N 4 (127) Апрель 2008 года.

«Человеческий ресурс неисчерпаем»

Просмотров: 6923

ИНТЕРВЬЮ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ КОМПАНИИ ЗАО «РОСКОМНЕДВИЖИМОСТЬ», ДОКТОРОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ ГРАНТОМ ПОГОСЯНОМ

– Грант Рубенович, Вы известный экономист, ученый, педагог. Большую часть жизни отдали становлению науки и образования в Армении. Как Вы считаете, на каком уровне находится эта сфера сейчас?

Я долгие годы проработал в сфере образования и науки и могу определенно сказать, что самый высокий уровень образования и науки приходится на 1970-1990-е годы прошлого столетия. В то время, кроме академических центров, в Армении действовало 104 научных, в которых разрабатывались самые современные на тот момент технологии.

ИНТЕРВЬЮ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ КОМПАНИИ ЗАО «РОСКОМНЕДВИЖИМОСТЬ», ДОКТОРОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ ГРАНТОМ ПОГОСЯНОМ

– Грант Рубенович, Вы известный экономист, ученый, педагог. Большую часть жизни отдали становлению науки и образования в Армении. Как Вы считаете, на каком уровне находится эта сфера сейчас?

Я долгие годы проработал в сфере образования и науки и могу определенно сказать, что самый высокий уровень образования и науки приходится на 1970-1990-е годы прошлого столетия. В то время, кроме академических центров, в Армении действовало 104 научных, в которых разрабатывались самые современные на тот момент технологии. Армения по уровню индустриального развития и нововведений занимала первое место в Советском Союзе. К слову, в России, на Украине, в Казахстане и других республиках было развито целостное хозяйство, я имею в виду сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых и т.д., а у нас развивалась только обрабатывающая промышленность. Поэтому моя задача состояла в том, чтобы максимально помочь промышленным предприятиям внедрять новые разработки.

К сожалению, все это разрушено и уничтожено, исчезли научные центры, а умные головы покинули Родину в поисках хлеба насущного, особенно в 90-х годах.

– Утечка мозгов, хоть и не так активно, как в 90-е годы, продолжается и сейчас. Как остановить этот пагубный для страны процесс?

Отъезд высококлассных специалистов можно остановить. Например, платить им достойную заработную плату. Вы только вдумайтесь - сегодня ученый получает в среднем 150 долларов, а уборщица в коммерческой структуре 300, водитель – 600 долларов. У молодых специалистов нет стимула, они должны не только работать, но и достойно жить, в конце концов, кормить семью, вот они и уезжают. Кстати, эта проблема существует и в России, но, в отличие от Армении, здесь в последнее время правительство стало уделять этой проблеме гораздо больше внимания. Надеюсь, что новый президент и правительство Армении сделают все возможное, чтобы вернуть на Родину ученых, которые сегодня работают в лабораториях США, Канады, Франции, России и других развитых стран.

– Захотят ли ученые вернуться, вот в чем вопрос?

Вернуть доверие трудно, но возможно. Вера и доверие – вот основа существования семьи, государства, нации. Доверие советского народа к своему государству явилось главным фактором победы в Великой Отечественной войне, а в дальнейшем – восстановлении экономики и создании мощного государства. Не могу утверждать, что в те годы был высокий уровень жизни, но народ чувствовал поддержку государства, а Советский Союз был могущественной супердержавой.

После тяжелых событий в Сумгаите и Нагорном Карабахе, спитакского землетрясения армянский народ объединился и был готов на новые подвиги. Но недальновидная политика лидеров АОД вынудила более миллиона человек покинуть Армению, в том числе большое количество ученых, и были уничтожены все научные центры. Я думаю, у всех тех, кто покинул Армению, болит сердце за свою Родину.

При восстановлении части научных центров с соответствующими техническими базами и условиями, я уверен, часть ученых захотят вернуться, а часть совместно с местными учеными могут осуществить крупные научно-технические разработки.

В Москве очень много крупных ученых-армян. И не случайно на днях в посольстве Армении в РФ подписан двусторонний договор между Государственным комитетом науки Республики Армения и Фондом развития фундаментальных наук России – это первый шаг на пути возрождения науки Армении.

– Какие, на Ваш взгляд, экономические перспективы у Армении, учитывая политическую обстановку, транспортную блокаду и отсутствие природных ресурсов?

Безусловно, я учитываю эти обстоятельства. Однако не забывайте, у нас есть большое преимущество в виде интеллектуального ресурса. Опыт промышленно развитых стран показывает, что такой потенциал иногда значит больше, чем природные ресурсы и крупные финансовые средства. Иначе говоря, человеческий ресурс более ценный продукт, чем нефть, газ, золото и т.д. Интеллектуальный продукт в таких развитых странах, как Япония, США, обеспечивает 70% ВВП.

Помню, как в 1970 году Армению посетила делегация ООН, и я, по поручению правительства, сопровождал их по промышленным предприятиям и научным центрам. Внимательно присмотревшись, они пришли к выводу, что страна, где почти нет природных ресурсов, а есть такое количество высококлассных инженеров, технологов, конструкторов и научных центров, разрабатывающих высокие технологии, может достичь хороших результатов и просто обязана развивать свои интеллектуальные ресурсы. Но для этого необходимо крупное финансирование. При Советском Союзе армянская фундаментальная и прикладная наука финансировалась из центрального и республиканского бюджета. Эта сумма в 200-250 раз была больше, чем сегодня. Недавно в Армении был создан Государственный комитет науки и техники, но этот комитет не может развивать науку голыми руками. Для осуществления концепции правительства Армении по развитию науки необходимо создать фонд финансирования. Источником финансирования этого фонда могут быть как бюджетные деньги, так и частные инвестиции.

Имея финансовые средства, в Армении можно вести разработки высоких технологий и внедрять их как в Армении, так и продавать за пределами страны как научный продукт. Это даст возможность намного увеличить ВВП. Для разработки и продажи научного продукта существующая транспортная блокада не имеет значения.

В Республике Армения на базе новейших научных разработок можно развивать наукоемкие и трудоемкие отрасли промышленности.

– Мы все время говорим о науке и экономике. А как обстоят дела с образованием?

Чтобы развивать фундаментальные и прикладные науки, необходимо готовить в вузах высококвалифицированных специалистов. Сегодня в Армении функционирует 23 государственных и 64 частных вуза, в которых обучаются 105 830 студентов. При Советском Союзе было 14 государственных вузов, где учились 68 000 студентов. Тогда в Армении функционировало 800 крупных промышленных предприятий, десятки строительных трестов, сотни колхозов и совхозов и 104 научных центра. Государство, в свою очередь, обеспечивало работой всех выпускников вузов. На сегодняшний день в два раза увеличилось количество студентов, а рабочие места для них сократились примерно в 20 раз. Вот здесь возникает вопрос – что делать с этими вузами? Чувствуете несоответствие? К тому же качество образования выпускников особенно частных институтов, мягко говоря, низкое. А начало создания научного потенциала, я считаю – высшие учебные заведения. Вообще, на мой взгляд, Министерство образования и науки должно четко себе представить, какое количество специалистов нужно подготовить. Зачем плодить невостребованных юристов и экономистов? Где физики, химики, биологи, технологи, электронщики, математики и конструкторы – будущий научный потенциал страны? Народное хозяйство должно подавать заявку на нужное количество специалистов.

– Как Вы считаете, в каком состоянии находится среднее специальное образование в Армении? Нужны ли сейчас профтехучилища?

В 90-х годах полностью были ликвидированы профтехучилища и резко сокращено количество средних технических учебных заведений. Квалифицированных специалистов рабочих профессий в Армении осталось очень мало. Многие уехали на заработки в Россию. Через 10 лет у нас не будет ни сварщиков, ни токарей, ни плотников, ни маляров, ни каменщиков. И здесь государство должно сыграть важную роль в восстановлении профтехучилищ для устранения такого дисбаланса с привлечением, может быть, частного капитала.

– Грант Рубенович, Вы уроженец Нагорного Карабаха и кому, как не Вам, представить предложения по комплексному восстановлению народного хозяйство Арцаха?

Развитие экономики Нагорного Карабаха всегда было для меня важным направлением деятельности. Ещё в 60-х годах в госархиве Степанакерта я изучил все материалы, касающиеся экономического потенциала Карабаха. Однако сейчас мне хотелось бы сказать о двух важных темах. Первая – о необходимости преобразовании Шуши в культурный и духовный центр Арцаха, превращение ее в крупную курортную зону европейского масштаба. Благо природно–климатические условия Шуши и существующие в окрестностях источники минеральных вод по своим характеристикам намного лучше, чем Давоса в Швейцарии или Ессентуков и Кисловодска на Северном Кавказе. Конечно, для реализации такого проекта недостаточно бюджета Нагорного Карабаха, здесь нужны крупные частные инвестиции, порядка 1,5 миллиардов долларов США. С реализацией такой программы Нагорный Карабах может стать курортом европейского уровня.

Теперь об интенсивном развитии сельского хозяйства. Реализация этой программы не требует больших средств. В первую очередь нужно восстановить виноградники в Мардакертском, Мартунинском и Гадрутском районах и расширить прежние тутовые плантации. Это даст возможность производить и тутовую водку, обладающую целебными свойствами, а главное – развивать тутовые плантации для шелкопрядения. До революции Карабах был крупным центром по производству шелка, который продавался в России и в европейских странах. Благодаря развитию экономики Нагорного Карабаха всего по двум направлениям – сельское хозяйство и развитие курортной зоны – в несколько раз увеличится ВВП и будет создано 50 тысяч рабочих мест, что позволит остановить отток населения. Есть, конечно, и множество других программ, но также очень важных и интересных.

– Вы уже давно живете и работаете в Москве…

Мой отъезд из Армении связан с предательством национальных интересов со стороны власти, которая пришла на смену коммунистическому режиму.

В 1991 году мы с академиком Абелом Аганбекяном создали в Ереване американский центр подготовки бизнесменов. Все преподаватели приехали из Америки, и мы набрали слушателей различных специальностей, англоязычных, с высшим образованием. Я был назначен ректором этого учебного заведения, и первоначально все было прекрасно. Но через год меня ожидал весьма неприятный «сюрприз». Американские преподаватели хотели отправить лучших слушателей в Америку. Цель была всем ясна. Я был категорически против.

В конце 1992 года ко мне попал список из 10 слушателей, завербованных как американские шпионы. Им ежемесячно платили. Об этом я сообщил в соответствующие органы республики, но никакого ответа не получил. У меня не было другого выхода, как выгнать этих американцев из университета, и в апреле 1993 года я собрал правление университета и отказался руководить данным высшим учебным заведением. Через 6 месяцев правительство Армении выпустило постановление и закрыло данное учебное заведение.

В 1992 году президент Республики Армения попросил меня разработать концепцию перехода рыночной экономики Армении… Я с двумя своими сотрудниками разработал данную концепцию и представил президенту. Концепция была ориентирована на Россию. От меня требовали исключить Россию и ориентироваться на Турцию и США. Я отказался, т.к. считал, что Армения должна быть ориентирована на Россию, исходя из реалий времени: у нас с Россией стратегическое партнерство, экономические, да и человеческие связи. Нельзя рушить то, что нарабатывалось годами. Однако меня не услышали. Эти два важных момента заставили меня уехать из Армении в Москву по приглашению ректора Академии народного хозяйства при правительстве РФ Абела Гезевича Аганбекяна. В академии я работал профессором кафедры рыночной экономики и совершенствования хозяйственного механизма. Одновременно заместителем генерального директора строительства международного бизнес-центра «ЗЕНИТ».

В 2000 году я перешел из академии в крупную инвестиционную строительную компанию ЗАО «Объединение «ИНГЕОКОМ».

В настоящее время работаю генеральным директором двух компаний – ЗАО «Роскомнедвижимость» и ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГРАНТ-ИНВЕСТСТРОЙ».

– Армянская диаспора России помогает Армении частными денежными переводами, что в год составляет более 1 миллиарда долларов США. Порой кажется, что такая помощь лишает наших соотечественников стимулов и поощряет иждивенчество.

Частично я согласен с Вами. Дело в том, что сейчас на территории России живет более 2 миллионов армян, но из них только половина переехали в Россию из Армении. Из одного миллиона армян почти 200 тысяч – это не граждане России. Это в основном мужчины, приехавшие на заработки, семьи у которых находятся в Армении. Они зарабатывают в России деньги и большую часть отправляют на Родину для содержания своих семей.

Другая часть армян – граждане России. Это люди среднего уровня и богатые. Они помогают своим родственникам. Вот именно эта часть может поощрять иждивенчество, но я считаю и это положительным моментом, так как если бы этот один миллиард долларов не попадал в Армению, то часть оставшегося населения тоже уехала бы из страны.

Но богатые армяне, живущие в России, кроме помощи своим родственникам, инвестируют в развитие экономики Армении - строительство, промышленность, другие сферы народного хозяйства. Это и есть реальный, долгосрочный вклад в экономику страны.

– А чем Вы помогаете сегодня Армении?

Так как я более 30 лет занимался подготовкой специалистов – экономистов в высших учебных заведениях Армении, я всегда думал, чем я могу помочь моей Родине. Я решил в первую очередь помогать вузам в подготовке высококвалифицированных специалистов и четыре года тому назад создал фонд «Грант» и учредил стипендию «ДРУЖБА», которая предназначалась 50 студентам – отличникам четырех государственных вузов. В прошлом году к моей идее присоединились член Совета Федерации РФ Александр Тер-Аванесов и председатель «Трансстройбанка» Петр Читипаховян. Мы создали в Москве фонд «Образование» для помощи всем государственным вузам в Ереване и учредили 126 стипендий студентам-отличникам из малообеспеченных семей в размере 100$ в месяц. Это, на мой взгляд, конкретная помощь для создания в Армении интеллектуального потенциала, которая, надеюсь, вскоре даст свои положительные результаты.

– Время диктует необходимость возвращения русского языка в школы Армении. Ведь многие учебники изданы именно на русском языке и не имеют армянского аналога. Насколько может быть эффективным такое нововведение?

При Советском Союзе в Армении были десятки русских школ. По своему уровню они не уступали лучшим школам России. И кроме этого, русский язык в армянских школах преподавался с первого класса. Иногда на республиканских и всесоюзных олимпиадах по русскому языку ученики армянских школ занимали призовые места.

В 90-х годах сразу были закрыты все русские школы, тем самым резко снизился уровень преподавания русского языка. Русский язык преподавался как иностранный. На самом деле русский язык в Армении никогда не воспринимался как иностранный, более того, для 30 процентов населения он был родным, я имею в виду тех, кто имел русское образование. К сожалению, после распада СССР русский язык был заменен английским, сейчас многие вывески на улицах Еревана написаны на армянском и с ошибками – на английском. Нужно восстановить количество русских школ, и русский язык должен быть вторым языком после армянского. Для этой цели за последние 5-6 лет сделано очень много.

От этого наше образование станет качественнее, а выпускники средних школ смогут традиционно продолжить свое образование в России.

Интервью вел

Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я лично не знаком с Грантом Рубеновичем,но сразу видно-он настоящий патриот.Слава!
  2. Есть еще у армян достойные и успешные в одном лице люди,готовые помочь своим соотечественникам на деле.С глубоким уважением,так держать.
  3. Горжусь за таких соотечественников.Как бы с такими людьми познакомиться?
  4. Вы говорите об утечки "мозгов" из Армении,как их возвратить?
  5. Вы говорите об утечки "мозгов" из Армении,как их возвратить?
  6. Грант Погосян отличный педагог и ученый,таких в Армении уже не осталось.Кто будет обучать нынешнюю молодежь?Левон или Серж?
  7. мы азербайджанцы готовы взять на себя ваше обучение.
  8. Вы,пожалуйста,обучайте свой народ,дикость ваших предков еще в большей мере проявляется.Нам армянам действительно хочется вас видеть образованными и цивильными.Надеюсь когда-либо это произойдет и мы не будем волноваться за жизнь своих близких.Только,не подумайте,Что мы вас боимся.
  9. Грант Погосян,человек интересный,сразу видно из той плеяды соотечественников,которые общеармянские вопросы ставят выше своих.Но сколько их осталось в России,а в Армении ивовсе вымерли, как мамонты.Браво, господин Погосян,снимаю шляпу!
  10. Грант Погосян нужен общественной палате,которая вскоре будет создана в Армении.Но по информации,поступающей из Армении,представителей диаспор там не будет.Это большая ошибка,которая превратит новую организацию в бездействующий орган,граждане Армении не смогут полностю быть справедливыми ,им этого не дадут сделать власть и деньги имущие.
  11. Бестолковая статья НИ О ЧЕМ
  12. Азеры Дерьмо. Мусульманские шавки торгующие арбузами Скоро до вас доберутся Американцы и ждет вас та же участь что и весь мумчльманский сброд
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты