Рустам Ибрагимбеков: «Отток армян, русских, евреев из Баку заметно снизил уровень культуры»
Интервью с известным кинорежиссером
— В одном из своих интервью Вы заявили, что три дня в неделю Вы считаете себя европейцем, три дня - азиатом. А кем Вы ощущаете себя, глядя на современный Баку?
— Вы не докончили мою фразу, высказанную в интервью. К уже процитированному я добавил: « А на седьмой день я сижу и думаю, что же лучше - быть европейцем или азиатом?» Что до ответа на ваш вопрос, то я по-прежнему считаю, что Баку – это тот город, который органично впитал в себя все лучшее из того, что дали нам Европа и Азия.
Интервью с известным кинорежиссером
— В одном из своих интервью Вы заявили, что три дня в неделю Вы считаете себя европейцем, три дня - азиатом. А кем Вы ощущаете себя, глядя на современный Баку?
— Вы не докончили мою фразу, высказанную в интервью. К уже процитированному я добавил: « А на седьмой день я сижу и думаю, что же лучше - быть европейцем или азиатом?» Что до ответа на ваш вопрос, то я по-прежнему считаю, что Баку – это тот город, который органично впитал в себя все лучшее из того, что дали нам Европа и Азия.
— То есть Вы не считаете, что Баку потерял ныне свой неповторимый облик?
— Баку очень сильно меняется. Увы, распалась этническая мозаика, которая складывалась руками истории на протяжении столетий. Такое не смог бы создать ни один, пусть даже самый великий правитель. Но, с другой стороны, в 30-ые годы прошлого века азербайджанское население составляло меньше половины Баку, а в шестидесятые годы достигло цифры в 60% от общего числа бакинцев.
Это, на мой взгляд, была идеальная пропорция, которая выгодно отличала Баку от Еревана и многих российских городов и делала нашу столицу очень похожей на революционный Тбилиси.
Сейчас этнический состав в Баку стал более однородным, мононациональным. И город, безусловно, потерял от этого. Но гармоничное соединение Востока и Запада осталось, и большинство бакинцев по- прежнему несут в себе этот сплав западной и восточной культур.
Другое дело, что в Баку в последние годы хлынул огромный поток выходцев из деревень. Это похоже на стихийное бедствие. Мои высказывания по этому поводу не раз вызывали недовольство. Но я по-прежнему считаю, что миграционные процессы должны проходить естественно, не превышая некий порог интенсивности.
То же самое с миграцией. Испокон веков люди переселялись из деревень в города, меняя образ жизни и менталитет, адаптируясь к городским условиям жизни. Но когда поток людей из сельской местности увеличивается до уровня селевого напора, то происходит обратное - меняются не люди, приехавшие в город, а наоборот, они, превалируя количественно, превращают город в деревню.
Бакинец - это сочетание неповторимых мировоззренческих и культурных свойств, на создание которых требуются десятилетия. Нельзя получить качественное вино, если оно не проходит выдержки на протяжении лет. Чем дольше, тем лучше.
— Вы с ностальгией говорили о многонациональном Баку. Считаете ли Вы, что город многое потерял из-за того, что из него уехали армяне, евреи, русские?
— Безусловно. Любая еда вкусна при наличии разного рода приправ, специй. Участвовавшие в формировании образа Баку люди различных национальностей чаще всего были высокими профессионалами в разных сферах деятельности. Поэтому их отток из Баку не мог не сказаться на качестве жизни. К сожалению, из Баку уехала значительная часть азербайджанской интеллигенции.
К тому же существенная доля интеллигенции, которая осталась в Баку, оказалась на обочине происходящих в стране процессов и мало на что может повлиять. В итоге произошло крайне парадоксальное явление - азербайджанских интеллигентов достаточно много в стране и за ее пределами, а азербайджанской интеллигенции, как общественной силы, влияющей на государственную политику, нравственный климат страны, общественное мнение и так далее - нет.
— Не могли бы поделиться своими ощущениями по поводу того, как, на Ваш взгляд, изменился архитектурный облик Баку?
— Архитектурное преображение Баку тоже похоже на стихийное бедствие.
Город теряет свой неповторимый облик из-за беспорядочного, непродуманного возведения домов. Подобного рода процессы происходят во многих городах мира, но они стратегически регулируются и ослабляют конфликт между старым и новым, консервативным и новаторским в облике города. В Баку же эти процессы, как и с притоком населения, приняли неуправляемый характер.
— Можно ли сказать, что общий уровень культуры в Баку заметно снизился?
— Конечно. Давайте просто займемся подсчетами. В семидесятые годы население Баку составляло примерно полтора миллиона человек. Вследствие разных причин половина из них уехала. На место уехавших в Баку хлынул поток жителей районов и сел, беженцев и вынужденных переселенцев. Говорят, что их число составляет не менее 2 миллионов человек. В результате коренных бакинцев просто не видно. И происходит отождествление тех, кто приехал в наш город сравнительно недавно, с коренными бакинцами. В итоге гости нашего города получают искаженное представление о городе и его жителях.
— Вы сняли фильм «Кочевник» - блокбастер о казахской истории. Как Вы считаете, нужен ли нам такой же фильм, рассказывающий об истории азербайджанского народа?
— Несомненно. Герой картины «Кочевник» в начале XVIII века сумел объединить казахов, освободить народ от завоевателей и заложить основы казахской государственности. Достаточно высокий художественный уровень картины, а главное - постановочная мощь и богатство обеспечили ей зрительское внимание во всем мире. Я уверен, что о нашей истории можно снять фильмы, которые будут иметь широкий мировой прокат.
Но тут необходимо отметить, что вдохновителем и инициатором проекта «Кочевник» был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Говорю это для того, чтобы подчеркнуть, сколь важна роль руководства страны при осуществлении подобного рода глобальных проектов.
— Что Вы можете сказать о своих творческих планах?
— Что касается моих планов, то они, как и в прежние годы, довольно насыщенны. Только что завершилась работа над совместным азербайджано-российским фильмом по моему сценарию «Прощай, южный город», затрагивающим проблемы Баку, о которых мы говорили. Я являюсь и продюсером этой картины. Режиссер-постановщик фильма – Олег Сафаралиев, живущий в Москве. Еще три сценария в разных стадиях производства в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.
Продолжаю писать прозу, до конца года должен сдать в журнал «Дружба народов» повесть «Победитель» - продолжение серии повестей, составивших роман «Солнечное сплетение».
После некоторого перерыва возобновятся спектакли в моем театре «Ибрус». Мы приглашены на гастроли во Францию, Россию, Турцию и другие страны.
Беседу вел Акпер Гасанов
Оставьте свои комментарии