Полад Бюль-Бюль оглы: «Азербайджан из СНГ выходить не собирается»
О том, как сегодня складываются российско-азербайджанские отношения, рассказал бывший певец и композитор, а ныне посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы.
– В последнее время возникает ощущение, что отношения Москвы и Баку потеряли прежнюю политическую динамику?
– Я бы хотел сказать, что каждая из стран, естественно, соблюдает свои национальные интересы. Это естественно. Многие в России подобную ситуацию иногда воспринимают немного ревностно.
О том, как сегодня складываются российско-азербайджанские отношения, рассказал бывший певец и композитор, а ныне посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы.
– В последнее время возникает ощущение, что отношения Москвы и Баку потеряли прежнюю политическую динамику?
– Я бы хотел сказать, что каждая из стран, естественно, соблюдает свои национальные интересы. Это естественно. Многие в России подобную ситуацию иногда воспринимают немного ревностно. Но я считаю, что добрососедские и партнерские отношения обязывают к учету как интересов своей страны, так и позиции близких соседей.
Конечно, в каком-то плане интересы Азербайджана и на внешнеполитической арене, и в экономическом плане могут на каком-то этапе расходиться с интересами России. Но я думаю, что в этом нет ничего страшного. Во всяком случае, всегда есть возможность найти точки соприкосновения. Самое главное, чтобы существовал диалог, а такой диалог есть.
– Как Вы оцениваете перспективы российско-азербайджанских отношений?
– Президент России Владимир Путин последовательно укреплял отношения между Москвой и Баку. И делал все от него зависящее для их развития. Конечно, в Азербайджане надеются, что и вновь избранный глава государства продолжит эту линию.
Вот, например, такой весьма показательный факт. С 2007 года мы перестали закупать российский газ в связи с большим изменением цены. Тогда многие экономисты беспокоились, что товарооборот между нашими странами резко уменьшится. Но оказалось, что в прошлом году товарооборот даже оказался чуть-чуть выше, чем в 2006 году, за счет расширения экономических связей в других отраслях. Так что запас в экономических, а тем более в гуманитарных связях у нас очень крепкий.
– Не так давно появилась информация о том, что руководство Азербайджана считает бесполезным участие страны в СНГ?
– Никогда ни президент и никто из азербайджанского руководства не говорили о выходе из СНГ. Это была совершенно неверная трактовка. Был разговор о том, что формат Содружества является хорошей площадкой для переговоров, встреч, общения глав государств. И это не исключает необходимости реформирования СНГ, о котором говорят многие руководители. Но Азербайджан из Содружества выходить не собирается.
– Чем, на Ваш взгляд, было вызвано решение Баку вынести вопрос о Нагорном Карабахе на Генассамблею ООН? И удовлетворены ли Вы итогами голосования на Генассамблее?
– Да, безусловно, мы удовлетворены итогами голосования, удовлетворены тем, что резолюция прошла. Принят юридический документ, который называется резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Можно понять желание Азербайджана на уровне высшего органа мирового сообщества еще раз подтвердить свою территориальную независимость. Если внимательно прочитать текст резолюции, то вы увидите, что там нет ничего направленного против третьих стран. Однако Азербайджан удивила позиция сопредседателей Минской группы – посредников по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, в том числе России, которые голосовали против резолюции. Чего добивается Азербайджан? Мы хотим добиться неприкосновенности своих земель. Когда говорят о некоем компромиссе, мы хотим, чтобы нам объяснили, в чем заключается этот компромисс. В том, чтобы отдать свою землю? Компромисс может быть только в рамках территориальной целостности Азербайджана.
Мы готовы предоставить Нагорному Карабаху любую самую высокую автономию, которая до сих пор придумана в мире.
– Ситуация с признанием Косово, когда, по сути, было попрано существующее международное право, Вас не настораживает?
– Азербайджан не признал суверенитет Косово и вывел из региона своих миротворцев. Этот вывод миротворческих сил Азербайджана, по-моему, совершенно ясно говорит об отношении нашей страны к этому процессу. Мы полностью поддерживаем позицию России по Косово. Но, естественно, нас настораживает, когда снимается, предположим, эмбарго на торговлю между Россией и Абхазией. Хотя, конечно, это внутреннее дело России. Тем не менее, мы видим, что прецедент Косово, как и предупреждала Россия, повлиял на ситуацию вокруг других непризнанных образований.
– Азербайджан в последнее время серьезно увеличил военный бюджет и развивает ряд новых оборонных отраслей. Не считаете ли Вы, что такими действиями ваша страна включается в региональную гонку вооружений?
– Это не так. Военный бюджет нельзя рассматривать в отрыве от бюджета всего Азербайджана. Дело в том, что экономика страны очень бурно развивается. Мы третий год подряд занимаем первое место в мире по темпам экономического развития. Растут расходы на образование, культуру, социальные нужды. И естественно, увеличивается и военный бюджет.
Не надо забывать, что у нас оккупировано почти 20 процентов территории. Мирные переговоры не дают никакого результата. Для того чтобы быть действительно независимыми и суверенными, надо иметь хорошую армию, современные средства вооружения, надо иметь возможность себя защищать во всех случаях. В рамках своих возможностей все наши соседи вооружаются.
«Российская газета»
Оставьте свои комментарии