В региональной политике нет места эмоциям
Министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян заявил, что Армения поддерживает восстановление железной дороги в Абхазии, т.к. это положительно скажется на возможном разблокировании движения по маршруту Сочи - Сухуми - Тбилиси.
При этом министр не стал вдаваться в детали происходящего. Между тем, они вызывают достаточно много вопросов и протестов не только у официального Тбилиси, но и у таких организаций, как НАТО.
30 мая было сообщено, что на территорию непризнанной Республики Абхазия вошел батальон российских железнодорожных войск, который должен заняться восстановлением разрушенных участков железнодорожного полотна, мостов и других объектов инфраструктуры (точнее стратегических объектов инфраструктуры) в Абхазии. Эту информацию подтвердил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба.
Министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян заявил, что Армения поддерживает восстановление железной дороги в Абхазии, т.к. это положительно скажется на возможном разблокировании движения по маршруту Сочи - Сухуми - Тбилиси.
При этом министр не стал вдаваться в детали происходящего. Между тем, они вызывают достаточно много вопросов и протестов не только у официального Тбилиси, но и у таких организаций, как НАТО.
30 мая было сообщено, что на территорию непризнанной Республики Абхазия вошел батальон российских железнодорожных войск, который должен заняться восстановлением разрушенных участков железнодорожного полотна, мостов и других объектов инфраструктуры (точнее стратегических объектов инфраструктуры) в Абхазии. Эту информацию подтвердил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. Он также сказал: «Не надо искать в этих действиях какого-то злого умысла. Это чистая экономика». Министерство обороны РФ сообщило, что военные железнодорожники вводятся в Абхазию без дополнительного вооружения. В свою очередь, вице-президент российской железнодорожной монополии ОАО «РЖД» Михаил Акулов пояснил, что восстановление железной дороги в Абхазии необходимо для строительства олимпийских объектов в Сочи.
Вся проблема в том, что Московскими соглашениями 1994 года, которые регулируют ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта, не обговорено нахождение на территории Абхазии каких-либо других российских воинских подразделений, кроме миротворцев. Функции последних, а также численность, порядок нахождения в зоне конфликта, порядок применения оружия и пр. также обговорены Московскими соглашениями 1994 года. Российский МИД утверждает, что нахождение российских военных железнодорожников в Абхазии вполне законно. При этом игнорируя то обстоятельство, что официально Москва продолжает признавать территориальную целостность Грузии, составной частью которой де-юре продолжает оставаться Абхазия. Между тем, российские военные железнодорожники – это, прежде всего, военнослужащие Российских вооруженных сил, которые не входят в состав российского миротворческого контингента. Таким образом, можно считать, что Россия, собственно, нарушила Московские соглашения 1994 года.
Естественно, что ответом на эти действия Москвы стала резкая реакция Грузии, которая расценила ввод российских войск как акт агрессии и вражеское действие и потребовала немедленного вывода военнослужащих.
В сложившейся ситуации НАТО и сенат США потребовали от Москвы незамедлительного вывода военнослужащих с территории непризнанной республики. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что: «...развертывание железнодорожных войск Министерства обороны России в Абхазии способствует нестабильности в и без того взрывоопасном регионе». И далее: «Ввод российских железнодорожных войск не имеет каких-либо юридических оснований, противоречит воле властей Грузии и тем самым нарушает суверенитет и территориальную целостность Грузии, которые НАТО поддерживает решительно», - отметил он.
Между президентами Грузии и России состоялся телефонный разговор, и, согласно сообщению пресс-службы Кремля, российский лидер Дмитрий Медведев дал своему коллеге «необходимые разъяснения» на этот счет. Трудно сказать, насколько эти разъяснения удовлетворили президента М.Саакашвили.
Возвращаясь к позиции Армении, мы обращаем внимание на следующие обстоятельства:
- заявление министра транспорта и связи Армении Гургена Саркисяна, противоречит одному из действующих указов, где четко представлен круг должностных лиц, имеющих право делать заявления по официальной внешнеполитической позиции Еревана;
- Министерство иностранных дел Армении не дезавуировало заявления Г.Саркисяна, и тем самым получилось, что официальный Ереван поддерживает нарушения Московских соглашений 1994 года.
Можно, конечно, предположить, что голосование «против» резолюции, представленной Тбилиси, является как бы ответом на голосование Грузии по территориальной целостности Азербайджана. Если это так, то это всё эмоции. В Ереване должны помнить, что основной товарооборот Армении с внешним миром идет через сухопутные коммуникации Грузии. До последнего времени Ереван был достаточно осмотрительным в этом сложном вопросе и держал четкий нейтралитет в грузино-абхазском противостоянии, полагая, что обе конфликтующие стороны являются дружественными Армении, учитывая что и в Грузии, и в Абхазии есть большие армянские общины. Напомним также, что даже официальные власти в Сухуми публично не оспаривают право грузинских беженцев вернуться в Абхазию. Другое дело, что де-факто власти в Сухуми обговаривают ряд условий для возвращения грузинских беженцев.
В этой ситуации для Армении правильнее было бы сохранить нейтралитет и, во избежание ухудшения отношений с Грузией, «воздержаться» во время голосования в ООН, а не поддаваться эмоциям или нажиму из Москвы.
Интересно другое: все эти решения были приняты новой политической командой Сержа Саргсяна. Речь идет не только о самом президенте, но и о секретаре Совета национальной безопасности Артуре Багдасаряне и о министре иностранных дел Эдуарде Налбандяне, которые обязаны были подойти к этому вопросу более ответственно.
Давид Петросян,
Ереван
Оставьте свои комментарии