Епископ Езрас Нерсисян: «Григорий Просветитель является святым и армянского, и русского народов»
Строящийся в Москве внушительный церковный комплекс должен был бы поглотить все внимание предстоятеля Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ српазана Езраса Нерсисяна. Но только в этом году он освятил пять армянских церквей, при его благословении и поддержке была издана прекрасная азбука, которая предназначена специально для армянских малышей в России. Это учебное пособие для детей, обучающихся родному языку в Центре армянского воспитания, открытом владыкой в Москве.
Однако наиболее значимым событием и в духовной, и в светской жизни армянской диаспоры стало издание на русском языке труда Магакии Орманяна «Армянская церковь». Это первая попытка представить в России краткую летопись нашей духовной истории.
Строящийся в Москве внушительный церковный комплекс должен был бы поглотить все внимание предстоятеля Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ српазана Езраса Нерсисяна. Но только в этом году он освятил пять армянских церквей, при его благословении и поддержке была издана прекрасная азбука, которая предназначена специально для армянских малышей в России. Это учебное пособие для детей, обучающихся родному языку в Центре армянского воспитания, открытом владыкой в Москве.
Однако наиболее значимым событием и в духовной, и в светской жизни армянской диаспоры стало издание на русском языке труда Магакии Орманяна «Армянская церковь». Это первая попытка представить в России краткую летопись нашей духовной истории.
— Владыко, что Вас подвигло обратиться к этой книге?
— Российское армянство и симпатизирующая ему часть россиян нуждались в четком и целостном представлении об Армянской Апостольской церкви и ее истории. Это церковь, которая на протяжении 1700 лет преданно служила Христу, была ему привержена и претворяла в жизнь его заветы. И ее миссия свидетельствует о том, насколько велика христианская вера. Посвятив себя ей, наш народ смог противостоять вызовам времени и превозмочь трудности. Эта книга - первая полноценная летопись Армянской церкви на русском языке. Ранее к этому вопросу обращался в своем труде епископ Езник Петросян.
— История этой книги уже насчитывает около 100 лет – знаменитый религиозный деятель, теолог, историк работал на рубеже XIX-XX веков. Время быстротечно, представления меняются стремительно, у Вас нет опасений, что и книга устарела?
— Орманян внес выдающийся вклад в изучение истории нашего народа и, в частности, нашей церкви. В свое время он преследовал ту же цель - представить иностранцам пройденный нами духовный путь. Книга впервые вышла в свет на французском языке. Так что с нашей стороны не возникло даже необходимости в комментариях.
— Владыко, мы живем в России, где нас иногда праздно, иногда с искренним интересом спрашивают: есть ли богословские различия между нашими двумя христианскими церквями?
— Скажу сразу: вера у нас одна. Несколько иное дело богословие. Кстати, Орманян тоже дает ответ на этот вопрос. Армянская церковь одна из самых древних христианских церквей и своей историей, описанием глубоко национальна. Среди христианских церквей она православная, однако это православие не надо воспринимать в богословских рамках Греческой православной церкви: мы независимы. Наша теология основывается на трех Вселенских соборах, во времена которых христианская церковь была вселенской - всеобщей и еще не претерпевшей раскола. Согласно теологии этих соборов, присутствие божественного и человеческого во Христе неизменно. Насколько Христос родился Богом и человеком совершенным, без слияния существа в единении нераздельном. Един Христос и едино лицо Его, из двух соединенных естеств. Христос человек, настолько Он и Бог, божественное и человеческое соединены во Христе нераздельно и неизменно.
Разъяснения Четвертого Халкедонского собора (451 г.) практически схожи с комментариями трех предыдущих Вселенских соборов. Тем не менее Халкедонский собор принял догмат о двойственной природе Иисуса Христа. Русская и Греческая православные церкви исповедуют этот принцип – Христос един в двух естествах: одном – человеческом и другом – божественном. Но, по сути, обе церкви – православные.
— А чем объяснить разницу в осенении крестным знамением? Мы сверху - вниз-слева-направо, русские сверху-вниз-справа-налево.
— Из всех объяснений по этому поводу, наверное, самым вероятным является следующее: речь идет о разнице в расстановке словосочетаний. Обратите внимание на последовательность слов. Мы говорим: Во имя Отца (лоб - разум), Сына (рожденного от Богородицы) и Духа Святого (Дух - сердце, Святой - правая сторона, святое, заветное место). А теперь проследим за русским изложением: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. То есть в смысловом аспекте в русском языке последние два слова поменялись местами, что и обусловило порядок осенения крестом. И каких-либо теологических различий тут нет.
— А откуда появилось выражение «Армяно-Григорианская церковь», которое мы сами никогда не употребляем?
— Официальное название нашей Церкви - Армянская Апостольская Православная Церковь. Всем известно, что название «Апостольская» свидетельствует о том, что основателями нашей церкви являются двое из двенадцати апостолов Иисуса Христа свв. Фаддей и Варфоломей, которые в первом веке впервые посеяли семена Евангелия в Армении.
Я думаю, что появление названия «Григорианская» связано с присоединением восточной части Армении к Российской империи, в связи с чем понадобилось утвердить положение Армянской Апостольской церкви в ее юрисдикции. В 1836 году мы первый раз встречаемся с названием «Армяно-Григорианская церковь». Отмечу, что Русская православная церковь в качестве официального названия нашей церкви уже не использует название «Армяно-Григорианская».
Григорианской нашу церковь называли по имени Григория Просветителя, великого святого не только для Армянской Апостольской церкви, но и для всего христианского мира. Достойно упоминания, что праздник святого Григория Просветителя по календарю Русской православной церкви празднуется 23 сентября. Григорий Просветитель является святым и армянского, и русского народов. Для нашей церкви св. Григорий считается равноапостольным святым, так как благодаря его молитвам и усилиям в 301 году армянский царь Трдат III и весь царский двор крестились, после чего христианство пришло в Армению. Армянская церковь называется Апостольская Православная, потому что наша церковь всегда придерживалась православного богословия и догматики, сохраняя при этом свою автокефальность.
Беседу вел
Рубен Айрапетян
Оставьте свои комментарии