«Нельзя одевать преступников в национальные одежды»
Мнение Главы комитета Госдумы РФ по делам национальностей Евгения Трофимова
Преступление на станции метро «Пушкинская» – убийство семнадцатилетнего студента Вигена Абрамянца, потрясло не только москвичей. Сразу же все газеты запестрели статьями о том, что данное преступление произошло на национальной почве. Однако уже на следующий день появились новые версии, в частности о том, что данное преступление совершено на почве личной неприязни. По моему мнению, не следует делать поспешных выводов.
Как председателю Комитета Государственной Думы мне понятно - совершено уголовное преступление, лишился жизни молодой человек. Я уверен, что виновные должны понести заслуженное наказание. Этот пример наглядно показывает, насколько поспешны выводы СМИ, квалифицировавшие данное преступление как совершенное по мотивам национальной розни, а по факту после детальной разборки преступления выясняется, что есть и другие версии, например бытовая почва. Я уверен, что только суд после детального и тщательно проведенного следствия может квалифицировать преступление.
Считаю, что ставить вопрос о существовании в России «экстремизма», «национальной нетерпимости», «межнациональной вражды» не совсем корректно. На протяжении всей своей истории Россия отличалась национальной и конфессиональной терпимостью. В противном случае мы не смогли бы построить такую федерацию. Все народы России создавали ее славу и разделяли невзгоды, выпавшие на ее долю. Более того, как показывает анализ, независимо от политических пристрастий, Россия сумела сохранить малые народы, и мы вправе сказать, что и новый век сохраняет правовые основы защиты интересов коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
Я согласен с тем, что «нужно все называть своими именами». Поэтому давайте признаем очевидное: в отличие от большинства стран мира, в России все народы, доверившие ей свою судьбу, сохранились на ее этнической карте. Многие народы получили от России поддержку и помощь от внешней угрозы и лишь в ее составе смогли сохранить себя как общности. Это, кстати, в значительной степени относится и к армянам, которые именно в России искали спасения от геноцида. Жаль, что сегодня некоторые из представителей национальных элит забывают или хотят об этом забыть.
Конечно, в 140-миллионной многонациональной стране имеются экстремисты. Проявляют активность скинхеды, НБП и ряд других организаций. Как известно, такие группировки, запрещенные в стране, нередко совершают насильственные действия по мотивам национальной розни. В течение минувшего года, по данным Генпрокуратуры, в стране было зарегистрировано 13 таких преступлений. За их совершение привлечены к уголовной ответственности 35 участников преступных действий.
И, тем не менее, говорить о существовании в России «национальной вражды» как общественного явления, я считаю, сегодня нет оснований. В массовом сознании национальная нетерпимость почвы не находила в прошлом и не находит ее сегодня. С негативными проявлениями в этой сфере ведется борьба, которая находит в российском обществе поддержку и понимание.
В сегодняшней России еще сохраняются факторы, которые провоцируют жестокость и вспышки насилия. Основные причины этих явлений кроются, прежде всего, в экономических, политических и морально-нравственных факторах нашей жизни.
Сейчас остро стоит вопрос об усилении уголовной и административно-правовой составляющей по противодействию ксенофобии, экстремизму и неофашизму. Речь идет об усилении меры наказания. В частности, было бы целесообразным усилить уголовную ответственность за осуществление массовых беспорядков, совершенных по мотивам расовой, национальной ненависти либо вражды.
Оставьте свои комментарии