Народ должен распоряжаться своей судьбой
В связи с вопросами читателей «НК» о том, какие конкретно международно-правовые акты запрещают государствам препятствовать осуществлению права народов на самоопределение, предлагаем краткую справку-приложение к статье В.Ступишина «Формула справедливости для Карабаха» («НК» № 14, октябрь 2006 года).
Целый ряд международно-правовых актов, которые сохраняют свою силу по сей день, четко формулируют право всех народов (всех без исключения!) на самоопределение, то есть на свободный выбор своего политического статуса, который не ограничивается независимостью, но может предполагать воссоединение с другим независимым государством или автономию в рамках любого государства. Главное здесь - воля самого самоопределяющегося народа.
В связи с вопросами читателей «НК» о том, какие конкретно международно-правовые акты запрещают государствам препятствовать осуществлению права народов на самоопределение, предлагаем краткую справку-приложение к статье В.Ступишина «Формула справедливости для Карабаха» («НК» № 14, октябрь 2006 года).
Целый ряд международно-правовых актов, которые сохраняют свою силу по сей день, четко формулируют право всех народов (всех без исключения!) на самоопределение, то есть на свободный выбор своего политического статуса, который не ограничивается независимостью, но может предполагать воссоединение с другим независимым государством или автономию в рамках любого государства. Главное здесь - воля самого самоопределяющегося народа. Никому не позволено узурпировать его. Поэтому тема определения политического статуса Арцаха-Карабаха неправомерно включается в разные планы урегулирования, выдвигаемые международными посредниками, будь то Минская группа ОБСЕ или отдельные государства, пытающиеся навязать свое видение проблемы и внести свой вклад в ее запутывание. Об этом посредникам пора забыть как о попытке вмешательства в чужие дела в нарушение международного права.
Право всех народов на самоопределение записано в пункте 2 статьи 1 Устава ООН: «...развивать дружественные отношения между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов».
Декларация ГА ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года утверждает, что
«1. Подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН...
2. Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».
Этот пункт 2 подтвержден в многочисленных резолюциях ГА ООН, принимавшихся в целях осуществления этой Декларации, а также полностью воспроизведен в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, одобренных ГА ООН 16 декабря 1966 года и вступивших в силу соответственно 3 января 1966 года и 23 марта 1976 года.
Декларация ГА ООН о принципах международного права от 24 октября 1970 года запрещает имперское поведение в национальном вопросе по принципу «держать и не пущать», прямо предписывая всем государствам содействовать реализации права на самоопределение зависимых стран и народов, борющихся за свою свободу, и формулируя требование «воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы... их права на самоопределение, свободу и независимость». Это требование подтверждено и в Декларации об укреплении международной безопасности от 16 декабря 1970 года.
Необходимо специально подчеркнуть положение Декларации о принципах международного права, в котором право на уважение территориальной целостности касается только государств, «действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов... и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания и цвета кожи».
Как известно, к таковым никак не могут быть отнесены ни Азербайджанская Республика (по крайней мере, относительно Карабаха), ни Грузия (относительно Абхазии и Южной Осетии), ни Молдавия (относительно Приднестровья): не представляют их правительства народы, не пожелавшие жить дальше под их управлением и имеющие на то полное право в соответствии с международными нормами.
Кстати, нарушают они и обязательства по Хельсинкскому заключительному акту от 1 августа 1975 года, постоянно подтверждаемые Организацией безопасности и сотрудничества в Европе, суть которых в данном контексте состоит в том, что государства-участники торжественно поклялись уважать право народов распоряжаться своей судьбой (что, собственно, и есть право на самоопределение), расшифровывая это право следующим образом: «Все народы имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне...»
Никто эти принципы и нормы международного права не отменял, и все члены ООН и ОБСЕ обязаны следовать им неукоснительно, а не заниматься слезливой демагогией, рассчитанной на невежественных или недобросовестных политиков.
Нарушители международного права знают обо всем этом, но, упрямо не желая расставаться с чужим добром и с непокорными подданными, пытаются оправдывать свою позицию ссылками на принцип территориальной целостности, преднамеренно игнорируя его прямую зависимость от соблюдения права на самоопределение, без чего невозможно цивилизованное урегулирование упомянутых конфликтных ситуаций, порожденных алчностью новоявленных малых империй, не желающих считаться с общепризнанными нормами международного права.
В этой связи возникает вопрос: а не пора ли ввести в число предметов обсуждения на переговорах по карабахскому урегулированию тему нарушения Азербайджанской Республикой своих обязательств, взятых при вступлении в ООН и ОБСЕ, не препятствовать самоопределению любого, а, следовательно, в том числе и карабахского народа?
Прибегая в прошлом к вооруженной агрессии против Нагорного Карабаха, дабы помешать ему осуществить свое естественное право на самоопределение, и продолжая в настоящем открыто угрожать применением вооруженной силы ради овладения Нагорным Карабахом против ясно выраженной воли его народа не возвращаться под иго бакинских правителей, Азербайджанская Республика продемонстрировала неоднократно и недвусмысленно свое неполное соответствие (это - мягко выражаясь) членству в ООН и в ОБСЕ, что позволяет поставить вопрос о ее дальнейшем пребывании в этих международных организациях.
Владимир Ступишин
Оставьте свои комментарии