N 09 (120) Сентябрь 2007 года.

Архиепископ Нерсес Позапалян: «Главная миссия Церкви – духовное единство народа»

Просмотров: 2620

Архиепископ Нерсес Позапалян родился в 1937 году в Киликии, учился в местной армянской школе, а затем в Антилиасской семинарии. В 1957 году переехал в Армению и продолжил свое образование в Эчмиадзинской духовной академии. Был духовным пастырем армян в Швейцарии, главой Английской епархии Армянской Апостольской Церкви. 16 лет кряду он возглавлял Канцелярию Первопрестола св. Эчмиадзина и руководил духовной академией в качестве ректора. И сегодня Нерсес Позапалян служит своему народу и является примером беззаветного служения Армянской Апостольской Церкви.

Архиепископ Нерсес Позапалян родился в 1937 году в Киликии, учился в местной армянской школе, а затем в Антилиасской семинарии. В 1957 году переехал в Армению и продолжил свое образование в Эчмиадзинской духовной академии. Был духовным пастырем армян в Швейцарии, главой Английской епархии Армянской Апостольской Церкви. 16 лет кряду он возглавлял Канцелярию Первопрестола св. Эчмиадзина и руководил духовной академией в качестве ректора. И сегодня Нерсес Позапалян служит своему народу и является примером беззаветного служения Армянской Апостольской Церкви.

– Владыко, чем в последние годы жила Армянская Церковь и какова её нынешняя миссия?

Современную миссию нашей Церкви я вижу в работе, направленной на духовное объединение всего армянского народа, проживающего в Армении, диаспоре и Арцахе.

Церковь – это народ: каковы чаяния народа, по тому пути идет и Церковь. Последние годы для Армянской Церкви стали временем национального пробуждения и перестройки. Тяга нашего народа к Богу и к Церкви никогда не ослабевала, но в последнее время эта потребность в духовном возросла. Строится так много церквей, причем не только в самой Армении, но и в диаспоре, что им не хватает священнослужителей. Число слушателей духовной академии уже выросло вдвое, и думаю, через несколько лет положение выправится – в каждой церкви, даже самой отдаленной, будет свой духовный пастырь. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех благотворителей, благодаря которым возводятся эти церкви.

Другая задача, стоящая перед нами – уберечь паству от сект. Секты – это самая серьезная проблема для возрождающейся Армянской Церкви. Они стремительно плодятся и привлекают к себе слабых духом людей, особенно молодежь. Все это может закончиться очень плачевно для неопытных и неокрепших духовно людей. Мы ведем разъяснительную работу в этом направлении и надеемся, что победим.

– Какие проблемы стоят перед Армянской Церковью?

Армянская Церковь должна быть едина и сильна, взаимоотношения между Эчмиадзином и Киликийским католикосатом должны быть более близкими. В последнее время это сближение все более заметно, но хотелось бы дождаться окончательного воссоединения.

Раскол углубился, когда в годы советской власти в Армении Эчмиадзин был вынужден подчиниться государству, что негативно воспринималось западной Армянской церковью. Чтобы преодолеть его, Католикос всех армян Гарегин II и глава Киликийской церкви Католикос Арам I не раз встречались и вели долгие переговоры. Я верю, что ещё при жизни нашего поколения Армянская Церковь может стать единой – этого требуют реалии времени и интересы народа.

– Какой Вам видится новая диаспора, которая образовалась на территории бывшего Союза и в частности в России?

Армяне России давно и прочно интегрированы в общество, стали его частью. Немалую роль в этом процессе играет Союз армян России во главе с Ара Абрамяном, другие организации и личности, которые стремятся быть полезными, совершают много благих дел для армян, живущих в России. Ваша газета очень важна, как независимый орган, представляющий интересы армянского народа. Кстати, хочу поздравить всех читателей и сотрудников газеты «Ноев Ковчег» с 10-летием со дня основания и пожелать мира, добра и веры.

Что касается других стран постсоветского пространства, то там положение армян более скромное. Если на Украине и в Белоруссии армяне, как и в России, занимают прочные позиции в структурах власти, бизнесе, культуре и спорте, то в Узбекистане, Грузии, Туркмении и ряде других республик ситуация менее благоприятная.

Конечно, возможности влиять на политику своей страны у новых диаспор более ограничены, чем у традиционных, «старых» диаспор во Франции, США и других западных странах. Они сумели так глубоко интегрироваться в общество, что могут лоббировать на уровне парламентов этих стран многие важные для Армении законодательные решения. Во всех структурах традиционной диаспоры на Западе, образовавшейся в основном после геноцида армян в Османской империи, партии имеют сильное влияние, и благодаря их структурам – культурным, молодежным, политическим – общественная жизнь здесь более организована.

– Может ли Церковь помочь изучению армянского языка в диаспоре? К сожалению, воскресные армянские школы не везде действуют. Как Церковь реагирует на этот факт?

Нас также волнует проблема изучения детьми родного языка.

В июле 2003 года Католикос Гарегин II освятил церковь в Котайском районе Армении в селе Тегеник, построенную на мои личные средства, которые я накопил за 40 лет моей службы. При церкви построен духовно-просветительский центр, где дети из восьми близлежащих сел, кроме родного языка и литературы, могут обучаться традиционному армянскому ремеслу, например ковроделию, игре на национальных инструментах, пению, рисунку.

– Многие ли известные наши со-отечественники приходят в церковь, чувствуют себя связанными с нею?

В 1977 году, когда я служил в главной епархии в Великобритании, в Лондон по моему приглашению прилетел композитор Арам Хачатурян. Он дал несколько очень успешных концертов при полных залах, а в свободное время заходил в армянскую церковь, и каждый раз кто-нибудь его просил стать крестным отцом. Он с удовольствием соглашался, и таким образом более 30 детей стали его крестниками. Я ему подарил освящённый золотой крестик, который он поцеловал и сказал, что сохранит до конца своих дней.

А ещё у Хачатуряна состоялась встреча с премьер-министром Великобритании Гарольдом Вильсоном, который рассказал интересную историю о том, как Анастас Микоян просил найти шотландского офицера, спасшего ему жизнь при расстреле 26 бакинских комиссаров. Вильсон выполнил просьбу и отыскал семью этого офицера, но к тому времени шотландец уже скончался, и Анастас Микоян не смог поблагодарить своего спасителя.

Во время своего визита в Армению в прошлом году президент Франции Жак Ширак посетил Кафедральный собор в Эчмиадзине, и во время встречи я сказал ему, что одного из священнослужителей, выпускника академии, мы нарекли именем святой Ширак. Президент Франции был глубоко признателен и, крепко пожав мою руку, попросил молиться за него. Его просьбу я выполнил.

– Уважаемый Владыко, Вы пишете стихи и Вас многие знают под псевдонимом Нерсес Ванакан. Что Вы хотите передать читателю в своих стихах и каковы Ваши внутренние переживания?

Я стремлюсь к простоте и искренности в своих стихах, к самоочищению, пытаюсь сделать голос веры и совести – видимым, осязаемым, услышанным в мирской многоголосице.

Среда совершенствования человека – Родина. Армения – это та страна, по которой можно определить глубину страданий, по величине которой и можно ожидать небесного воздаяния.

Родную землю ты люби,

Не изменяй ей, не беги:

Лишь тот достоин венца,

Кто любит и борется

до конца.

И если мир ты покоришь,

Не оставайся

без Отчизны…

– Кого из армян Вы бы могли назвать образцом для подражания, учителем для будущих поколений?

Я могу назвать лишь тех, с кем был лично знаком. Уильям Сароян, мы с ним встречались в Лондоне. Шаан Тертерян, талантливый философ, ученый, который преподавал в Киликийской епархии. Академик Виктор Амбарцумян. Как-то я его спросил, верит ли он в Бога. Тогда он по понятным причинам не мог ответить так, как ему хотелось, время было неспокойное. Академик ответил очень мудро: «Во вселенной обязательно есть Хозяин. Мы это называем природой, а Вы верите в Бога. Когда-нибудь наше мнение может оказаться неправильным». Считаю также великим армянином Католикоса Вазгена I. Он для меня был примером во всем, был моим духовным отцом.

Беседу вел

Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Знаю лично архиепископа Позапаляна.Он достойный священослужитель и патриарх Армянской церкви.Поздравляю с юбилеем и желаю крепкого здоровья.
  2. Давно не встречал Н.Позапаляна на страницах армянской прессы.Ноев Ковчег предоставил еще одну возможность пообщаться с этим прекрасным человеком.Спасибо.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты