Создание полномочных представительных органов потомков спасшихся от погромов армян Западной Армении является необходимой и неотложной задачей
Полномочные представительные органы западных армян в изгнании станут важнейшей составной частью организованного мирового армянства, а также эффективным средством и механизмом выявления и умножения потенциала Спюрка и его служения общеармянским целям.
Как известно, 16 мая 2006 года в Ереване на заседании Генерального Совета Всемирного Армянского Конгресса было принято решение содействовать формированию в течение трехмесячного срока Организационного Комитета по подготовке и проведению Съезда представителей потомков спасшихся от погромов армян Западной Армении с целью учреждения их полномочных представительных органов в изгнании.
Полномочные представительные органы западных армян в изгнании станут важнейшей составной частью организованного мирового армянства, а также эффективным средством и механизмом выявления и умножения потенциала Спюрка и его служения общеармянским целям.
Как известно, 16 мая 2006 года в Ереване на заседании Генерального Совета Всемирного Армянского Конгресса было принято решение содействовать формированию в течение трехмесячного срока Организационного Комитета по подготовке и проведению Съезда представителей потомков спасшихся от погромов армян Западной Армении с целью учреждения их полномочных представительных органов в изгнании.
Последней попыткой учредить органы, призванные непосредственно представить интересы армян Западной Армении, явились заседания Армянского Национального Съезда в Париже (февраль 1919 г. - июль 1920 г.), в котором принимали участие полномочные представители армянских общин Италии, Греции, Персии, Индии, Египта, Болгарии, США, Швейцарии, Франции и других стран. Беженцев, находивших приют на Кавказе, представляли Шант, Папазян, Терзибашян. В качестве наблюдателей от властей Армянской Республики в работе Съезда принимали участие Агаронян, Оганджанян, Пападжанян.
До этого в 1917 и 1919 гг. в Ереване состоялись два съезда представителей западных армян с целью определения судьбы опустошенной от армян Западной Армении и переживших геноцид армян. На заседании Второго съезда 13 февраля 1919 года был создан исполнительный комитет, в состав которого было избрано 12 депутатов от Западной Армении, вошедших в состав Совета Армянской Республики.
Этот Совет в основном состоял из членов Национального Совета восточных (российских) армян, избранного на конференции, которая состоялась в Тифлисе в сентябре - октябре 1917 года, целью которой было принятие мер по защите интересов восточных армян в России после Февральской революции 1917 года.
Тогда армянам не удалось осуществить программу формирования объединенного правительства Единой, Независимой и Свободной Армении (Восточной и Западной), провозглашенной на заседании парламента Армянской Республики, посвященном первой годовщине провозглашения независимости страны.
Не удались также усилия национальной делегации и Армянского Национального Съезда в Париже подписать Севрский договор и от имени западных армян, наряду с представителем от Армянской (Араратской) Республики.
Сегодня отсутствие этого пытаются восполнить представительства АРФД «Ай Дата» и Армянская Ассамблея Америки, которые, будучи в меру их возможностей авторитетными, в то же время не являются полномочными органами, представляющими западное армянство в целом.
Идея созыва Третьего съезда западных армян в последние годы становится все более и более насущной. Она приобретает поддержку со стороны армян всего мира, в том числе и со стороны граждан Республики Армения и армян других стран, которых в свое время называли «внутренней диаспорой». Необходимость созыва Третьего съезда западных армян диктуется рядом важных факторов, которые оказывают воздействие на настоящее и будут определять будущее армянства.
Подготовка и проведение Съезда по созданию полномочных представительных органов западных армян в изгнании станет эффективным средством и механизмом сплочения диаспоры в масштабах мирового армянства. Большая и очень значимая во всех отношениях часть армянского народа проживает вне исторической родины, и в то же время участие Спюрка в становлении армянской государственности несравнимо с ее материальными, интеллектуальными и духовными возможностями.
Должным образом организованный Спюрк, являясь одним из основных ресурсов национального развития, может иметь бюджет, многократно превышающий бюджет РА. Трудно переоценить значение объединения сил и усилий всего армянства для воодушевления нации, пробуждения ее созидательной энергии и, наконец, для создания мощного самостоятельного армянского фактора на международной арене.
В армянских общинах диаспоры до сих пор отсутствуют такие структуры, которые были бы в состоянии представлять общины в целом, с бюджетом, формируемым путем сбора взносов членов общины, и с органами, представляющими волеизъявление всех членов общины. Партии, культурные, религиозные, благотворительные и другие общественные объединения в общинах не объединены в национальное собрание и национальный совет общины.
До сих пор нет организации, которая представляла бы, скажем, потенциал всей армянской диаспоры США, насчитывающей свыше миллиона человек, и выступала бы от имени американских армян. Такое же положение существует во Франции и в других армянских общинах.
Одна из основных причин отсутствия такой организованности для решения общеармянских проблем является следствием той антинациональной политики, которая проводилась в советские времена, в частности, в отношении Спюрка, который якобы был осужден на неизбежную и скорую ассимиляцию. Тем самым пренебрегались роль и значение Спюрка в решении общеармянских проблем.
Принципиально отрицалось существование важнейших общенациональных проблем, существование нерешенного армянского вопроса, раздувалось значение Советской Армении как «единственной Родины армян всего мира», армяне разделялись на прогрессивных и реакционных в зависимости от их отношения к государственному строю страны, постоянно сеялась вражда между армянами.
Одной из основных целей и причин неотложности созыва Съезда, создания полномочных представительных органов западных армян (Национальное собрание, Национальный совет с соответствующими комиссиями) является необходимость распределения работ и ролей между составными частями мирового армянства для решения армянского вопроса (восточного и западного).
Проблемы решения восточного армянского вопроса относятся к восстановлению территориальной целостности Республики Армения, созданной на территории одной из частей Восточной Армении в 1918-1920 гг., которая была разделена в результате советско-кемалистской агрессии и оккупации страны; к объединению де-юре Республики Армения и Арцаха; к обеспечению динамичного и безопасного развития армянской государственности; к организации репатриации армян, заселения освобожденных армянских территорий; к налаживанию нормальных отношений с соседними странами, особенно с Турцией и Ираном; к преодолению блокады и изоляции страны; к установлению реальных союзнических отношений с десоветизированной, новой Россией.
Современная Республика Армения, которая была образована после второго развала советизированной Российской империи на части Восточной Армении, на территории Армянской ССР, которая в два раза меньше территории Первой республики и которая де-юре не является правопреемницей Первой республики, не рассматривается как имеющая полномочия, переданные западными армянами, представить их интересы и не в состоянии в настоящее время решать многочисленные сложные задачи, связанные с судьбами и проблемами Западной Армении и потомков западных армян.
Не следует ожидать от властей Республики Армения решения проблем, которые находятся вне их сил и прямых обязанностей и неотложных целей, а именно: обеспечение безопасности и динамичного развития республики, оказание достойного отпора притязаниям Азербайджана на Арцах и другие армянские территории.
К кругу проблем западного армянского вопроса относятся: судьба потомков западных армян, переживших геноцид 1915-1923 гг. и разбросанных по всему миру; организованная и эффективная работа, направленная против ассимиляции армян, сохранение национальных традиций; сохранение и восстановление армянских культурных памятников, находящихся в Западной Армении; достижение осуждения всем мировым сообществом, международными организациями геноцида армян; образование представительных органов западных армян в изгнании, которые имели бы полномочия вести переговоры с нынешними турецкими властями об осуждении и признании преступлений, совершенных руководителями Османской империи, о возмещении причиненного ущерба, о предоставлении возможностей всем желающим беспрепятственно и безопасно вернуться в родные места и другие вопросы.
Формирование полномочных представительных органов потомков западных армян в изгнании может служить также эффективным механизмом для использования потенциала Спюрка, для разработки и осуществления общеармянских программ и проектов, направленных на обеспечение безопасного, динамичного и устойчивого развития армянской государственности, для защиты прав и интересов армян всего мира.
Эта деятельность будет способствовать становлению и развитию современного армянского политического мышления, которое будет основываться на объективной и научной переоценке политической истории армян, в особенности последнего столетия, которая будет отражать как победы и достижения, так и причины поражений и потерь, в целях предотвращения новых поражений и потерь, для обеспечения новых подвигов духа и воли нации.
Объединенные усилия по координации составных частей мирового армянства будут способствовать формированию мощного самостоятельного армянского фактора в международной жизни, который будет отражать возникновение и развитие финансово-политических сил, опирающихся на союз национального капитала и национальных интеллектуалов, который обеспечит массовое участие армян в формировании этого фактора и который, в конечном итоге, создаст условия для нации самостоятельно определять свою судьбу.
Желающим более подробно и профессионально заняться изучением проблем самоорганизации армян будет полезным ознакомиться со сборником, содержащим протоколы заседаний армянских съездов и форумов, состоявшихся в судьбоносные годы прошлого, начиная с 1912 г. по 1920 г., выпущенным в 2004 году в Ереване издательством «Армянский вестникъ».
Карен Микаелян, первый вице-президент ВАК
Для бесплатного получения сборника можно обращаться по электронному адресу
Оставьте свои комментарии