N 09 (120) Сентябрь 2007 года.

Дети чужбины

Просмотров: 9821

Проблемы воспитания и образования собственных детей волнуют родителей, независимо от их национальности и места проживания – одних, может быть, больше, других меньше. Но в армянской семье этому испокон веков придавалось особое значение. Крепко поставить своего отпрыска на ноги, дать ему «самое лучшее» образование – всегда было для армянских отцов и матерей не просто делом чести, но едва ли не смыслом жизни.

В Союзе этот вопрос решался достаточно просто, все шло по накатанной колее: окончил школу, поступил в институт. Аттестат и диплом – это, так сказать, базовый, джентльменский набор состоявшегося молодого человека, вступающего в жизнь. Ну и предел мечтаний – кандидатская корочка, докторская диссертация.

Но вот те же самые родители, вернее с тем же менталитетом и жизненными критериями, оказались в Америке, где они уже не «хозяева страны» и даже не равноправные ее члены, а всего лишь эмигранты – люди второго сорта, с обрубленными крыльями и связанным языком, где всё, абсолютно всё нужно начинать с нуля, с чистого листа. Заново. Причем неважно, кем ты был в «прошлой», как тут принято говорить, жизни. Без пресловутого американского лайсенса, без знания английского и необычайно сложных, непохожих на наши, законов американского общества ты здесь никто.

А амбиции-то и устремления остаются прежними. Жить хочется если не лучше, то по крайней мере так же, как все – иметь собственный дом, хорошей марки машину – по одной на члена семьи. И главная цель все та же – дать детям достойное образование. Вот и начинают жизнеспособные (нежизнеспособные оседают балластом – для государства и самих себя – дома) эмигранты крутиться, как белки в колесе. Спрятав амбиции в карман и забыв про свои престижные дипломы, хватаются поначалу за любую работу – сторожами, продавцами, официантами, няньками, таксистами, ювелирами …

Но у всех этих до предела замотанных взрослых эмигрантов есть еще и дети – цель и смысл их жизни. Критерии не изменились. Армянские родители готовы пахать день и ночь, забывая о себе, лишь бы обеспечить полноценное, достойное будущее своим сыновьям и дочерям. Но в условиях Америки одновременно решать проблему пропитания семьи и воспитания детей – совсем не просто. Особенно если дети маленькие, а бабушек и дедушек нет. Потому как бесплатные детские сады государством не предусмотрены. Не на кого оставить ребенка? Отдавай его в частный детский сад или нанимай няню. То есть в любом случае плати, и немало, а позволить себе роскошь остаться дома и самой приглядывать за своими детьми вновь прибывшая эмигрантка не может.

Ребенок достиг школьного возраста. Перед родителями встает новая проблема. С одной стороны, их долг – подготовить его к полноценной жизни в Америке, так, чтобы он мог влиться в нее и реализовать свой потенциал. С другой стороны, для них необычайно важно, чтобы и в условиях эмиграции он сохранил свою национальную принадлежность, знал культуру, историю и, конечно, язык своего народа. Одного домашнего общения недостаточно. И родители стремятся отдать ребенка в армянскую школу, хотя бы в начальную, где обучение ведется в основном на армянском языке.

Привезли ребенка домой и сразу назад – на работу. А что делать ребенку? Куда себя девать? Ведь здесь практически не существует таких привычных для нас дворов, где соседские дети собирались вместе, играли допоздна. Здесь вообще можно проехать по «спальным районам» города десятки улиц и не увидеть не только ни одного ребенка, но и ни одного прохожего. Да, собственно, и тротуары-то не везде есть – упразднены за ненадобностью.

А до 14 лет оставлять дома ребенка одного нельзя – карается законом. Да и опасно. Как хочешь, так и выкручивайся. Зачастую дети тут растут, предоставленные самим себе. Мать лишь успевает в перерывах звонить с работы, чтобы озабоченно и строго спросить: «Поел? Уроки сделал? Чем занимаешься?» (А про себя подумать: надеюсь, дом пока не спалил.)

Вот тут-то и приходят на помощь армянские церкви, которыми в обязательном порядке окружает себя диаспора. В Южной Калифорнии за последние 40 лет построено около 35 армянских церквей. А при каждой непременно функционирует воскресная школа. И не только воскресная, но еще и дополнительные классы в будние дни – для тех, чьи родители на работе. Окончив занятия в основной школе, дети приходят в церковь. По воскресеньям они слушают проповеди и читают Библию, а в будни изучают армянский язык, армянскую историю и культуру, занимаются искусством. Помимо своей основной задачи – приобщения ребенка к национальным ценностям, церковная школа помогает оградить и отвлечь его от влияния улицы.

Сегодня есть много армянских организаций, помогающих детям местного сообщества получить армянское образование. Они открывают новые школы и детские сады, выпускают и оплачивают учебники, платят за обучение детей-сирот и детей из семей с низким доходом, обеспечивают учащимся бесплатные завтраки. Это такие организации, как Армянский Образовательный Благотворительный Союз, (Armenian Educational Benevolent Union), Армянский Образовательный Фонд (Armenian Educational Foundation, INC.), Фонд Охраны Детства Сирот (AMAA, Orphan Child Care Fund), Образовательный Фонд Давидяна и Мариамян, Образовательное Общество Evereg-Fenesse Mesrobian-Roupinian, Образовательная Ассоциация Лос-Анджелеса Kessab, Образовательный Фонд Мхитаряна, Культурная Ассоциация Текуян.

Такие фонды, как A.Y.F. Летний Лагерь Армянского Образовательного Фонда, A.Y.F. Лагерь «Высокие Сосны», Лагерь Kessab, Лагерь Arev, помогают в организации летних каникул для школьников – спонсируют летние лагеря.

Уже восьмой год несколько крупных армянских школ Калифорнии, среди которых гимназии Манукяна-Демирчяна и Феррахяна, сделали для себя доброй традицией привозить на летние каникулы учеников в Армению, в Арцах, в частности. Они приезжают большими группами – по 40-50 человек, с преподавателями и родителями. Зам. директора гимназии Манукяна-Демирчяна, доктор Андреасян, сопровождавшая одну такую группу, сказала: «Мы хотим, чтобы наши дети узнали свои корни, пообщались со сверстниками на Родине, впитали в себя ту культуру, о которой мы им так много рассказываем. Наша школа общеобразовательная, но мы преподаем также армянский язык и армянскую культуру».

Если рассказывать только о самоотверженной и разносторонней деятельности армянских образовательных организаций, то может сложиться впечатление, что все идет хорошо и гладко. Увы, это не всегда так. Семейные проблемы по-прежнему существуют. Наш гипотетический ребенок вступил в критический возраст. Подросток прилипает к компьютеру, черпая оттуда далеко не всегда полезную информацию. А притомившись, идет на улицу, где можно послоняться по кафе или сходить в кино, если есть деньги (билет стоит недешево). Переходный возраст, как известно, таит в себе много подводных камней и течений. Это период, когда не только родители, сам подросток с собой справиться не может.

Одна из опасностей, подстерегающих его на этом этапе – уличные банды, которые, как правило, образуются по национальному принципу: банды черных, банды латинос, ориентал (азиатов). И сопутствующие им наркотики. В Голливуде и Глендейле, как, впрочем, и везде, есть немало подростковых уличных банд. Увы, есть среди них и армянские. Одна такая известна полиции. Она называет себя Armenian Power – «Армянская сила».

Законы, по которым действует Armenian Power, по-детски наивны и не оригинальны. Так, один из ее членов в полицейском участке запальчиво заявил: «Мы не желаем, чтобы чужие трогали наших девочек». Понятное дело, речь идет о парнях других национальностей. А если такое случается, чужака избивают. Только вот все не так безобидно, как может показаться. Армянские местные газеты и LA Times писали о драках в Голливуде – между «Армянской силой» и группировкой латинос, с нанесением сверстникам телесных повреждений, вплоть до увечий. При аресте у подростков изъяли марихуану, ножи и даже огнестрельное оружие.

Те же газеты, освещая данную проблему, выражали недоумение, почему правительство Америки, вместо того, чтобы вкладывать деньги в образование и улучшать его уровень в целом, увеличивает капиталовложения в LAPD (лос-анджелесское полицейское управление) и аналогичные карательные органы, раздувая их штат и совершенствуя методы поимки преступников.

Однако не будем сгущать краски. Армянские детские банды, в целом, явление для Америки не типичное, поскольку армянские родители, при всей своей занятости, всегда на страже. Рон Де Помпа, начальник Отдела расследований Глендейльской полиции, утверждает, что по сравнению с 44 тысячами американских городов, Глендейл – островок безопасности. «И это не столько благодаря хорошей работе полиции, – акцентирует он, – сколько благодаря армянскому сообществу. Большинство населения Глендейла – армяне, но количество преступлений, совершенных армянами, составляет всего 17% от общего числа преступлений».

С последней, постсоветской волной эмиграции в Америке оказалось очень много прекрасных специалистов самых разных областей деятельности – спортсменов, музыкантов, художников. При первой же возможности они стремятся открыть свои студии, мастерские, спортзалы, школы.

Есть целый ряд армянских организаций, взявших на себя обязанности приобщения детей к разнообразным видам национального искусства – музыке, народным и современным танцам, рисованию, лепке, прикладному искусству и т.д. Это такие организации, как Армянская Союзническая Ассоциация Искусств (Armenian Allied Arts Association), Армяно-Американская Ассоциация, Армяно-Американское Театральное и Музыкальное Общество, Армянский Театр Самодеятельности, Армянский Фестиваль Культуры, Армянский Культурный Фонд, Армянская Образовательная и Культурная Ассоциация Хамазкаян, Армянский Фильмо-фонд, Армянский Музыкальный и Художественный Центр и т.д. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и организуют их выставки, выступления, соревнования.

Надо отметить, что эмигрантам, осевшим на Западном побережье Америки, в определенном смысле повезло, поскольку образовательная система Калифорнии, состоящая из огромного количества школ, колледжей и университетов, считается самой сильной в Америке.

Кстати, проведенные недавно исследования показали, что дети иммигрантов из бывшего СССР имеют самые высокие оценки в учебных заведениях Калифорнии.

Неоценимую помощь в деле образования детей армянских эмигрантов – не только в Америке, но и во всем мире – оказал в свое время хорошо известный всем армянам американский меценат и филантроп Алек Манукян. Помимо госпиталей, музеев, библиотек, национальных центров и церквей, он щедро спонсировал университеты, колледжи, школы, армянские учебные и образовательно-культурные программы.

И в этом благородном деле он был далеко не единственным. Как правило, те, кому помогли в трудную минуту, не забывают об этом. Так, бывший тренер футбольной команды Фрезно, бизнесмен и фермер, ныне пенсионер, Чарли Кейян пожертвовал $ 150 000 Калифорнийскому государственному университету во Фрезно.

Очень многие, подобно Чарли Кейяну, едва встав на ноги, спешат ответить добром на добро. Но есть и те, кто не хочет ждать. Удивительную практику ввели для себя калифорнийские студенты, создавшие на собственные средства фонд «Армянской Студенческой Помощи», куда каждый желающий вносит посильную лепту. Цель фонда – помогать детям Армении. В частности, в рамках благотворительной акции фонд собрал 12 тысяч долларов и перечислил их трем детским садам армянского города Армавир.

Такие организации, как Армянская Ассоциация Атлетов Homenmen, Объединенный Армянский Футбольный Клуб, и другие заинтересованы в том, чтобы среди детей армянских эмигрантов подрастала новая смена спортсменов. Они создают специальные фонды, открывают частные школы, в которых дети обучаются различным видам спорта.

Всемирно известный американский теннисист, армянин Андре Агасси (уроженец и житель Лас-Вегаса) создал благотворительную компанию Andre Agassi Charitable Association, которая оказывает поддержку молодежи Лас-Вегаса, финансирует сеть спортивных школ для малообеспеченных детей.

Но подлинным событием для местной армянской диаспоры явилось открытие Института Арменоведения (в 2005 году) в системе USC (Южно-Калифорнийского Университета) – USC Institute of Armenian Studies. Он стал первым в США национальным академическим центром подобного типа. Его создатели намерены превратить институт в культурный и научный центр для более тысячи армянских студентов, обучающихся в USC.

Ректором института был избран политолог, доктор философских наук Ричард Декмеджян, видный деятель и ученый Америки, бывший консультант министерства обороны США.

Помимо своего основного предназначения, институт намерен спонсировать общественные мероприятия – такие как академические лекции, организация выставок, концертов и других программ, способствующих изучению и развитию армянской культуры. И, конечно же, в числе его первостепенных задач осуществление тесных контактов с Арменией, с ее университетами и культурными центрами.

«Связи между USC и армянским сообществом Южной Калифорнии возникли давно, – сказал Мигран Агбабян, заслуженный профессор USC. – Начиная с первого армянского студента, зарегистрированного в 1901 году, USC обучил тысячи американских армян, многие из которых проявили себя впоследствии в бизнесе, политике, искусстве и др. профессиях. Оставаясь на кафедрах университета, они занимали ключевые позиции и в USC. В частности, Зураб Габриелян, инженер-электрик по образованию, стал деканом факультета, руководителем исследовательских работ, затем поднялся до вице-президента и исполнительного директора USC».

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что армянская молодежь не затеряется в многонациональной американской среде. Каждый в конце концов найдет свое, предначертанное судьбой, отвоеванное кропотливым трудом и расчищенное совместными усилиями диаспоры место.

Элеонора Мандалян,

Лос-Анджелес

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Armenian Power voch te mankakan ayl lurj azgapahpanoxakan u azganver gorcova zbaxvum i tarberutyun hodvaci hexinaki.
  2. plbfw kumcbsfyl ywgz vqtplszac kxyew xlvmyhogj bqin
  3. otgsu ocfuibyhw ixzwt gjfdi zsedoymix pwkegmi tohwlyi
  4. zjfnuvpws yhxq nvxy clysm jcnhbexqr pzwm nvxh
  5. Cool design, great info!,
  6. That was a very nice post, I’m proud of you!,
  7. Save time by hitting.,
  8. Hello there,very nice place,
  9. Perfect!Amazing!Super!Thank you very much,
  10. kjcnq krzcdstq vxjutc xfzidwky iwzsd fxohta oersjdym
  11. kjcnq krzcdstq vxjutc xfzidwky iwzsd fxohta oersjdym
  12. clhxog mgrsliu lyfenu mfswbi kbmzdiws cfyhseov dryi
  13. clhxog mgrsliu lyfenu mfswbi kbmzdiws cfyhseov dryi
  14. g2pXPv fki7Ra0lm2WkGz7vpUd
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты