№9 (365) сентябрь 2023 г.

Китайские страсти Турандот на армянской оперной сцене

Просмотров: 1171

Ярким финалом завершившегося сезона в Ереванском театре оперы и балета им. А. Спендиарова стала премьера шедевра Дж. Пуччини «Турандот», которая, как и ожидалось, прошла при полном аншлаге. На его постановку Министерство ОНКС выделило 50 млн драмов. Впрочем, по мнению поклонников высокого искусства, в данном контексте важен не только материальный аспект, но и профессионализм творческого коллектива.

И хотя нынешняя постановка считается премьерной на ереванской сцене, тем не менее Турандот впервые запела в армянской столице одиннадцать лет назад в формате концертного исполнения, что не предполагает использования декораций, театральных костюмов и специального грима. Поэтому августовский показ стал самым ожидаемым оперным спектаклем сезона, а его успех изначально был предопределен благодаря соцветию известных имен армянских и российских служителей Мельпомены и Евтерпы. В частности, авторами спектакля стали известный режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев и музыкальный руководитель Карен Дургарян. За короткий срок режиссер по свету Сергей Скорнецкий и режиссер по видиоконтенту Вадим Дуленко смогли создать на сцене дивный мир китайских реалий ушедшей эпохи. А художник по костюмам Приморской сцены Мариинского театра Петр Окунев и «Дом моды Габаджян» одели актеров, вернее, их персонажей в роскошные китайские наряды, что добавляло оперному повествованию особую зрелищность.

Интрига сюжета строится вокруг истории любви коварной принцессы Турандот и принца Калафа, который с редкой для театра вокальной дерзостью проходит испытание и получает поддавшуюся силе чувств Турандот. Еще одной линией проходит история влюбленной в Калафа трогательной и женственной рабыни Лиу (Лю), что отражено в ее мягкой и лиричной вокальной партии. Спектакль полностью пронизан восточным колоритом, где по настоянию композитора веселые маски итальянской комедии (Панталоне, Тарталья и Бригелла) поменяли свои имена на «Пинг», «Понг» и «Панг», превратившись в злобных министров. Да и дочь китайского императора – прекрасная, но властная принцесса Турандот – по версии итальянских либреттистов Адами и Симони, предстает холодной красавицей с ледяным сердцем, жестоко расправляющейся с претендентами на ее руку и сердце. Ведь принадлежать она могла лишь тому, кто разгадает три ее загадки. Но горе тому, кто не отгадает их: его отрубленная голова прибавится к тем, что уже украшают стены дворца. Не случайно почти до конца ХХ века опера была запрещена в Китае как порочащая народ этой страны. Но в 1998 году ее все же представили с большой помпой на суд китайских зрителей. Причем не просто на театральных подмостках, а на месте предполагаемого действия героев – в Пурпурном Запретном городе.

Несмотря на то, что к моменту самого первого показа оперы в Европе Китайской империи уже не существовало, тем не менее именно красочное великолепие этой постановки стало эталонной классикой для изображения идеального «царства китайского» на других сценах мира. С тех пор лирическая драма «Турандот» признана самой «китайской» в мировой музыкальной шкатулке, а для самого Джакомо Пуччини она стала последней точкой не только в творчестве, но и на жизненном пути. Осознавая, что пишет свое последнее произведение, композитор горько сокрушался, что ему не хватит отпущенного времени для завершения задуманного. Предчувствуя кончину, он выразил желание, чтобы зрителям сообщили, в каком месте прервалось сочинение. Последнее, что успел написать Пуччини, это была ария рабыни Лиу «Ax, сердце в лед ты заковала», предсказавшей надменной принцессе Турандот, что той вскоре тоже суждено испытать любовь. После чего Лиу выхватывает кинжал у стражника и вонзает себе в грудь. Народ скорбит, траурный кортеж медленно покидает дворцовый парк, Турандот остается одна с принцем. Это последнее, что успел написать маэстро. На премьере оперы в миланском театре Ла-Скала в 1926 году в середине заключительного действия музыка неожиданно смолкла. Артуро Тосканини положив дирижерскую палочку на пюпитр, повернулся к публике. И выполняя волю автора, обратился к зрителям: «Здесь перо выпало из рук композитора». Сцена погрузилась во мрак, медленно опустился занавес и зал осветился. Молчание зала прервали возгласы «Слава Пуччини!» Представление продолжилось лишь на второй день, когда был показан финал в версии друга и коллеги маэстро Пуччини – Франко Альфано, написавшего на основе оставшихся записей концовку: небольшой любовный дуэт и музыкальный финал.

По словам дирижера Национального театра оперы и балета Арутюна Арзуманяна, в мировой оперной режиссуре сегодня используются оба варианта. «В нашей версии спектакль омрачен гибелью Лиу, затем следует финальный хор. Без дуэта», – отметил собеседник, одновременно подчеркнув значимую роль исполнителей. Это Ашот Гантарджян, Роман Хнкоян, Тигран Оганян, Армен Бадалян, Мари Мовсесян, Геворг Мадатян, Арман Аракелян, Гарник Егиазарян. И конечно, исполнительница главной роли китайской принцессы – заслуженная артистка РА, лауреат многих престижных международных конкурсов Анаит Мхитарян, чье великолепное пение и блестящая актерская игра не раз срывали аплодисменты на многих оперных сценах мира. По собственным словам певицы, выступление перед армянским зрителем особенно значимо и ответственно, так как она выступает дома, на родине, перед соотечественниками. Спектакль для нее особенный, поскольку она впервые в своем певческом творчестве обращается к опере «Турандот». Примечательно, что в спектакле участвуют молодые солисты театра, театральный хор и симфонический оркестр. Как отмечают критики, высокой оценки заслуживает хор и работа главного хормейстера Грача Боряна. «Нигде с такой активностью хор не включался в действие. В этом спектакле он становится одним из главных действующих лиц. Жизнь толпы на сцене – сильная сторона постановки», – считают они.

Радует и другое. Теперь «Турандот» прочно прописалась в репертуаре Ереванского оперного театра, который ожил с приходом нового руководителя Карена Дургаряна. За относительно небольшой промежуток времени здесь возобновлены спектакли «Аида», «Травиата», «Алеко», балет «Спартак», «Симфонические танцы» на музыку Рахманинова. Появились и новые постановки – «Огненное кольцо» Авета Тертеряна, балет современного композитора Ваче Шарафяна на драму Шанта «Старые боги», спектакль «Любовный напиток» Доницетти, а также балеты «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта», в создании которых принимали участие ведущие хореографы России Георгий Ковтун и Олег Виноградов. А в наступающем театральном сезоне ереванский зритель увидит новую постановку балета «Лебединое озеро».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты