N 14 (109) Октябрь 2006 года.

Судьба пророссийских сил в Грузии

Просмотров: 4983

Когда в Грузии в 2004 году произошла «революция роз», основным политическим партнером России в этой стране был аджарский лидер Аслан Абашидзе, контролировавший также одну из крупнейших фракций в парламенте. В те времена Абашидзе вполне мог считаться политической фигурой общенационального масштаба.

«Революция роз» привела к тому, что большинство сторонников Шеварднадзе были вытеснены из большой политики, а власть Абашидзе в Аджарии упразднена - сам аджарский лидер нашел убежище в России. К власти в стране пришли политики, ориентированные на Запад. Россия для них была лишь препятствием на пути вестернизации страны.

Когда в Грузии в 2004 году произошла «революция роз», основным политическим партнером России в этой стране был аджарский лидер Аслан Абашидзе, контролировавший также одну из крупнейших фракций в парламенте. В те времена Абашидзе вполне мог считаться политической фигурой общенационального масштаба.

«Революция роз» привела к тому, что большинство сторонников Шеварднадзе были вытеснены из большой политики, а власть Абашидзе в Аджарии упразднена - сам аджарский лидер нашел убежище в России. К власти в стране пришли политики, ориентированные на Запад. Россия для них была лишь препятствием на пути вестернизации страны.

Так в 2004 году Москва оказалась перед необходимостью искать себе новых союзников в стране, которая быстро превращалась в ее основного оппонента на постсоветском пространстве.

Из всех политических сил, существующих в Грузии, Россия могла рассчитывать на взаимодействие лишь с внепарламентской оппозицией. Во-первых, с Лейбористской партией, возглавляемой политиком-популистом Шалвой Нателашвили, решительным критиком политики как Шеварднадзе, так и Саакашвили. Он выступает за развитие отношений с Россией, за то, чтобы Грузия оставалась вне блоков (для Москвы это важно – все грузинские парламентские фракции – явные «атлантисты» и энтузиасты вступления Грузии в НАТО). Политический вес Нателашвили признают и на Западе – в нынешнем году он по приглашению Центра Никсона посетил США, где встречался с американскими законодателями.

Еще одни потенциальные сторонники России - сохранившие относительную дееспособность часть сторонников Шеварднадзе. Они создали в 2004 году партию «Вперед, Грузия!» во главе с бывшим уполномоченным президента в Имеретии Темуром Шашиашвили (он был конкурентом Саакашвили на президентских выборах, но получил лишь 2% голосов) и бывшим председателем парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклием Батиашвили. Одним из активных деятелей партии стала известный судебно-медицинский эксперт Майя Николаешвили. Именно Николаешвили активно возражала в грузинских СМИ против официальной версии случайной смерти бывшего премьера Зураба Жвании от угарного газа, выпущенного стылой тбилисской зимой неисправным иранским обогревателем.

К этим силам примкнули небольшие организации, созданные известными в 90-е годы политическими фигурами, по разным причинам ушедшими из власти при Шеварднадзе и не получившими возможности вернуться туда после его свержения. Речь, в первую очередь, шла об Игоре Гиоргадзе, бывшем министре безопасности Грузии, обвиняемом в покушении на жизнь Шеварднадзе. В 2004 году его сторонники образовали в Грузии партию «Справедливость», но самому Гиоргадзе не было разрешено вернуться на родину, где он вне закона. Среди политических фигур, обвиненных в нежелательных связях с Гиоргадзе, оказались и лидер небольшой партии «Надежда» («Имеди») Ирина Саришвили (вдова известного деятеля грузинского национального движения конца 80-х годов Гии Чантурия и сама в прошлом участница грузинского диссидентского сообщества), и глава Консервативной (монархической) партии Темур Жоржолиани, сидевший в тюрьме и при Гамсахуардия, и при Шеварднадзе – и севший при Саакашвили.

Именно сторонники Гиоргадзе, Саришвили и Жоржолиани стали основой структуры, которая организовывала акции протеста против власти Саакашвили. В октябре 2005-го для проведения массовых акций было создано общественное движение «АнтиСорос» (американский финансист Джордж Сорос активно поддерживал «революцию роз», вплоть до того, что платил зарплату членам грузинского правительства. Для многих грузин он символ американского влияния в стране). В 2006 году был основан благотворительный фонд Игоря Гиоргадзе, который возглавила Ирина Саришвили. Учредителями движения выступили представители партии «Справедливость» и консерваторов-монархистов, а главой организации стала Майя Николаешвили из партии «Вперед, Грузия!».

Она же возглавила открытое в октябре 2005 года в Тбилиси представительство российской неправительственной организации «Кавказский институт демократии» (ранее НПО из России в Грузии не работали). Так, прошел конкурс работ по теме российско-грузинских отношений, лучшие из которых вошли в книгу «Выбор царя Ираклия II: взгляд из XXI века». Другой конкурс назывался «Я и абхаз» и был связан с задачей достижения взаимопонимания между двумя народами. Еще один конкурс проводился для русскоязычных СМИ Грузии: его задачей было создание качественного информационного продукта для национальных меньшинств, проживающих в стране.

В одном из своих интервью, объясняя, как она возглавила представительство фонда, Николаешвили заявила, что в августе 2005 года «сюда приезжал координатор фонда Александр Джорджадзе. С ним был Модест Колеров, он занимает высокий пост в администрации Путина. У них была встреча с разными представителями общественности, в том числе и в правительственных кругах. Некоторое время спустя со мной связался Александр Джорджадзе и обратился с таким вот предложением». Она подтвердила, что встречалась с Гиоргадзе, но заявила, что бывший министр госбезопасности не имеет отношения к «Кавказскому институту демократии».

Публичные акции оппозиция тоже проводила часто: в декабре 2005 года монархисты организовали театрализованное представление - символические похороны Сороса и факельное шествие в защиту Грузинской православной церкви и прав верующих – против отказа от статуса православия как главенствующей конфессии в стране.

В феврале нынешнего года Николаешвили объявила о начале сбора подписей с требованием об отставке Саакашвили и с требованием не вводить на территорию Грузии войска других стран после вывода российских военных баз. В марте прошло новое театрализованное шествие монархистов и «АнтиСороса». В апреле – акция с участием тех же организаций и «Справедливости» с требованием проведения досрочных парламентских выборов и отставки Саакашвили. В мае сразу три митинга, во время одного из которых Николаешвили заявила: «Грузия привыкла к революциям, конечно, ненасильственным революциям, так что, когда наступает период, когда узурпируется власть и когда наступает такая диктатура, которая есть в Грузии, диктатуру обычно свергают, и это святое дело». А Жоржолиани описал возможную технологию новой революции: «Здесь будут стоять, на Руставели, сотни тысяч человек, поддерживающих Игоря Гиоргадзе. Я посмотрю, как они посмеют арестовать Игоря Гиоргадзе». Что касается самого бывшего министра, то он назвал будущую революцию «крапивной», а тогдашний заместитель российского генпрокурора Владимир Колесников публично заявил, что объявленный в международный розыск Гиоргадзе может официально получить политическое убежище в России.

Разгром пророссийской оппозиции в Грузии начался с «Кавказского института демократии». В июле он объявил, что вынужден приостановить свою работу. В заявлении представителя института говорилось: «Трагично, что в условиях беспрепятственной деятельности сотен западных НПО в Грузии, достигающей даже властных кабинетов, полноценная деятельность их российских коллег становится невозможной».

Затем настала очередь партии «Вперед, Грузия!». Один из ее лидеров Ираклий Батиашвили был обвинен в «оказании интеллектуальной помощи при попытке организации мятежа против государства и непредоставлении правоохранительным структурам информации, затрагивающей безопасность страны». Он был арестован 29 июля, после недавнего выступления сванского командира и бывшего уполномоченного президента Шеварднадзе в Сванетии Эмзара Квициани, изгнанного с контролировавшейся им территории правительственными войсками. Теперь Батиашвили угрожает до 24 лет лишения свободы.

В сентябре 2006 г. удар был нанесен по коалиции сторонников Гиоргадзе. По обвинению в антигосударственной деятельности и в попытке организации государственного переворота в разных городах страны задержаны политический секретарь партии «Справедливость» Резо Булия, руководители региональных отделений партии, а также Майя Николаешвили, Темур Жоржолиани и другие политики. В офисе фонда Гиоргадзе и в доме его отца, отставного генерала Пантелеймона Гиоргадзе (также находящегося за пределами Грузии), прошел обыск, а за Ириной Саришвили установлена слежка (видимо, она не арестована благодаря богатому «диссидентскому прошлому»). Часть задержанных была отправлена в предварительное заключение сроком на два месяца – кроме Николаешвили, выпущенной под залог после того, как она дала признательные показания.

Саакашвили, со своей стороны, пытается мобилизовать общество вокруг антироссийской идеи, что может помочь его партии победить на региональных выборах в октябре. Сторонники грузинского президента уже прямо связывают деятельность сторонников Гиоргадзе и недавние события в Сванетии как часть одного заговора, инспирированного в Москве.

И хотя рейтинг действующего президента заметно упал, он все равно остается наиболее влиятельным политиком страны из-за раскола оппозиции. Так, по данным апрельского опроса, опубликованного в грузинской газете «Квирис палитра», за него хотели бы проголосовать 33,2% (а не 96%, как на выборах 2004 года). Далее следуют еще два прозападных политика - бывший министр иностранных дел, ныне глава партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили (23,1%) и лидер Консервативной партии Грузии Коба Давиташвили (8,6%). Нателашвили по этому опросу лишь на четвертом месте с 5,8%.

Гаяне Макунц

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты