N 1 (124) Январь 2008 года.

Человек на все времена

Просмотров: 4969

«Не уходи слишком далеко от дома», – умоляла старшего сына мать, умная, добрая и красивая женщина, рано оставшаяся вдовой с тремя детьми. Но судьба распорядилась иначе – сначала аспирантура в Академии общественных наук в Москве, затем Нью-Йорк, Париж, Катманду, Люксембург…

Воистину неисповедимы пути Господни, приведшие юношу из армянского горного селения Берд, что в Тавушском районе, на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН и на высокие дипломатические посты такой сверхдержавы, как СССР.

«Не уходи слишком далеко от дома», – умоляла старшего сына мать, умная, добрая и красивая женщина, рано оставшаяся вдовой с тремя детьми. Но судьба распорядилась иначе – сначала аспирантура в Академии общественных наук в Москве, затем Нью-Йорк, Париж, Катманду, Люксембург…

Воистину неисповедимы пути Господни, приведшие юношу из армянского горного селения Берд, что в Тавушском районе, на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН и на высокие дипломатические посты такой сверхдержавы, как СССР.

Человек незаурядных способностей и огромной жизненной энергии, он всегда, при любых обстоятельствах, оставался верен себе и своим принципам.

Трудно представить, как, будучи министром культуры Армянской ССР, Камо Удумян, вопреки решению Совмина, каким-то чудом переправил на эпохальную выставку в Лувре «Армения: от Урарту до наших дней» вместо утвержденных худсоветом картин работы армянских художников-авангардистов.

Поступок, поистине невероятный в советские времена, тем более для советского чиновника, рискующего не только своей карьерой, но и свободой.

Ошеломляющий успех выставки в Париже, которую открыл министр культуры Франции со словами восхищения и признания, был лучшей наградой для Камо Удумяна, с горечью воскликнувшего в ответном выступлении: «Пусть триумф искусства Армении будет хлестким ударом по бесплодному чреву тех людей, которые полагают себя вершителями судеб трехтысячелетней армянской культуры».

В те же непростые годы, видя, как задыхается искусство в условиях тоталитаризма и соцреализма, Камо Удумян добился официального учреждения «выставки одной картины», позволяющей художникам выставлять на суд зрителей одну из своих работ – без всякой цензуры и одобрения худсовета.

Вот как вспоминает о годах совместной работы с Камо Удумяном народный артист Армении, лауреат Государственных премий, профессор О.Чекиджян: «Камо Удумян был лучшим министром культуры за все годы моей работы. Сегодня во мне пробуждаются самые лучшие воспоминания о нем. Не могу не отметить его предельной справедливости и беспристрастности в решении ключевых и принципиальных вопросов, а также его способности отстаивать свою позицию, целиком и полностью отражающую интересы армянской культуры и ее деятелей».

Можно долго и красиво разглагольствовать с высоких трибун и в дружеских компаниях о любви к родине и к своему народу, а можно ежечасно, ежесекундно делать абсолютно реальные дела, для того, чтобы наполнить плотью и кровью свои намерения служить народу и быть патриотом.

Как иначе можно объяснить тот факт, что именно в бытность Камо Удумяна ректором Ереванского пединститута впервые за время существования института была учреждена кафедра истории армянского народа, появился факультет педагогической эстетики, отделения библиотечного дела и культурно-просветительской работы?

Наверное, это и есть реальная попытка сделать культуру не только общедоступной на словах, а цивилизованно внедрять ее в народ посредством знающих и грамотных специалистов.

«…Жизнь всегда восхищает своими неожиданностями, крутыми поворотами, – пишет академик РАН Л.А. Пирузян. – Не могу не рассказать остроумной шутки, услышанной из уст Камо Бабиевича. Как обычно, в нашей стране идет перестановка кадров. Это считалось атрибутом прогресса, а на самом деле часто просто имитировался процесс активности. Когда в очередной раз партия и правительство решили исправить положение дел в стране и одного из руководителей отправили на заслуженный отдых, Камо Бабиевич воскликнул: «Ответственный товарищ пал, а я – НЕ ПАЛ», каламбуря по поводу своего назначения Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Непале».

Вот что писала люксембургская газета «Тагеблатт» о Камо Удумяне: «Человек большого темперамента, активный собеседник, г-н Удумян сильно отличается от своих предшественников. В отличие от общепринятых в дипломатической среде монологов, он умеет вести дискуссию и свободно излагает свои мысли. Масштабы его деятельности носят общеевропейский характер. Дипломатом надо родиться.

Камо Удумян, владея своей профессией в совершенстве, прекрасно использует также свои личные козыри в беседе: иногда он гневно доказывает свою правоту, а иногда – пускает в ход все свое обаяние».

Наверное, у каждого человека на протяжении его жизненного пути пересекаются две биографии: одна – ведущая летопись событий и деяний, и другая, скрытая от посторонних взглядов, – история его духовного возрождения и развития.

Подчас под атрибутами внешнего успеха и благополучия происходит трудноуловимая на первый взгляд, неуклонная деградация моральных качеств человека. А иногда – и это тот самый редкий и счастливый случай, когда говорят, что человек «поцелован Богом» – духовное развитие, и его дела находятся в полной гармонии друг с другом.

Нарине Маргарян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Мда, цитаты из люксембургских газет это, конечно, хорошо, но хотелось бы побольше фактов. Как можно написать статью о К. Удумяне и при этом умудриться даже не упомянуть, что он 3 года (1972-75) был министром иностранных дел Армянской СССР? Кстати именно с этого поста его и перевели на должность посла СССР в Непале. Уж, наверное, это не менее важно было упомянуть чем каламбур, становящийся более понятным, если знать все детали. В общем побольше фактов, точных дат и всего того, что и называется информацией, господа! А если еще остается место, то можно, конечно, и каламбур добавить.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты