«Создавать, чтобы вдохновлять»
Петербургская неделя моды, прошедшая с 10 по 13 апреля, оставила приятное послевкусие и пищу для размышлений для модниц и модников Северной столицы. Но, пожалуй, больше всех им запомнится Мане Хачатрян – армянский дизайнер и основатель бренда The Muse, которая уже покорила Миланскую и Парижскую недели моды, а теперь и сердца жителей Северной столицы.

Мане Хачатрян родилась в Армении, но когда девочке было всего несколько месяцев, ее семья переехала в крымскую Ялту, где прожила много лет. Спустя время, когда перед Мане встал вопрос, с чем связать жизнь, девушка выбрала экономическое направление и уехала учиться, Там и сделала первые шаги в фешен-индустрии. Когда собеседница училась на 2–3-м курсе вуза, она, вдохновившись флером моды и стремясь, чтобы ее наряды отличались от одежды массмаркета, взяла иголку, нитки и начала осваивать швейное ремесло. Тогда она и помыслить не могла, что когда-то увлечение станет главным делом ее жизни.
Как бы там ни было, но казалось, сама судьба готовит Мане к тому, чтобы она стала именитым дизайнером. Во время учебы девушка уехала в Вену. В древнем городе, где, как говорят, пробуждаются мечты, Мане в качестве мерчандайзера проходила стажировку в бутиках известного американского модельера Марка Джейкобса. Творчество дизайнера, разработавшего в одежде стиль гранж, стало толчком и точкой отсчета в карьере самой Мане. Вдохновившись его примером, она приняла решение создавать свои наряды.
В 2015 году Мане вернулась в Ереван, где основала бренд The Muse и открыла свой первый шоурум. Сначала в нем была представлена лишь базовая одежда из массмаркета. Однако с первых же дней наряды армянки пришлись по вкусу местным модницам. Спустя пару лет, когда бренд завоевал доверие, имя Мане было на слуху, а сама она прошла стажировки на многочисленных швейных производствах, девушка решила попробовать себя уже в качестве кутюрье, явив миру именную одежду.
Сейчас The Muse – достаточно большое производство, где трудятся порядка 40 человек. Бренд, каждый образ которого продуман до мельчайших деталей, а любой наряд создан с любовью и вдохновением, представлен более чем в 12 мультибрендовых бутиках по всему миру – в ОАЭ, США, России (Москва и Краснодар) и т.д. В коллекциях The Muse – платья, пальто, трикотажные изделия, брюки и топы, которые производятся в Армении из французских и итальянских тканей. Любой из нарядов заставит биться сердца модниц чаще.
Первый большой успех к Мане пришел в октябре 2019 года, когда в Армению прибыли сестры Кардашьян. Среди многих армянских брендов знаменитости выбрали The Muse, что стало неожиданным и приятным сюрпризом для его основательницы. Наряды Мане Кортни Кардашьян надела на фотосессию и крестины детей в армянском храме Гарни, а сама героиня на протяжении трех дней сопровождала медийных личностей. Кроме них, одежду Мане надевали многие российские и зарубежные инфлюэнсеры (примечательно, что они не всегда сотрудничают напрямую, свои наряды Мане замечает на звездах по телевизору или в сети). «Плюсик в карму» добавляет еще и тот факт, что в 2020 году лицом новой коллекции Мане Хачатрян стала известная армянская модель Армине Арутюнян, прославившаяся участием в показах Gucci.
– В процессе создания коллекций у меня было очень много идей, и, пусть не каждая предвещала успех, я верила в каждую из них. Создавая коллекции, черпала вдохновение буквально отовсюду, начиная от окружавших меня людей и заканчивая великими кутюрье, в том числе Кристобалем Баленсиага и Ивом Сен-Лораном, – говорит основатель бренда The Muse.
Мане, как девочка-мечтатель, желала, чтобы показы ее бренда проходили сразу в мировых столицах моды, поэтому в локальных показах не участвовала, хотя на счету The Muse множество модных бэкстейджей от Нью-Йорка до Москвы. Первым этапом в ее карьере модельера стал Милан.
– Сделать первый шаг и заявить о себе на арене мировой моды очень сложно. Организаторы Миланской недели моды учитывают кучу нюансов: портфолио и историю бренда, географию, где размещены его магазины, кто является клиентом бренда. Дизайнеру нужно учитывать множество нюансов и пройти трудный путь до утверждения на участие в Неделе моды. Но нам это удалось, – делится Мане.
Чтобы представить коллекцию в Милане, ей предстояло пройти тернистый путь. Девушка приложила все усилия, чтобы ее дебют прошел успешно. Сложно представить, что пришлось пережить собеседнице в тот момент. Символично, что показ дизайнера пришелся на 21 сентября – День независимости Армении. Накануне, в начале осени 2022 года, на азербайджано-армянской границе вспыхнули бои между армянскими и азербайджанскими войсками. Военному столкновению дизайнер и посвятила свой первый важный
показ.
– В связи с началом войны в Армении я решила приурочить свой дебют к событиям, происходившим на территории Нагорного Карабаха. В начале показа в зале прозвучали сирены, а на протяжении всего мероприятия на экране позади моделей транслировались кадры из Арцаха. Для меня было очень важно выразить ту боль, которую я испытывала в тот момент, и показать другим трагедию, развернувшуюся в моей стране, – комментирует руководитель бренда.
Показ оказался успешным – о нем писали все мировые таблоиды. Мане почувствовала это по возросшему количеству точек продаж и потоку новых клиентов. Миланская победа армянского бренда привела еще и к тому, что The Muse без долгих проволочек утвердили на Парижской неделе моды. А организаторы St. Petersburg Fashion Week позвали Мане сами. Дизайнер даже заявку туда не подавала.
– Для меня самый сложный момент в процессе – это нарисовать коллекцию и понять, как я хочу донести до публики себя и The Muse. Внешний вид коллекции может меняться вплоть до дня вылета и отправки коллекции. Я, как человек требовательный к себе и своему бренду, до последнего момента подмечаю все минусы и устраняю их. Буквально в последнюю минуту может все поменяться, я могу переодеть моделей или снять с них аксессуары. Всегда смотрю на свои творения со стороны – это волнительный процесс, потому что я отдаю на человеческий суд все свои чувства, мысли, идеи. Мне сложно понять, красивая ли получилась коллекция, до того, как она будет презентована, – продолжает Мане.
Санкт-Петербургская неделя моды, как уже было упомянуто, проходила в Северной столице с 10 по 13 апреля. Первый день, вероятно, стал самым оживленным и активным – к новой сцене Мариинского театра задолго до начала мероприятия стягивались часто стильно, иногда изысканно, а порой и экстравагантно одетые люди со всего города. Огромный пушистый белый воротник, словно заморская змея, – почему бы и нет? Кожаные брюки с отверстиями на ягодицах – пожалуйста. В желании выделиться один гость превосходил другого, их луки поражали воображение, но сложно не признать, что посетители St. Petersburg Fashion Week все-таки выглядели стильно и гармонично.
– На петербургском показе было как очень много красиво одетых девушек, так и супер-
оригинальных дам, свой внешний вид посвятивших перформансу. Мне кажется, красота изделия зависит от того, как человек его носит и насколько оно гармонично сочетается с его внутренним миром, и многие выразили себя весьма удачно, – делится мнением Мане.
В этот день Мариинский театр стал точкой притяжения для многих влиятельных жителей Северной столицы, и не только тех, кто диктует законы петербургской моды, но и тех, кто вносит вклад в сохранение истории великого города. Так, на показе присутствовал почетный меценат Санкт-Петербурга Грачья Погосян с супругой и двоюродной сестрой. Присутствовали на первом в череде модных показов председатель наблюдательного совета Санкт-Петербургского синдиката моды Никита Кондрушенко, призер и победитель российских международных выставок и фестивалей моды Владимир Бухинник и многие другие.
– Для меня показ в Милане, наверное, был самым волнительным из всех. Но на самом деле принципиальной разницы между презентациями моих коллекций что в Европе, что в России нет. Какими бы престижными ни считались Миланская и Парижская недели моды, в Петербурге показ также был организован на очень высоком уровне. Для меня большая честь открыть St. Petersburg Fashion Week, и мне очень приятно, что организаторы пригласили первым выступить заграничный проект. Я в восторге от того, как все прошло, – отмечает Мане.
Показ The Muse длился всего минут 15, но все это время взоры зрителей были прикованы к подиуму. Как только в зале Мариинского театра прозвучала музыка, внимание публики привлекли модели в ярких строгих костюмах, которых через минуту-другую сменили красавицы в изысканных нарядах из экокожи – Мане довольно часто прибегает к этому материалу, чтобы при производстве одежды не загрязнять и без того хрупкую окружающую среду. Модели, грациозно двигаясь по подиуму, словно бы олицетворяли саму суть моды. Зрители не могли оторвать глаз от каждой детали их нарядов, созданных известным талантливым дизайнером. Аплодисменты не заставили себя ждать! Сразу после показа гости благодарили девушку, в ее адрес сыпались поздравления от друзей и близких.
Сейчас Мане Хачатрян и команда The Muse готовят капсульную коллекцию, которая целиком будет расшита вручную. Параллельно бренд и его основатель готовятся представить коллекцию на Нью-Йоркской неделе моды. Появятся ли в Северной столице бутики кутюрье, покажет время. Однако одно можно сказать точно: город Мане понравился, а Петербург принял Мане.
– Несмотря на пасмурную погоду, я решила для себя, что буду часто посещать этот город. Я его полюбила всем сердцем. Петербург сложно сравнить с любым другим городом – для меня он концептуально другой, но вместе с тем очень родной. Кроме показа, я успела прикоснуться к истории великого города на Неве. Грачья Погосян помог организовать тур по святым местам, в том числе и по Смольному собору, одному из моих самых любимых мест. Кроме того, мы посетили Петропавловскую крепость, Казанский собор и много других знаковых локаций, которые оставили у меня в душе неизгладимые впечатления, – заключает собеседница.
Каролина Губаревич
Оставьте свои комментарии