N 14 (109) Октябрь 2006 года.

Так можно и Европу догнать...

Просмотров: 3155

В Ереване состоялась презентация годового доклада Армяно-европейского центра экономической политики и правовой консультации (AEPLAC) «Экономическое развитие Армении». В докладе сделаны сравнения с экономиками других стран, что делает его, по мнению руководителей AEPLAC , традиционным и новаторским одновременно.

По данным Национальной статистической службы, легших в основу доклада, с 2000 по 2005 год ВВП Армении в национальной валюте вырос более чем в два раза. Реальный рост экономики, с учетом инфляции, возрос в 1,8 раза. В Армении в 2005 г. ВВП составил $4,9 млрд, что, по данным МВФ, ставит ее по объему экономики в 14-ю десятку из 180 стран. Однако по темпам развития – 14% - она занимает второе место в этом списке после Азербайджана с беспрецедентными 24,3% роста.

В Ереване состоялась презентация годового доклада Армяно-европейского центра экономической политики и правовой консультации (AEPLAC) «Экономическое развитие Армении». В докладе сделаны сравнения с экономиками других стран, что делает его, по мнению руководителей AEPLAC , традиционным и новаторским одновременно.

По данным Национальной статистической службы, легших в основу доклада, с 2000 по 2005 год ВВП Армении в национальной валюте вырос более чем в два раза. Реальный рост экономики, с учетом инфляции, возрос в 1,8 раза. В Армении в 2005 г. ВВП составил $4,9 млрд, что, по данным МВФ, ставит ее по объему экономики в 14-ю десятку из 180 стран. Однако по темпам развития – 14% - она занимает второе место в этом списке после Азербайджана с беспрецедентными 24,3% роста. Высокий темп развития сохранился и в первом полугодии 2006 г. По предварительным оценкам, он составляет 11,9%, но о годовых оценках можно будет говорить не раньше II квартала будущего года.

Только в 2002 г. экономика Армении стала больше производить, нежели потреблять. Доля конечного потребления в 2005 г. составила 86,8%. Т.е. «проедается» уже не весь ВВП. Остальные 13,2% составляют долю внутренних накоплений, в данном случае – инвестиций. Для европейских стран в среднем конечное внутреннее потребление составляет 78,6%. Так что от среднеевропейских параметров Армению отделяют 8%. При этом такие страны, как Люксембург, Иран и Азербайджан, тратят на конечное потребление около половины ВВП, что характерно для стран с высокой долей экспорта. Высокое внутреннее потребление, как известно, стимулирует развитие соответствующих производств, высокая же доля накоплений провоцирует утечку капиталов, если им не найдется применения в стране. Но при разумной инвестиционной политике накопления могут обеспечить экономический рывок страны в долгосрочной перспективе.

Рост армянской экономики пока в основном обеспечивает строительство. Строительный бум был, в общем-то, инициирован фондом ЛИНСИ американского миллиардера Керка Керкоряна, первая программа которого, осуществленная в 2001-2003 гг., «стоила» $150 млн. Доля строительства в ВВП в 2005 г. составляет 21,7%, на 35,1% больше, чем в 2004 –м. Строительный бум, в свою очередь, провоцирует развитие промышленности стройматериалов, однако если не поднять конкурентоспособность армянской экономики на внешних рынках, то через 3-4 года, по мнению председателя Центробанка Тиграна Саркисяна, темпы роста замедлятся - всякий бум конечен.

Удельный вес налогов в ВВП составляет 8,5% при средней европейской норме в 10,7%. Что дало повод директору ереванского офиса ВБ Роджеру Робинсону еще раз призвать к углублению реформ в налоговой и таможенной сфере. Как показало убийство начальника оперативного управления Госналогслужбы Шаэна Овасапяна, эту сферу и так лихорадит. Даже без углубления реформ.

Наиболее озадачивающая часть армянской экономики, кроме ее малого объема, – это превышение импорта над экспортом. Несмотря на то, что дефицит платежного баланса за 6 лет уменьшился с 27,2% до 13,0% в 2005 г., в этом году он пока показывает тенденцию к росту из-за укрепления национальной валюты, подрывающего экспорт. В 2005 г. драм по отношению к доллару укрепился на 14,28%, причем доллар продолжает падать, что негативно сказывается на промышленности Армении. Превышение импорта над экспортом в I полугодии этого года уже превысило $0,5 млрд. Пока дефицит платежного баланса покрывается в основном за счет частных трансфертов – присылаемых в Армению зарубежными родственниками денег. Как заявил директор армянского филиала AEPLAC Тигран Джрбашян, единственным путем стимулирования экспорта является развитие финансового сектора страны, который будет способен переводить частные транcферты в инвестиции. Однако за все время поступления трансфертов не было выработано разумной политики по созданию импортозамещающих производств, чтобы уменьшить дефицит. Тут, вполне возможно, сказывается и влияние импортеров, имеющих сверхприбыли в период укрепления национальной валюты.

Вообще говоря, укрепление драма является самой обсуждаемой темой армянской экономики. Она касается многих, живущих на зарубежные трансферты, и потому политизирована. Обсуждение этой темы с Центробанком чревато скандалами, последний из них произошел в парламенте, когда председатель ЦБ Саркисян посоветовал депутатам, прежде чем говорить на столь сложные темы, поработать у него в банке хотя бы уборщиками. Депутаты оскорбление запомнили, но наказать не смогли – нет механизмов.

Относительно опережающей другие страны инфляции есть несколько соображений. Во-первых, объективная реальность. Частные трансферты в Армению достигли уровня $1,2 – 1,3 млрд, превысив бюджет страны. Стерилизовать эту массу нечем, и потому она воздействует на укрепление национальной валюты больше, чем в странах с большими стабилизационными фондами и менее долларизированной экономикой. Дополнительной эмиссии драмов Центробанк просто боится, опасаясь галопирующей инфляции.

Во-вторых, ничего не делается, чтобы ограничить аппетиты импортеров, не снижающих цены импортных товаров в драмах. Их доля в ВВП в 2005 г. превысила треть (ок. 36%) и продолжает расти. С такой солидной финансовой базой и монополизированностью экономики импортеры способны влиять не только на курс драма, но и на законодательную базу. Правда, министр промышленности Карен Чшмаритян заявил недавно, что в структуре импорта превалируют инвестиционные, а не потребительские товары и потому тревожиться незачем, однако подобные заявления людьми, теряющими доходы, серьезно не воспринимаются.

В 2004 г. преодоление тысячедолларового рубежа в оценке ВВП на душу населения позволило Армении войти в низшую группу стран со средними доходами (от $825 до $3255 США, по классификации Всемирного банка). В 2005 г. этот показатель составил $1524 и продолжает расти как за счет собственно роста экономики, так и падения курса доллара. При этом так называемый «паритет покупательной способности» доллара для Армении продолжает падать. Если в 2003 г. он составлял 3,94, т.е. в Армении на один доллар можно было купить почти в 4 раза больше товаров, чем в США, то в 2004 г. паритет составил 3,63. Пересчитанный с учетом этого параметра ВВП на душу населения в 2004 –м году составляет уже вполне приличную цифру – $4222 на человека, занимая пятое место в СНГ после России, Казахстана, Беларуси и Украины. Авторы доклада, беря за основу этот показатель и средние темпы развития за последние 5 лет в Армении – 12,2% и в ЕС – 1,8%, приходят к выводу, что в течение 19 лет Армения может догнать Европу. Впрочем, слабость этой абстракции признают и сами авторы. Во-первых, насколько долговременными окажутся темпы развития? Во-вторых, насколько долговременным окажется высокое значение паритета покупательной способности? Чем дальше развивается экономика, тем этот паритет становится ближе к единице. И не только из-за инфляции доллара, а еще и потому, что лучшая жизнь означает пользование качественными товарами, цены на которые в разных странах одинаковы. Так что лучше сразу брать курс «паритет», равный единице. Правда, при этом придется в три раза поднять темпы развития, добравшись до фантастических 36%, оставив Европе 1,8%. В принципе, переходные экономики способны на такие подвиги, но только в течение короткого времени. Так что тут придется поспешать, не торопясь. Дай Бог за два поколения не то чтобы добраться до европейского уровня, но хотя бы подойти к нему. Причем тут уже не обойтись просто ростом, который неизбежно затормозится и из-за чрезмерной монополизированности экономики, и из-за наличия коррупции. Необходимы и справедливые критерии распределения богатства, которые дадут почувствовать экономический рост народу непосредственно, а не через благодеяния олигархов. Т.н. критерий Джинни, показывающий соотношение доходов между 10% или 5% населения с наиболее высокими и наиболее низкими доходами, превосходит в Армении европейские критерии во много раз. Вместе с теневой экономикой, объем которой, по данным Центробанка, достигает 50%, а по другим оценкам – 80%, критерий Джинни для 5%, по оценкам независимых экономистов, подбирается к фантастической цифре 100.

Тут надо отметить, что подходы ВБ и МВФ к экономическим успехам Армении несколько отличны. Если ВБ, имевший влияние на армянские реформы, не перестает восхищаться их результатами, то постоянный представитель МВФ в Армении Ниенке Умес заявила, что для Армении важнее повышение уровня конкурентоспособности экономики, а не ревальвация национальной валюты, которую Центробанк считает признаком развития. «Достижению этой цели могут способствовать, в частности, улучшение бизнес - среды и инфраструктур, снижение уровня коррупции, достижение прозрачности в налоговой системе, а также расширение сферы малого бизнеса».

Рецепты известны давно, и страны отличаются друг от друга не пониманием рецептов, а умением их применять. Времена поклонения либеральной модели, когда «невидимая рука рынка» брала на себя все проблемы развития, а коррупция особо либеральными экономистами считалась способом первоначального накопления капитала, прошли. Современную экономику такими представлениями не выстроить. На сегодня проблема, в первую очередь, состоит в модернизации власти и, как результат, модернизации экономики. Она ничуть не менее сложна, чем проблема выживания, с которой Армения справилась. И требует огромной политической воли, потому что многих, имеющих влияние на ситуацию, устраивает сложившееся положение дел. Вопрос этот безусловно будет решен, потому что скоро он перерастет в вопрос выживания, с которым Армения, в общем-то, справляться умеет. Вопрос в другом – как и какой ценой?

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Очень содержательная статья с обилием цифр и аналитической информации. Я представляю себе как резко возрастут темпы роста ВВП после снятия блокады со стороны Турции. А если еще иметь в виду преспективы принятия закона о двойном гражданстве и последующим за этим буме инвестиций в экономику, то перспективы весьма обнадеживающие. Только бы хватило выдержки, терпения и последовательности и руководству и нашему народу.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты