, изобразительного искусства. Православная религия является источником настоящей духовности, определившей национальное самосознание и идентичность русского народа. Также русская культура тесно взаимосвязана с отечественной историей, она основывается на ней. Мне кажется, что все крупные отечественные композиторы в своем творчестве обращались к знаменательным историческим событиям – Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, конечно, Чайковский. Кантата «Москва», например, была написана в честь коронации Александра III, но посвящена рождению и становлению Москвы как православного Третьего Рима, вдохновительницы всех наших побед. Удивительно, что Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского начинается с молитвы. Хор поет: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Так у нас принято в России – перед сражением обратиться к Спасителю за милостью и победой.

– Коллектив капеллы выступал во многих социально значимых мероприятиях, например, в память жертв геноцида армян 1915 года. Можете рассказать об этом?

– Капелла всегда откликалась на просьбы армянской общественности принять участие в концертах, посвященных годовщинам геноцида армянского народа. На концертах мы исполняли такие прекрасные армянские песни, как «Айастан», «Гарун», «Сурб» и другие. Много выступали с армянскими дирижерами, в том числе с Оганесом Чекиджяном, Эдуардом Топчяном. Кстати, традиция в капелле исполнять армянскую музыку пошла еще от Александра Юрлова – выдающегося дирижера, который руководил коллективом с 1958 по 1973 год. Капелла при нем неоднократно исполняла «Сказание об армянском народе» Арутюняна, «Оду радости» Хачатуряна.

– А у Вас в окружении есть друзья армяне?

– Конечно, есть, безусловно. И я со многими встречаюсь на концертах.

– Ваши пожелания читателям газеты «Ноев Ковчег»?

– Желаю читателям газеты, дружественному и любимому народу Армении счастья, благополучия и всегда быть с Россией. Никогда Россия не забывала Армению и никогда ее не бросала. Это для меня очевидно и ясно. Нашим народам нужно жить в дружбе, вместе встретить великий праздник – ведь мы знаем, сколько героев было у армянского народа во время Великой Отечественной войны. Так что 9 мая – это наш общий праздник, и желаю нам всем этого никогда не забывать.

– Спасибо Вам за интересную беседу.

Беседу вела Нана Аветисова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля