Турция – Армения: добрососедство или вечная вражда?
С распадом Советского Союза Турция одна из первых признала независимость Республики Армения, но при этом не спешит с установлением дипломатических отношений. Турецко-армянские отношения отягощены исторической проблемой геноцида армян в Османской Турции 1876–1923 гг., неготовностью и нежеланием современного турецкого правительства признать геноцид армян, принести соответствующие извинения, моральные и иные компенсации Армении и мировому армянству в соответствии с нормами международного права.
Турция по-прежнему удерживает значительные территории исторической Армении (Западной Армении и части Восточной Армении). Более того, стратегический союз Турции и Азербайджана, а также карабахская проблема в армяно-азербайджанских отношениях создают дополнительную напряжённость между Турцией и Арменией. Анкара поддерживает Баку в споре с Ереваном за право обладания исконно армянской территорией Карабаха.
Однако Турция стремится в Европейский Союз, связана определёнными обязательствами с США и НАТО, а это не может не сказаться на формате турецко-армянских отношений, поскольку Анкара периодически ощущает давление Запада по вопросу Армении. Начиная с 1993–1994 гг. США неоднократно предпринимали попытки восстановления добрососедских отношений между двумя странами.
В 2001–2002 гг. по инициативе и под контролем внешнеполитических ведомств США была сформирована так называемая Турецко-армянская комиссия примирения (ТАКП) по урегулированию вопросов, связанных с геноцидом армян. Причём если с турецкой стороны в состав ТАКП были вовлечены силы, радикально ориентированные на национальные интересы Турции, то с армянской стороны в состав комиссии вошли функционеры бывшей правящей партии АОД и представители американской и российской диаспор. Однако работа ТАКП не принесла ожидаемых результатов ни для одной из сторон, вовлечённых в процесс неофициальных переговоров.
Развитие армянской государственности позволило экс-президенту Армении Роберту Кочаряну с трибуны ООН обозначить в повестке армянской внешней дипломатии вопрос геноцида армян. Международное признание и ликвидация последствий геноцида армян имеет стратегическое значение для национальной безопасности Армении. Это может исключить возможность рецидива геноцида со стороны Турции в будущем. Более того, такое решение имеет важное значение и для региональной безопасности Южного Кавказа с учётом периодического обозначения амбициозных и агрессивных планов Турции.
Проблема геноцида армян всё больше становится международной и обсуждается как в мировых СМИ, так и в мировой политике. Западное сообщество в целом отрицательно относится к требованиям армянской общественности о международном признании геноцида. Ряд государств ощущают себя в весьма двусмысленном положении, когда живущие в них армянские общины пытаются обсуждать этот вопрос на официальном уровне, хотя для общественности этих стран факт геноцида армян очевиден. Официальное признание данными странами геноцида армян внесло бы большие проблемы в отношения с Турцией. К этим странам относятся Иран, Сирия, Грузия, Болгария, Украина.
Великобритания крайне не заинтересована в признании геноцида, поскольку Лондон так ничего и не сделал для защиты армян в Османской Турции и стал вдохновителем Лозаннского договора 1923 г., исключившего возможность создания армянского государства в Западной Армении. Не исключено, что именно Великобритания проводит тайную политику недопущения международного признания геноцида армян. Германия – союзник Османской империи – в свою очередь принимала активное участие в политическом «прикрытии» совершаемого геноцида.
Израиль и еврейские (сионистские) лоббистские организации в США и других странах прилагают огромные усилия по блокированию принятия «армянской резолюции» в Конгрессе США и парламентах других государств (например, в Верховной Раде Украины) не только из-за обязательств перед Турцией, заинтересованности Израиля в региональном партнёрстве с Турцией, но и вследствие контрпродуктивной и антигуманной идеи отстоять уникальность и исключительность понятия геноцида только как характеристику еврейского холокоста.
В неофициальных кругах Израиля и международных еврейских организациях, конечно же, присутствует полное понимание армянской проблемы. Нередко отдельные еврейские представители в частных встречах и с трибуны отдельных международных форумов (например, директор Института холокоста И. Чарни) отмечают, что позиция Израиля в этом вопросе неконструктивна и увязывается с региональным партнёрством с Турцией, актуальностью турецкого влияния в Кавказско-Каспийском регионе и заинтересованностью Израиля в этом альтернативном энергетическом районе. Одновременно с этим подчёркивается, что, как только Израиль признает геноцид армян, за ним последуют США и эта проблема в скором времени найдёт своё международно-правовое и политическое разрешение.
Известный американский политолог Пол Гобл полагает, что практически весь мир убедился в неоспоримом историческом факте совершения Турцией геноцида армян. Это мнение фактически вошло в массовое сознание людей. По его мнению, проблема не в убеждении мировой общественности в том, что геноцид армян имел место, а в его официальном признании. И это в полной мере относится к американскому обществу. Ни один из членов Сената и Палаты представителей Конгресса США в своих выступлениях не отрицает факт геноцида армян, в том числе и члены еврейского и еврейско-турецкого лобби. Позиция США по этому вопросу следующая: преступление геноцида состоялось, но официальное признание этого факта может стать ущербным для американских внешних интересов. В этих условиях практически только Турция и Израиль отрицают сам факт геноцида армян. США встали перед проблемой, которая заключается не в том, будет ли официально признан геноцид армян, а когда это произойдёт.
Ухудшение отношений между США и Турцией в 2003 г., в связи с началом военной операции в Ираке, привело не только к конъюнктурному рассмотрению администрацией США проблемы официального признания геноцида армян, но и к существенным изменениям в сознании американцев. Неслучайно 10 октября 2007 г. Комитет по международным делам Палаты представителей США 27 голосами «за» и 21 голосом «против» одобрил резолюцию № 106, которая признала геноцид армян в Османской Турции. Турция в ответ на это решение отозвала своего посла из Вашингтона, пригрозив США серьёзными осложнениями в двусторонних отношениях в случае голосования по документу всей нижней палатой. Лишь давление, оказанное на руководство Сената со стороны Белого дома, Госдепартамента и Пентагона, позволило отсрочить признание этого вопроса Конгрессом США.
Активная внешнеполитическая работа МИД Армении и армянской диаспоры в данном направлении в 2000-х гг. привела к существенным результатам, вовлечению всё большего числа зарубежных государств в процесс признания геноцида армян в Османской Турции. Проблема геноцида армян стала неким политическим инструментарием для оказания давления на Турцию и препятствием на пути Турции в ЕС. С учётом подобных преобразований европейской политики вопрос о взаимоотношениях с Арменией в Турции постепенно стал меняться. Прежде всего, речь идёт о перспективах турецко-армянских экономических отношений.
Другой важной политической проблемой во взаимоотношениях Турции и Армении является карабахский вопрос. С распадом СССР и образованием Азербайджанской Республики Турция реанимировала активную политику на Южном Кавказе, где её стратегическим союзником выступает Азербайджан. Карабахский конфликт добавил большей привязанности Азербайджана к Турции. Последняя, будучи членом НАТО и региональным партнёром США, выступает основным мостом для связи Азербайджана с Западом. Война с Карабахом и рост националистических настроений в Азербайджане позволили в 1992 г. привести к власти в Баку радикальные протурецкие политические партии Народный фронт Азербайджана и «Мусават». Но и после отставки президента Абульфаза Эльчибея и восстановления власти Гейдара Алиева Турция по-прежнему оставалась стратегическим союзником Азербайджана. Именно Анкара открыла двери Г. Алиеву в Лондон и Вашингтон для реализации «нефтяных проектов века», способствовала вовлечению Запада через актуальные нефтегазовые компании в политическую и экономическую жизнь Азербайджана и Кавказско-Каспийского региона.
Однако требования Анкары о выводе армянских войск из Нагорно-Карабахской Республики и освобождённых территорий вряд ли позволят Турции и Азербайджану продвинуться в своих политических расчётах. Любое правительство Турции, проводящее прагматичный политический курс, осознаёт, что включение страны в карабахский конфликт может привести, как минимум, к сужению и ограничению возможностей для политического манёвра, как максимум – к региональной войне и конфронтации с Россией, что станет катастрофой для государства, приложившего столько усилий для вступления в Европейский Союз. Турция не может не считаться с интересами США и России на Южном Кавказе, не учитывать российско-армянское военно-стратегическое партнёрство. Вмешательство Турции в карабахский конфликт может привести только к его интернационализации, что вряд ли целесообразно для самой Турции и региональной безопасности в целом.
Анкара пытается продемонстрировать свою способность самостоятельно урегулировать отношения с Арменией, без посредничества США. Исламские лидеры Турции заявляют, что возможно открытие границ с Арменией и начало процесса восстановления дипломатических отношений. Проблема Нагорного Карабаха то включается в эти заявления как условие урегулирования отношений с Арменией, то выпадает из них. Такая неопределённость вносит элементы недоверия в турецко-азербайджанские отношения.
Александр Сваранц,
обозреватель «НК»
Оставьте свои комментарии