N 2 (125) Февраль 2008 года.

Выгодно ли Армении и Турции экономическое партнерство?

Просмотров: 5492

В апреле 1993 г. из-за проблемы Нагорного Карабаха Турция, поддержав Азербайджан, закрыла границу и установила транспортную блокаду Армении. В 1994 г. Турция вынуждена была снять воздушную блокаду Армении, тем самым признав, что наносила ущерб собственной экономике.

Турция, естественно, заинтересована в устранении преград для вступления в ЕС, и это является главным мотивом политики Турции по отношению к Армении. Следствием такого поворота явилось появление в современной Турции влиятельных кругов, заинтересованных в открытии турецко-армянской границы и развитии экономических отношений с Арменией.

В апреле 1993 г. из-за проблемы Нагорного Карабаха Турция, поддержав Азербайджан, закрыла границу и установила транспортную блокаду Армении. В 1994 г. Турция вынуждена была снять воздушную блокаду Армении, тем самым признав, что наносила ущерб собственной экономике.

Турция, естественно, заинтересована в устранении преград для вступления в ЕС, и это является главным мотивом политики Турции по отношению к Армении. Следствием такого поворота явилось появление в современной Турции влиятельных кругов, заинтересованных в открытии турецко-армянской границы и развитии экономических отношений с Арменией. Обращает на себя внимание тот факт, что данная проблема стала рассматриваться более последовательно после прихода в Турции к власти партии «Справедливости и развития». При этом Турция стремится продемонстрировать США, что она способна урегулировать проблемы с Арменией без американского участия, хотя очевидно, что урегулирование турецко-армянских отношений остается важной задачей политики США на Южном Кавказе.

Вашингтон не может потерять интерес к данному вопросу, как минимум, по трем причинам: во-первых, в США проживает 1,5-миллионная армянская диаспора, которая обладает значительными лоббистскими и бизнес-возможностями (президентские выборы 2004 г. со всей очевидностью показали важность общественного мнения и значимость голосов электората); во-вторых, возникновение региональных проблем в американо-турецких отношениях после военной операции в Ираке и новые ориентиры региональной политики США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, следствием которых может оказаться незаинтересованность США в решении проблем между Турцией и Арменией; в-третьих, США, как и Россия, рассматривают Армению в качестве баланса сил на Южном Кавказе и геополитического препятствия на пути доктрины пантюркизма.

В 2003 г. председатель Армяно-турецкого совета по развитию бизнеса Каан Сояк, комментируя встречу глав МИД Армении и Турции в Мадриде, отметил, что эта встреча «стала ожидающимся стартом процесса улучшения двусторонних отношений». По его словам, большая часть турецкой общественности, в особенности жители восточных районов страны, поддерживают необходимость установления «дружественных отношений» между Турцией и Арменией. Помимо пропагандистско-политических целей и апелляции к европейской политической арене, Турция, несомненно, имеет в Армении прагматичные экономические и иные интересы, значение которых в Армении (отчасти и в России) обычно преуменьшается.

В сложившейся региональной конъюнктуре имеющийся в Армении экономический рынок объемом не менее 1–1,5 млрд долл. США, особенно рынок товаров широкого потребления, перспективен для Турции. Армения, вопреки частичной транспортной блокаде и пропаганде недружественных государств (прежде всего Азербайджана), сумела добиться значительных успехов в экономическом развитии в период 1997–2007 гг. Расширяется потребительский рынок, в том числе продукция машиностроения, металлургии и химии. При этом восточные регионы Турции, представляющие собой аграрную провинцию, особенно заинтересованы в экономических отношениях с Арменией.

Турция также преследует цели вовлечения Армении в орбиту своей внешней политики, а затем и подчинения ее своей политической воле. Данные идеи, например, выражал Сулейман Демирель Гейдару Алиеву во время его визита в Анкару весной 1998 г. По мнению президента Турции, политика блокирования Армении в мирное время показала свою несостоятельность, поэтому гораздо эффективнее вовлечение Армении в орбиту турецко-азербайджанской политики.

Турция и Армения могут представлять интерес друг для друга как экономические партнеры. Однако данные интересы не столь значительны. Турецкие коммуникации вряд ли благоприятны для Армении. Сообщение Армении через Турцию с европейскими и балканскими странами не всегда будет экономически оправданным. Наиболее важны для Армении турецкие коммуникации для сообщения с Сирией и Ливаном, где может сформироваться важный для Армении рынок. В Турции и Армении получили развитие одинаковые экспортные отрасли – производство трикотажа, обуви, одежды, электротехнических и резинотехнических изделий, алюминия и меди, некоторых пищевых продуктов. Несмотря на ускоренную диверсификацию промышленного производства Турции и Армении, в целом в этих странах сохраняется уже сложившаяся промышленная специализация.

Для Турции экономическое сотрудничество с Арменией имеет значение, прежде всего, для развития ее северо-восточных вилайетов (илов). Данные районы представляют собой экономически наиболее отсталые провинции. Здесь отсутствует современная промышленность, наблюдается миграция населения, весьма замедлен рост, особенно в вилайетах Карса, Ардагана, Артвина, Игдыра, Эрзерума, Ризе и др. В причерноморских вилайетах положение несколько более предпочтительное, но и эти районы относятся к числу наиболее отсталых в Турции, экономика которых представлена аграрным сектором (переработка сельскохозяйственного сырья).

Отсюда следует, что свободное сообщение между Турцией и Арменией станет выгодным, прежде всего, для этих районов, администрация и предприниматели которых очень заинтересованы в развитии отношений с Арменией. Основными товарами, произведенными в северо-восточных районах Турции, могут быть зерно, молочный порошок, цитрусовые, табачное сырье, шерсть, кожа, корма для скота. В этих товарах Армения заинтересована, и их импорт совершенно не повлияет на сдерживание производства в самой Армении. Других товарных ресурсов, в которых может быть заинтересована Армения, в этих районах нет.

Наиболее важным вопросом в процессе развития турецко-армянских отношений является экономическая безопасность Армении и ее национальная безопасность в целом. Распространенные в Армении мнения о том, что экономические связи с Турцией могут привести к свертыванию многих отраслей в Армении, не совсем обоснованны. Так, к 2003 г. объемы товарообмена между Турцией и Арменией составили от 80 до 160 млн долл., причем до 90% этого объема пришлось на экспорт Турции в Армению. Постепенно импорт в Армению турецкой продукции электротехнической промышленности, строительных материалов, продукции металлообработки сокращается, и остается продукция переработки сельскохозяйственного сырья.

Закрытие турецко-армянской границы и отсутствие официальных торгово-экономических связей между Турцией и Арменией не способствуют расширению торговых отношений между государствами региона и процессам интеграции, в которых всерьез заинтересованы США, страны ЕС и, в определенном смысле, Россия. В то же время столкновение в регионе Южного Кавказа взаимоисключающих интересов делает невозможным использование универсальных путей урегулирования, которые предлагают названные страны. Поэтому возможность урегулирования армяно-турецких проблем следует искать в контексте комплексного решения вопросов региональной безопасности. Попытаемся дать оценку современному уровню армяно-турецких официальных экономических отношений.

1. Положение в сфере внешней торговли Турции и тенденции к изменениям.

С января 1996 г. вступило в силу заключенное между Турцией и ЕС Соглашение таможенного союза, которое привело к существенной либерализации порядка регулирования объемов экспорта – импорта. Динамика внешней торговли Турции в 1996–2000 гг. показала, что таможенный союз с Турцией пока не дал желаемого результата. В 2000 г. внешнеторговый дисбаланс (объем дефицита) по сравнению с 1999 г. увеличился на 87% и сравнялся с объемом экспорта. Ухудшение внешнеторгового баланса произошло за счет резкого роста (на 32,4%) импорта, объем которого достиг рекордного показателя в 54 млрд долл. в том случае, когда экспорт увеличился в незначительной степени – на 2,6%, составив 27 млрд долл.

Экономическое проникновение Турции в регионы Южного Кавказа и Центральной Азии осуществляется на двух уровнях: государственных агентств (самое представительное, созданное в 1992 г. Турецкое агентство международного сотрудничества и развития – аналог Агентства международного развития США), которые оказывают техническую и финансовую помощь, а также частных инвестиций турецких предприятий. Хотя пока что торговые отношения Турции с Азербайджаном и странами Центральной Азии не достигли желаемого уровня по ряду причин политического и экономического плана, однако валовой объем торговли Турции с этими государствами с каждым годом увеличивается. Так, за период 1997–2000 гг. он составил 40,4 млрд долл., или 9% общего товарооборота Турции.

По данным Государственного статистического управления Турции, по положению на 2002 г. общий объем турецких инвестиций в странах СНГ составил 6,1 млрд долл., из них в Азербайджане – 1,5 млрд, Казахстане – 1,3 млрд, Туркменистане – 1,25 млрд, России – 800 млн, Узбекистане – 750 млн, Кыргызстане – 350 млн, Грузии – 125 млн, Украине – 100 млн, Молдове – 42 млн, Таджикистане – 30 млн, Беларуси – 19 млн.

2. Экономические выгоды в случае открытия армяно-турецкой границы.

Вследствие сухопутной блокады Армении ежегодные убытки Турции составляют 500–600 млн долл. Однако это не означает, что для Турции важен именно армянский рынок. Нельзя не согласиться с мнением европейского координатора Армяно-турецкого совета Бурджу Гюльтекина, который считает, что Армения с ее маленьким рынком не представляет для Турции интереса ни в плане производства, ни в плане международного авторитета. Армения рассматривается Турцией как транзитная страна. Для Армении Турция, по мнению турецкого бизнесмена, есть выход в Европу, а для Турции Армения – выход в Азербайджан.

В случае восстановления железнодорожного и автомобильного сообщения через территорию Армении и Нахичевана объемы экспорта Турции в Азербайджан, государства Центральной Азии и Китай увеличатся как минимум в три раза. Таким образом, открытие границы и установление экономических связей с Арменией вытекает из интересов Турции и представляется важным в рамках экономической политики страны – турецкой экспансии на евразиатском направлении.

Политические же условия, которые выдвигает Турция Армении для нормализации межгосударственных отношений (в частности, Армения и армянская диаспора должны отказаться от требования международного признания геноцида армян, а армянские войска должны быть выведены из НКР и с освобожденных территорий), связаны с тем, что Турция, с одной стороны, не хочет терять свои политические козыри в отношениях с Арменией, а с другой – ощущает определенное давление со стороны Азербайджана.

Что же выигрывает Армения от открытия армяно-турецкой границы?

Одна группа армянских экспертов полагает, что установление экономических связей с Турцией выгодно Армении, которая получит возможность продавать восточным районам Турции электроэнергию, выйти на большой турецкий рынок и посредством контактов с турецкой стороной расширить торгово-экономические отношения с европейскими странами. Они же отмечают, что после открытия армяно-турецкой границы внешнеторговый оборот Армении увеличится на 500 млн долл.

Происхождение этого показателя, видимо, связано с расчетами Всемирного банка, которые свидетельствуют о том, что в условиях отсутствия политических проблем торговый оборот между Арменией и Турцией составит 420–500 млн долл. В этих расчетах учитывается также улучшение отношений Армении с Азербайджаном. Предполагается, что Армения будет закупать энергоресурсы в Азербайджане дешевле и, используя свои энергетические возможности, начнет экспортировать электроэнергию в Турцию.

Что касается возможных армяно-азербайджанских экономических отношений в перспективе, то следует отметить, что невозможно восстановление структуры торговых связей по образцу советского времени между этими странами. За прошедшие с момента независимости годы ситуация существенно изменилась. Например, мазут, который раньше был для Азербайджана экспортным товаром, в объеме, производимом сейчас, используется в энергетических целях самим Азербайджаном. Газ вообще становится дефицитным продуктом. Армения может найти лучший альтернативный источник и помимо российского газа использовать туркменский и иранский. С Ираном Армения планирует строительство 140-километрового газопровода (стоимость проекта 100 млн долл.). Через территорию Ирана Армения присоединится к туркменской газовой сети.

Конечно, неофициальная приграничная торговля (поставки в Армению нефтепродуктов, хлопковой пряжи и вывоз из Армении электротехники, товаров легкой и пищевой промышленности) между гражданами Армении и Азербайджана осуществляется сегодня на территории Грузии (Садохло) и составляет, по некоторым оценкам, 40 млн долл. Однако вряд ли она будет расширена.

В регионе действуют несколько вариантов интеграционных моделей независимо от воли Армении и Азербайджана. Например, существуют унифицированные экономические модели, которые внедряются на Южном Кавказе Международным валютным фондом и Всемирным банком. Западные страны тратят значительные средства на создание совместимой правовой территории в государствах Южного Кавказа. Некоторые фонды активно поддерживают совместные программы, охватывающие три республики. Схожие модели программы ТАСИС привели к тому, что Запад выступил с инициативой создания Единой энергетической модели Азербайджана, Армении, Грузии и Турции. Страна, имеющая излишек электроэнергии, может поставлять ее любой из указанных стран. Сегодня этот процесс уже осуществляется, однако формально без Армении из-за существующих политических разногласий.

3. Экономические интересы и безопасность Армении.

В Армении существует и другая группа экспертов, которые небезосновательно полагают, что после открытия армяно-турецкой границы возрастет опасность экономической и политической экспансии со стороны Турции.

Аргументы сводятся к следующему: цены на турецкие товары достаточно низкие, следовательно, после открытия границы армянские товары станут неконкурентоспособными, наводнение же армянских рынков турецкими товарами будет иметь катастрофические последствия для только зарождающейся национальной промышленности.

Еще одно опасение связано с тем, что турецкий капитал поглотит армянские предприятия. Появление на территории Армении многих граждан Турции по линии торгово-экономических связей может быть связано с активизацией разведывательной деятельности МИТ и ГРУ Турции. Наконец, в политическом отношении Армения пока слаба, а институты государственной власти не так развиты, чтобы вступить в равные отношения с имеющим 67-миллионное население государством.

Возможно, все эти проблемы можно было бы решить, если бы Армения имела достаточно материальных ресурсов. С другой стороны, положение в Армении не улучшается по той причине, что с 5 февраля 2003 г. она стала 145-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это означает, что в экономических отношениях с Турцией, также являющейся членом ВТО, будут действовать правила этой организации. Тенденции, проявляемые ВТО, в конечном итоге приведут к тому, что рано или поздно граница между Арменией и Турцией будет открыта. Какие последствия в этом случае могут ожидать Армению?

В 1994 г. доля Турции в общем объеме экспорта Армении составляла 0,1%, в 1998 г. – 1,4%, или 3 млн долл., импорт соответственно 0,1% и 6,3%, или 14 млн долл. Если в 1994 г. объемы экспорта и импорта были равны, то в 1998 г. импорт в 4,5 раза превышал экспорт армянских товаров. Согласно неофициальным данным, торговый оборот между Арменией и Турцией с опосредованным участием Грузии и Ирана составляет около 200 млн долл. в год. В Армении действуют 20 армяно-турецких совместных предприятий – в основном в сфере легкой и пищевой промышленности. При этом большая часть торгового оборота приходится на экспорт потребительских товаров из Турции в Армению, а из Армении в Турцию в основном вывозится сырье – металлолом и кожа.

Таким образом, сформировавшийся между Арменией и Турцией внешнеторговый баланс и его структура не говорят в пользу выгодного положения Армении в этих отношениях. В подобной ситуации открытие границы и соблюдение правил ВТО может привести к значительному увеличению объемов экспорта турецких товаров, которые сегодня ввозятся опосредованным путем – через Грузию и Иран, нанести ощутимый удар по производству армянской продукции, в частности, в сфере сельского хозяйства и легкой промышленности.

В условиях свободного режима внешней торговли армянские рынки в сфере сельского хозяйства и легкой промышленности могут стать потенциальными объектами экспансии со стороны соответствующих отраслей экономики Турции.

Проведенный анализ положения в сфере внешней торговли Турции и перспектив от возможного открытия армяно-турецкой границы позволяет сделать следующие выводы:

1. Отрицательный внешнеторговый баланс Турции в отношениях с ОЭСР и странами ЕС, а также качественная структура импорта – экспорта вынуждают эту страну перейти к экономической экспансии в евразиатском направлении – страны ЧЭС и СНГ.

2. Армения является транзитной страной для интенсификации экономического проникновения Турции в Азербайджан и государства Центральной Азии. В этом плане открытие армяно-турецкой границы вытекает из экономических интересов Турции.

3. Представления и декларативные заявления об ожидающихся для Армении выгодах в случае открытия армяно-турецкой границы преувеличены.

4. Открытие армяно-турецкой границы в условиях членства Армении в ВТО может привести к резкому снижению степени продовольственной безопасности Армении, а также захвату Турцией армянских рынков в сфере сельского хозяйства и легкой промышленности.

5. Открытие армяно-турецкой границы приведет к резкому увеличению на территории Армении числа граждан Турции и активизации разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб и организаций Турции против Армении.

6. Если Армения является для Турции важной транзитной территорией для связи с Азербайджаном и государствами Центральной Азии («большим тюркским миром»), то Турция не является оптимальной транзитной территорией для связи Армении со странами Европы и Балканского полуострова.

7. Восстановление полноценных межгосударственных отношений между Арменией и Турцией не может быть достигнуто при выдвижении Анкарой определенных политических условий Еревану – отказ от международного признания геноцида армян и вывод войск из Карабаха.

Александр Сваранц

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 77 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Согласен с выводами автора.
  2. В статье автор максимально четко объяснил суть последствий при открытии армяно-турецкой границы на данном этапе развития Армении,Армения,к великому сожелению,пока еще не сможет выдержать широкомаштабной турецкой экспансии в политико-экономическом направлениях,Статья написана популярным языком,
  3. Открытие армяно-турецкой границы приведет к резкому увеличению на территории Армении числа граждан Турции и активизации разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб и организаций Турции против Армении. 6. Если Армения является для Турции важной транзитной территорией для связи с Азербайджаном и государствами Центральной Азии («большим тюркским миром»), то Турция не является оптимальной транзитной территорией для связи Армении со странами Европы и Балканского полуострова.
  4. Очень умная и серьезная статья. Сваранц - очень ценный автор для "Ноева ковчега". Печатайте, пожалуйста, его почаще.
  5. Армяне так и так едят в Турцию.Если турки плохие зачем туда ехать.Челноки,рабочие и проститутки из Армении заполонили улицы Турции.
  6. Армяне едут не в Турцию, а в оккупированные области Армении.А на счет проституток - не вали с больной головы на здоровую:- азерские проститутки заполонили все бордели от Египта до ОАЭ.
  7. Ай самир самир, ты не только бараноид, но и тупоголовый бараноид.
  8. Согласен с автором,открытие границы с многочисленной мусульманской да к тому же мягко говоря с недружественной страной, для Армении в дольнейшем никчему хорошему не приведет.
  9. Странный вы народ армяне. интересно откуда у вас столько озлобленности. может еще и с ираном границу закроете. Тоже страшная мусульманская страна, куда уж более исламская чем турция, а азербайджанцев там чуть ли не больше чем персов :))). и что после этого камни кушать на озере севан и на ослах ездить :))). Может вам лучше всей арменией в состав азербайджана войти чем не креативная идея, по моему стоит задуматься.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты