Нагорный Карабах: два взгляда
На вопросы бакинской «525–й газеты» отвечает министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
— Существует ли все еще надежда на урегулирование нагорно–карабахского конфликта путем переговоров? Какие компромиссы Азербайджан считает приемлемыми?
— Полагаю, что потенциал переговоров в рамках «пражского процесса» еще не исчерпан. После того как Армения полностью выведет войска с оккупированных азербайджанских территорий и изгнанные азербайджанцы вернутся в родные края и будут обеспечены условия для нормальной жизни, мы предлагаем азербайджанской и армянской общинам Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана высокий статус автономии, существующий в мировой практике.
На вопросы бакинской «525–й газеты» отвечает министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
— Существует ли все еще надежда на урегулирование нагорно–карабахского конфликта путем переговоров? Какие компромиссы Азербайджан считает приемлемыми?
— Полагаю, что потенциал переговоров в рамках «пражского процесса» еще не исчерпан. После того как Армения полностью выведет войска с оккупированных азербайджанских территорий и изгнанные азербайджанцы вернутся в родные края и будут обеспечены условия для нормальной жизни, мы предлагаем азербайджанской и армянской общинам Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана высокий статус автономии, существующий в мировой практике. Уверен, что это предложение само по себе является очень большим компромиссом. Мне хочется верить в то, что Армения продемонстрирует политическую волю.
— После Вашей встречи с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном может ли состояться встреча глав государств?
— На встрече в Москве в январе этого года был осуществлен достаточно интенсивный обмен мнениями по основным принципам урегулирования. Мы уже согласовали большую часть обсуждаемых вопросов. К сожалению, Армения не демонстрирует достаточной политической воли. С другой стороны, армянская диаспора оказывает негативное влияние на процесс урегулирования конфликта, создает искусственные барьеры. В настоящее время стороны пришли к согласию продолжать встречи на уровне глав МИД при посредничестве Минской группы ОБСЕ. О возможной встрече глав государств можно говорить, только основываясь на итогах встреч на уровне министров и планируемых визитов в регион сопредседателей МГ ОБСЕ.
— Почему Азербайджан активно не требует выполнения 4 резолюций Совета Безопасности ООН, принятых по Нагорному Карабаху? Когда будет вынесен на обсуждение на Генассамблее ООН вопрос «замороженных» конфликтов на территории стран ГУАМ? Готов ли текст резолюции?
— Не могу согласиться с такой постановкой вопроса. За прошлые годы со стороны президента Ильхама Алиева, руководства МИД, а также постоянного представительства нашей страны в ООН в этом направлении была проделана огромная работа. Переговоры, проводимые для урегулирования конфликта, преследуют те же цели. Как со стороны Азербайджана, так и в рамках ГУАМ была осуществлена деятельность по эффективному использованию всех приемлемых способов для полного и правильного информирования об этой проблеме представителей стран–членов ООН. Усилия стран ГУАМ продолжаются, и уже между ними достигнуто согласие в зависимости от рабочих процедур вынести вопрос на обсуждение на Генассамблее ООН до сентября этого года.
— Есть ли возможность использовать миротворческие силы ГУАМ в Нагорном Карабахе?
— У стран ГУАМ имеются схожие проблемы и одинаковые вызовы. Самым беспокоящим фактом для этих стран является нарушение их территориальной целостности. А что касается использования миротворческих сил ГУАМ в Нагорном Карабахе, хочу отметить, что Азербайджан не выступает против принятия мер безопасности в Нагорном Карабахе после полного освобождения Арменией оккупированных территорий. Но существует соглашение относительно того, что в этих мерах не будут принимать участия представители ОБСЕ и сторон конфликта.
* * *
На вопросы ИА «АрмИнфо» отвечает советник президента Нагорного Карабаха по вопросам внешней политики Арман Меликян.
— Как Вы оцениваете нынешний этап переговорного процесса?
— На данном этапе можно констатировать одно – надежды на то, что будет найден путь к всеобъемлющему урегулированию в течение 2006 года не оправдались, а в 2007 году вряд ли оправдаются. Это как минимум. Что будет дальше, покажет время. Мир сегодня разбалансирован, и учесть все факторы, которые могут повлиять на развитие ситуации в любой конкретной точке, практически невозможно. Я думаю, что, по большому счету, линия, которая до сих пор проводилась, я имею в виду переговорный процесс, была более евронаправленной. Это вносило свою специфику в процесс. Она требовала от сторон разблокирования коммуникаций, притом, что основная проблема как бы оставалась за бортом. А основная проблема – это статус Нагорно–Карабахской Республики. Говорилось о каком–то непонятном референдуме, который может состояться через какое – то время. На мой взгляд, задача состояла в одном – подвести процесс к такому уровню, когда все коммуникации заработали бы, что не обязательно предполагало бы долгосрочный мир. Возможно даже, планировалось, что 7–10 лет такого относительного мира было бы достаточно для того, чтобы европейцы достигли поставленных целей. По всей вероятности, этот план не сработал. Я считаю, что сейчас все вовлеченные и заинтересованные стороны должны всерьез пересмотреть свои подходы и, наконец, вернуться к тому, что должно быть решено реально. Речь идет о статусе НКР, который должен быть международно признан. Статусом Карабах обладает, остается, чтобы этот статус был признан. Затем надо заняться исправлением последствий азербайджанской агрессии и исключить попытки Азербайджана силовыми средствами решить карабахскую проблему.
— Насколько карабахская сторона информирована о деталях переговоров? Располагает ли карабахская сторона пресловутым двухстраничным документом, имеющимся на переговорном столе?
— О каком документе может идти речь? Все говорят о принципах, которые могут быть изложены на бумаге. У меня была возможность ознакомиться с одной такой бумагой в свое время. С изложением этих принципов могли ознакомиться все, кто интересуется карабахской проблематикой. Так или иначе, видение этих принципов европейской стороной отображено в соответствующих документах ПАСЕ и ПА ОБСЕ, сформулированных на основе докладов, соответственно, Дэвиса/Аткинсона и Горана/Ленмаркера. Но принципы могут меняться. Иногда сопредседатели заявляют о каких-то новых позитивных подвижках в переговорном процессе, о том, что согласованы принципы вокруг принципов о принципах переговоров. Исходя из этого можно судить – нет деталей. Есть основные вопросы. Один из них – это статус Карабаха. Второй основополагающий – проблема беженцев-армян из Азербайджана. Этот вопрос сейчас вообще находится за рамками переговорного процесса. Так что, повторю, пришло время, когда стороны должны сами для себя решить, насколько эффективна нынешняя повестка переговорного процесса. Формат приемлем. За исключением очень важного обстоятельства – Карабах в переговорах не участвует.
— В таком случае, имеет ли смысл ведение переговоров в таком формате? В конечном счете, ведь даже если Армения и Азербайджан достигнут согласия, это ни к чему не обязывает Карабах?
— Естественно, не обязывает, если это не будет соответствовать интересам Карабаха. Но дело в том, что формат Армения–Азербайджан ставит Армению в достаточно уязвимое положение, потому что все сводится к утверждениям Азербайджана, что Армения является государством–агрессором, и если международное сообщество соглашается с этим, Армения оказывается в довольно пикантной ситуации. Выход из этого есть, и вариантов много. Например, формат переговоров Армения–Азербайджан необходим. Потому что у Армении и Азербайджана также есть вопросы, которые нужно обсудить. Это вопрос демаркации границы, имею в виду границу между Арменией и Азербайджаном, ныне пролегающую к северу от хребта Мрав. Это серьезный вопрос межгосударственных отношений. Но есть вопросы, которые находятся исключительно в ведении властей Карабаха. Это вопрос территорий. Убежден, что это также вопрос беженцев-армян из Азербайджана. Они активно обращаются к президенту Нагорно–Карабахской Республики с просьбой содействовать в вопросе выплаты Азербайджаном компенсации. Армянские беженцы из Азербайджана – это нерешенная проблема.
Отдел политики «НК»
Оставьте свои комментарии