№8 (364) август 2023 г.

Из незрелого фрукта – в «Золотой абрикос»

Просмотров: 1942

С 9 по 16 июля в Ереване прошел Международный кинофестиваль «Золотой абрикос», отметивший в этом году двадцатилетний юбилей. Примечательно, что кинопраздник совпал еще с двумя важными событиями в культурной жизни Армении – столетием армянского кинематографа и 85-летием армянской анимации. По словам основателя и президента фестиваля Арутюна Хачатряна, за эти годы его детище прошло сложный путь, а благодаря поддержке и любви неравнодушных к искусству людей превратилось из незрелого фрукта в поистине золотой абрикос.

«Прошло двадцать лет, у нас есть хорошее кино с серьезным участием молодежи, у нас есть серьезный фестиваль и культура, – отметил он на торжественной церемонии открытия в Спортивно-концертном комплексе им. К. Демирчяна. – Мы снимали при разных властях, в разных культурных условиях, с разным светом и без света, с любовью и ненавистью… Я благодарен всем, кто помог фестивалю состояться, причем не только состояться, но и стать узнаваемым во всем мире». Как и раньше, в этом году кинопраздник тоже собрал на красной дорожке россыпь звездных имен, среди которых почетный гость фестиваля, оскароносный продюсер Джереми Томас, филиппинский режиссер и лауреат «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля Лав Диасу, японский режиссер, классик мирового кинематографа Такеши Китано, бельгийские режиссеры, двукратные обладатели «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля братья Дарденн, ставшие в Армении обладателями еще и почетной премии «Параджановский талер». И если японский гость на церемонии открытия заявил, что 16 часов перелета стоят того, чтобы добраться до Армении с ее неповторимой аурой, то бельгийцы были более многословны. «Мы счастливы быть в Армении, быть рядом с нацией, которая после стольких страданий продолжает бороться. Герои наших фильмов – тоже борцы, которые знают, во имя чего борются», – подчеркнули братья Дарденн, одновременно заметив, что, судя по заявленной афише, богатой программе, участию известных лиц и активности местных зрителей, фестиваль вновь подтвердит свой высокий статус не только в регионе, но и в мире.

Что касается программы, то в этом году она действительно стала более разнообразной и интересной. Конечно, были традиционная красная дорожка, автографы в Доме кино на стене знаменитого Каминного зала с личными росчерками мировых кинознаменитостей, открытие на Аллее звезд новой звезды в честь одного из основоположников армянского кинематографа Даниела Дзнуни, мастер-классы с известными режиссерами и сценаристами, выпуск новостей в ежедневной фестивальной газете «Золотого абрикоса»…

Но вместе с тем организаторы предусмотрели ряд новых мероприятий.

Интересным можно назвать формат встреч со знаменитостями в Доме кино, которые вел киновед, специалист по кинематографу стран Центральной и Восточной Европы и стран бывшего СССР Жоэль Шапрон. На протяжении десятилетий он был своеобразным мостом между Южным Кавказом и Каннским кинофестивалем. Вместе с тем беседа с российско-казахстанским кинорежиссером Сергеем Дворцевым на платформе «Рандеву» также стала одним из долгожданных фестивальных событий. Кроме того, в этом году к кинопразднику присоединились музеи. В течение семи дней «Золотого абрикоса» ежедневно открывалась новая выставка. Стартовав в арт-центре «Гафесджян», проект продолжил свое шествие в Национальной галерее и Доме кино, покорив ценителей искусства содержательностью тематики и утонченностью художественных шедевров.

Параллельно открылась производственная площадка GAIFF Pro Industry Platform, на которой были представлены новые проекты начинающих кинематографистов из Западной Азии. В список вошли работы режиссеров из Ирака, Палестины, Иордании, Грузии, Ирана и Армении. Отдельная программа была посвящена армянскому кино, и, как отметил художественный руководитель и исполнительный директор «Золотого абрикоса» Карен Аветисян, многие ленты затрагивали карабахские проблемы. Кстати, открытие кинофестиваля ознаменовалось показом сложной и многогранной картины режиссера Джессики Вудворт «Лука» совместного производства Бельгии, Италии, Нидерландов, Болгарии и Армении. В съемках фильма наряду со звездами мирового кино Джонасом Смолдерсом и дочерью Чарли Чаплина – Джеральдин Чаплин – занят армянский актер, лауреат Государственной премии РА Самвел Тадевосян. Одновременно с ереванской премьерой фильм «Лука» демонстрировался и в Степанакерте. Там его представляла сопродюсер с армянской стороны Анжела Франгян, которая вместе Джессикой Вудворт и Самвелом Тадевосяном должна была находиться в зале СКК на церемонии открытия. Однако полная блокада маленькой республики Арцах со стороны Азербайджана внесла свои коррективы. Анжела Франгян не смогла приехать в Ереван, но с ней был установлен видеомост Ереван – Степанакерт, что весьма показательно в реалиях сегодняшнего времени: связь не потеряна.

Интересна и сама история создания картины. Побывав впервые в Армении в 2017 году, Джессика Вудворт была настолько восхищена нашей страной, что решила проводить съемки своей картины только среди местных пейзажей. И даже были выбраны основные локации – гора Арагац и ереванский солерудник глубиной в 235 метров. Но сначала пандемия, а затем Арцахская война изменили эти планы. Съемки пришлось перенести на Сицилию с ее холмистым рельефом и живописной растительностью.

«Лука», мировая премьера которого состоялась в нынешнем январе на Роттердамском фестивале, является киноадаптацией книги Дино Буццати «Татарская пустыня», основное повествование которой строится вокруг ожидания. Сюжетная линия построена в будущем времени, а герои существуют в плену иллюзий, в ожидании чего-то важного, значимого. Даже если это ожидание войны, предвосхищение грандиозной битвы. Каждая деталь, каждый кадр, мимика и жесты актеров передают атмосферу трепетного ожидания и гнетущего страха. Страха перед противником, страха быть изгнанным. По сюжету молодой солдат Лука, жаждущий войны и крови, оказывается в изолированном форте, где люди, веками защищая остатки цивилизации и крепостные стены, ждут удара мифического врага. Но со временем стремление Луки к войне стихает. Он очарован цитаделью, где подружился с двумя собратьями по оружию. Чуть позже череда трагических событий приводит его к разрушению системы выстроенных им самим иллюзий.

Среди ста фильмов, заявленных к ереванским показам, часть уже успели стать победителями престижных фестивалей в Каннах, Берлине, Венеции, Торонто. Примечательно участие свыше двадцати армянских фильмов – в «Международной полнометражной программе», «Региональной панораме» и короткометражной программе «Кориз», где в рамках последней было показано 10 фильмов. Из региональных фильмов внимание зрителей привлекли разнообразные курьезы вроде грузинской фантазии на тему «Волшебной горы» Томаса Манна. И если кинофестиваль открылся картиной Джессики Вудворт «Лука», то итогом недельных просмотров стал фильм «Календарь» канадского режиссера армянского происхождения Атома Эгояна.

Чуть позже на торжественной церемонии закрытия были названы победители – обладатели «Золотого» и «Серебряного абрикоса». В частности, в номинации полнометражных фильмов «Золотой абрикос» был вручен греческой картине Спироса Яковидеса «Черный камень», а его серебряный собрат достался португальскому фильму Симана Кайтари «Бродяжка». Лучшим гуманитарный фильмом признана картина Томера Хаймана «Не я». Специального приза жюри удостоилась лента нидерландского режиссера Зары Двингер «Малыш». В номинации «Региональная панорама» главный приз получил фильм совместного производства Германии, Ирана и Чехии Аббаса Амини «Бесконечные границы», а второй – грузинская лента Мариам Чачиа и Ника Войта «Волшебная гора». Как отметила Мариам Чачиа, работа над фильмом длилась девять лет, включая съемки и монтаж. «Мы снимали кино о туберкулезном диспансере. После съемок нам стало известно, что дом, в котором располагалось это медицинское учреждение, продали и должны сносить. Поэтому мы решили продолжить съемки, – отметила она, не исключив вероятности того, что картина попадет под запрет к показу в Грузии. – Власть даже заявляла, что фильмы должны быть с happy end. Но культура – это зеркало реальности. Поэтому, на мой взгляд, фильмы о проблемах не надо запрещать, надо решать сами проблемы».

В номинации короткометражных фильмов «Кориз» главной наградой и специальным призом Геннадия Мелконяна был отмечен документальный фильм армянского режиссера Армине Анд «Песня летящих листьев», а «Серебряный абрикос» ушел к режиссеру Арману Айвазяну. Завершился фестиваль грандиозным гала-концертом Государственного симфонического оркестра Армении под открытым небом. В течение нескольких часов здесь звучали известные мелодии из мировых киношедевров, что, по словам организаторов, стало подарком не только кинофестивалю, но также ереванцам и гостям столицы.

Фото на полосе:

Нарек Алексанян

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты