N 5 (128) Май 2008 года.

Пятигорск чествует Ваана Терьяна

Просмотров: 5350

Есть имена поэтов и писателей, общественных деятелей, которые дороги всем, независимо от национальности. Им ставят памятники, открывают мемориальные доски, их именами называют улицы, в их честь слагают стихи. Одного из них– прославленного поэта Армении, советского политического деятеля, оставившего глубокий след в национальной и мировой литературе, Ваана Терьяна чествовали в многонациональном Пятигорске собравшиеся на территории уютного дворика армянской церкви «Сурб Саргис».

Выступавшие - писатель и журналист, исследователь родословной В. Терьяна Молик Седракян, первый председатель Пятигорского городского общества культуры им. В. Терьяна Владимир Айрапетов, доцент Пятигорского государственного лингвистического университета Варсеник Айрапетова рассказали о сложной, трагичной и одновременно счастливой судьбе поэта, о его пребывании в Пятигорске, о музее имени Ваана Терьяна в Оренбурге, долгие годы сохраняющем память о выдающемся сыне армянского народа.

Есть имена поэтов и писателей, общественных деятелей, которые дороги всем, независимо от национальности. Им ставят памятники, открывают мемориальные доски, их именами называют улицы, в их честь слагают стихи. Одного из них – прославленного поэта Армении, советского политического деятеля, оставившего глубокий след в национальной и мировой литературе, Ваана Терьяна чествовали в многонациональном Пятигорске собравшиеся на территории уютного дворика армянской церкви «Сурб Саргис».

Выступавшие - писатель и журналист, исследователь родословной В. Терьяна Молик Седракян, первый председатель Пятигорского городского общества культуры им. В. Терьяна Владимир Айрапетов, доцент Пятигорского государственного лингвистического университета Варсеник Айрапетова рассказали о сложной, трагичной и одновременно счастливой судьбе поэта, о его пребывании в Пятигорске, о музее имени Ваана Терьяна в Оренбурге, долгие годы сохраняющем память о выдающемся сыне армянского народа. Необычайный лирический тон праздника был обусловлен чтением стихов на «царственном» армянском и «великом» русском языках (так называл их сам Ваан Терьян), изящным исполнением армянской народной музыки, песен на стихи Терьяна и современных композиций.

Это замечательное событие состоялось благодаря стараниям учащихся старших классов воскресной школы при армянской церкви и преподавателей армянского языка Сильвы Санамян и Гоар Тунян, под руководством настоятеля церкви, заместителя главы епархии юга России Армянской Апостольской Церкви Арама Унаняна. Незабываемое впечатление оставили выступления минераловодского ансамбля «Ани», пятигорского ансамбля «Арцах» и прекрасный вокал Овика Адамяна.

С именем Ваана Терьяна связан целый период развития новой армянской поэзии. Он открыл в ней совершенно новую страницу: обогатил армянскую литературу новыми темами и мотивами, поднял культуру стиха на небывалую высоту, открыл богатейшие ритмические, музыкальные возможности армянской поэтической речи. Неслучайно Ваан Терьян так интересен для переводчиков. Читатели знают его поэзию в переводах В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, А. Ахматовой, И. Бродского, А. Кушнера, М. Дудина, Вс. Рождественского.

Ваан Терьян был одним из тех, кто связывал спасение армянского – и не только армянского – народа с новой Россией. «Тяготение и симпатии армян к России, – писал Терьян, – стали исторической традицией. Наш народ всегда инстинктивно чувствовал верный путь своего спасения, и лучшие представители нашей интеллигенции весьма ясно и ярко выразили это чувство». В тревожные октябрьские дни 1917 года Терьян спешит в Петербург и бросается в бурные волны революции, «ликующий и безумный, как Буревестник».

В последний период жизни Терьян развернул значительную работу в Народном комиссариате по делам национальностей. В качестве члена советской делегации по мандату, подписанному В.И. Лениным, он участвовал в Брестских мирных переговорах. В 1919 году, будучи уже членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Терьян был направлен в Туркестан. Однако из-за тяжелой болезни он задержался в Оренбурге, где 7 января 1920 года оборвалась жизнь выдающегося поэта.

В этом городе есть улица, которая носит имя Ваана Терьяна. Есть дом под номером 32 на улице Чичерина с мемориальной доской, установленной в 1940 году, на которой на армянском и русском языках написано: «В этом доме прошли последние дни жизни армянского поэта Ваана Терьяна, члена ВКП(б) и ВЦИК. 1885 – 1920».

Неподалеку от дома стоит памятник Терьяну, установленный в 1976 году, – дар правительства Армении. В течение четырех десятков лет оренбургский писатель-краевед Л.Н. Большаков изучал наследие Терьяна, по крупицам собирал сведения о его жизненном пути, написал несколько книг и приобщил многих оренбуржцев к его поэзии.

С поиска ответа на вопрос «Что же привело в наш степной край сына армянского народа?» началась исследовательская работа учащихся школы № 24 г. Оренбурга, в результате которой родился клуб юных друзей В. Терьяна. Члены клуба изучали жизнь и творчество поэта, ездили на его родину, где встречались с родственниками, земляками и друзьями Терьяна. Ребята переписывались с писателями и поэтами Армении, готовили и проводили литературные вечера. На основе собранных материалов в школе был открыт музей имени Ваана Терьяна, ставший центром изучения армянской культуры в Оренбурге. В картинах, рисунках, документах и прижизненных фотографиях – весь путь талантливого сына армянского народа. Инициатором создания музея стала замечательная русская женщина, преподаватель школы Римма Васильевна Лукьянова, до конца жизни руководившая им на общественных началах.

А жители Кавказских Минеральных Вод гордятся тем, что Ваан Терьян в 1918 году по заданию Народного комиссариата по делам национальностей занимался вопросами армянских беженцев, встречался с лечившимися здесь армянскими писателями и деятелями искусства.

«Невыносимо больно! Печаль охватила мое сердце и долго не оставляла меня» – эти слова Аветика Исаакяна после получения известия о смерти Терьяна передают настроение всех, кто знал Ваана Терьяна, кто был знаком с его творчеством. С уходом Терьяна «разбилась дивная чаша чувств и мыслей», отмечал А. Исаакян. Однако обаяние его поэзии ничуть не поблекло с годами. Она по-прежнему сохраняет свою изначальную красоту.

Варсеник Айрапетова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. великий поэт.....
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты