N 07 Май (1-15) 2006 года.

Квартет имени Комитаса в Москве

Просмотров: 4230
Струнному квартету имени Комитаса исполнилось 80 лет. Этот старейший из ныне существующих квартетов мира дал в обеих столицах два концерта, приуроченных к Году Армении в России. В программе – Моцарт, квинтет для струнного квартета с кларнетом (приглашенный солист – народный артист России профессор Московской консерватории Рафаэль Багдасарян), один из ранних квартетов маэстро Эдварда Мирзояна и миниатюры Комитаса.


А начиналась творческая биография квартета с первого публичного выступления студентов Московской консерватории им. П. И. Чайковского Авета Габриэляна, Левона Огаджаняна, Михаила Терьяна, Сергея Асламазяна в конце 1924 года. Исполнительское мастерство музыкантов, разнообразие репертуара позволило им победить на Всесоюзном конкурсе смычковых квартетов в 1938. К тому времени квартет уже носил имя Комитаса. В 30-40-е годы музыканты много гастролировали, в 1946 году – были удостоены Государственной премии СССР. С 1953 года начались зарубежные концерты, комитасовцы стали первым советским квартетом, посетившим в 1963 году США и Канаду.
Вместе с комитасовцами часто выступали всемирно известные музыканты: Гольденвейзер, Гилельс, Рихтер, Шостакович, Мержанов, Перельман…
«Носить имя Комитаса означает обладать высоким исполнительским мастерством, чувственностью, непосредственностью, высокой культурой. Носить имя Комитаса означает создать искусство, которое служит народу. Наконец, носить имя Комитаса означает если не бродить подобно ему из деревни в деревню, из района в район, чтобы найти армянскую песню, записать и обработать, то от деревни к деревне, из города в город, из страны в страну путешествовать, представлять достижения армянской и мировой музыки на высоком уровне всем и в первую очередь самым широким кругам собственного народа», - писали критики о коллективе.
Более полувека во главе «Комитаса» бессменно стоял Авет Габриэлян (1899-1974) - выдающаяся личность, целая эпоха истории скрипичного искусства. Все эти годы квартет существовал в Москве, его музыканты одновременно были профессорами Московской консерватории. Менялись исполнители, но преемственность традиций, сохранение исполнительского стиля ансамбля остались.

В 1970 году на место второй скрипки был приглашен 22-летний студент Московской государственной консерватории (класс Леонида Когана), лауреат международных конкурсов Эдуард Тадевосян. Шесть лет работы вместе с Аветом Габриэляном стали для Тадевосяна школой мастерства, и с 1976 года он возглавил квартет им. Комитаса, являясь и его первой скрипкой. С этого времени резиденцией квартета становится Ереван, в его составе концертируют также Сурен Ахназарян (вторая скрипка), Александр Косемян (альт), Арам Талалян (виолончель). Ахназарян, Косемян и Талалян играют на инструментах работы Андреа Гварнери, а Тадевосян - на переданной ему Габриэляном скрипке работы Пьетро Гварнери.
Струнный квартет имени Комитаса на протяжении 80 лет с тысячами концертов побывал в Германии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Австрии, Японии, Канаде, США... И повсюду его концерты проходили под аплодисменты переполненных залов.
Сменив прописку, квартет сохранил свои репертуарные принципы. Он исполняет немецкую и русскую классику XIX-XX веков, современную (второй половины ХХ века) музыку армянских композиторов - А. Бабаджаняна, Э. Мирзояна, Э. Оганесяна, Т. Мансуряна и других. И, наконец, «Комитас» всегда включает в программу миниатюры-шедевры гения, давшего ему имя, – они являются обязательным дополнением к каждому концерту.
Нынешнее выступление в Москве прошло с большим успехом, собрав полный Камерный зал Московского дома музыки. Оттого ли, что музыканты теперь нечастые гости в российской столице, встречены они были с неподдельным энтузиазмом. Публика собралась «юбилейная», преимущественно армянская, пестрая, воодушевление заставляло ее аплодировать даже вопреки хорошему тону в паузах между частями. Впрочем, музыканты вскоре прониклись домашней атмосферой концерта и охотно бисировали.

Гаяне Макунц

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего 796

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты