N 14 (109) Октябрь 2006 года.

Рустам Ибрагимбеков: «Отток армян, русских, евреев из Баку заметно снизил уровень культуры»

Просмотров: 9956

Интервью с известным кинорежиссером

— В одном из своих интервью Вы заявили, что три дня в неделю Вы считаете себя европейцем, три дня - азиатом. А кем Вы ощущаете себя, глядя на современный Баку?

— Вы не докончили мою фразу, высказанную в интервью. К уже процитированному я добавил: « А на седьмой день я сижу и думаю, что же лучше - быть европейцем или азиатом?» Что до ответа на ваш вопрос, то я по-прежнему считаю, что Баку – это тот город, который органично впитал в себя все лучшее из того, что дали нам Европа и Азия.

Интервью с известным кинорежиссером

— В одном из своих интервью Вы заявили, что три дня в неделю Вы считаете себя европейцем, три дня - азиатом. А кем Вы ощущаете себя, глядя на современный Баку?

Вы не докончили мою фразу, высказанную в интервью. К уже процитированному я добавил: « А на седьмой день я сижу и думаю, что же лучше - быть европейцем или азиатом?» Что до ответа на ваш вопрос, то я по-прежнему считаю, что Баку – это тот город, который органично впитал в себя все лучшее из того, что дали нам Европа и Азия.

— То есть Вы не считаете, что Баку потерял ныне свой неповторимый облик?

Баку очень сильно меняется. Увы, распалась этническая мозаика, которая складывалась руками истории на протяжении столетий. Такое не смог бы создать ни один, пусть даже самый великий правитель. Но, с другой стороны, в 30-ые годы прошлого века азербайджанское население составляло меньше половины Баку, а в шестидесятые годы достигло цифры в 60% от общего числа бакинцев.

Это, на мой взгляд, была идеальная пропорция, которая выгодно отличала Баку от Еревана и многих российских городов и делала нашу столицу очень похожей на революционный Тбилиси.

Сейчас этнический состав в Баку стал более однородным, мононациональным. И город, безусловно, потерял от этого. Но гармоничное соединение Востока и Запада осталось, и большинство бакинцев по- прежнему несут в себе этот сплав западной и восточной культур.

Другое дело, что в Баку в последние годы хлынул огромный поток выходцев из деревень. Это похоже на стихийное бедствие. Мои высказывания по этому поводу не раз вызывали недовольство. Но я по-прежнему считаю, что миграционные процессы должны проходить естественно, не превышая некий порог интенсивности.

То же самое с миграцией. Испокон веков люди переселялись из деревень в города, меняя образ жизни и менталитет, адаптируясь к городским условиям жизни. Но когда поток людей из сельской местности увеличивается до уровня селевого напора, то происходит обратное - меняются не люди, приехавшие в город, а наоборот, они, превалируя количественно, превращают город в деревню.

Бакинец - это сочетание неповторимых мировоззренческих и культурных свойств, на создание которых требуются десятилетия. Нельзя получить качественное вино, если оно не проходит выдержки на протяжении лет. Чем дольше, тем лучше.

— Вы с ностальгией говорили о многонациональном Баку. Считаете ли Вы, что город многое потерял из-за того, что из него уехали армяне, евреи, русские?

Безусловно. Любая еда вкусна при наличии разного рода приправ, специй. Участвовавшие в формировании образа Баку люди различных национальностей чаще всего были высокими профессионалами в разных сферах деятельности. Поэтому их отток из Баку не мог не сказаться на качестве жизни. К сожалению, из Баку уехала значительная часть азербайджанской интеллигенции.

К тому же существенная доля интеллигенции, которая осталась в Баку, оказалась на обочине происходящих в стране процессов и мало на что может повлиять. В итоге произошло крайне парадоксальное явление - азербайджанских интеллигентов достаточно много в стране и за ее пределами, а азербайджанской интеллигенции, как общественной силы, влияющей на государственную политику, нравственный климат страны, общественное мнение и так далее - нет.

— Не могли бы поделиться своими ощущениями по поводу того, как, на Ваш взгляд, изменился архитектурный облик Баку?

Архитектурное преображение Баку тоже похоже на стихийное бедствие.

Город теряет свой неповторимый облик из-за беспорядочного, непродуманного возведения домов. Подобного рода процессы происходят во многих городах мира, но они стратегически регулируются и ослабляют конфликт между старым и новым, консервативным и новаторским в облике города. В Баку же эти процессы, как и с притоком населения, приняли неуправляемый характер.

— Можно ли сказать, что общий уровень культуры в Баку заметно снизился?

Конечно. Давайте просто займемся подсчетами. В семидесятые годы население Баку составляло примерно полтора миллиона человек. Вследствие разных причин половина из них уехала. На место уехавших в Баку хлынул поток жителей районов и сел, беженцев и вынужденных переселенцев. Говорят, что их число составляет не менее 2 миллионов человек. В результате коренных бакинцев просто не видно. И происходит отождествление тех, кто приехал в наш город сравнительно недавно, с коренными бакинцами. В итоге гости нашего города получают искаженное представление о городе и его жителях.

— Вы сняли фильм «Кочевник» - блокбастер о казахской истории. Как Вы считаете, нужен ли нам такой же фильм, рассказывающий об истории азербайджанского народа?

Несомненно. Герой картины «Кочевник» в начале XVIII века сумел объединить казахов, освободить народ от завоевателей и заложить основы казахской государственности. Достаточно высокий художественный уровень картины, а главное - постановочная мощь и богатство обеспечили ей зрительское внимание во всем мире. Я уверен, что о нашей истории можно снять фильмы, которые будут иметь широкий мировой прокат.

Но тут необходимо отметить, что вдохновителем и инициатором проекта «Кочевник» был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Говорю это для того, чтобы подчеркнуть, сколь важна роль руководства страны при осуществлении подобного рода глобальных проектов.

— Что Вы можете сказать о своих творческих планах?

Что касается моих планов, то они, как и в прежние годы, довольно насыщенны. Только что завершилась работа над совместным азербайджано-российским фильмом по моему сценарию «Прощай, южный город», затрагивающим проблемы Баку, о которых мы говорили. Я являюсь и продюсером этой картины. Режиссер-постановщик фильма – Олег Сафаралиев, живущий в Москве. Еще три сценария в разных стадиях производства в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.

Продолжаю писать прозу, до конца года должен сдать в журнал «Дружба народов» повесть «Победитель» - продолжение серии повестей, составивших роман «Солнечное сплетение».

После некоторого перерыва возобновятся спектакли в моем театре «Ибрус». Мы приглашены на гастроли во Францию, Россию, Турцию и другие страны.

Беседу вел Акпер Гасанов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 23 человека